Социально-политические концепции философии Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политические концепции философии Просвещения



 

В.21

Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Ев-ропе и Америке XVIII в., связанной с преодолением феодальных сословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры ей харак-терен антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия). Выделяют английское Просвещение (Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит), фран-цузское (Д. Дидро, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер и др.), немецкое (И. Г. Гердер, И. В. Гѐте, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт), американское (Т. Пейн, Т. Джефферсон), русское (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский) и т. д.

Свою основную задачу просветители видели в соединении научного и социального про-гресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни. Идейным центром Просвещения стала издаваемая Д’Аламбером и Дидро17-томная «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» (1751–1780), статус которой опреде-лялся тем, что трансформация обстоятельств должна осуществляться на основе их доско-нального знания, а совершенствование человека возможно через его воспитание и просвеще-ние.

 

В.22

В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали тео-рии естественного права, общественного договора и гражданского состояния (общества).

Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основанием для такого утвержде-ния была рационально-механистическая интерпретация природы, рассматриваемой как цар-ство порядка, закона и «естественной справедливости», при этом человек как элемент приро-ды изначально обладает интенцией к самосохранению, разумом, способностью к целесооб-разному действию (труду) и праву на его результаты.

Теория общественного д оговора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми, государство – это результат добровольного соглашения людей, за-ключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просве-щение начинает рассматривать договор уже не как единовременный акт образования госу-дарства, но как принцип функционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Со-гласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения первый (неспра-ведливый) договор должен быть расторгнут и заключен новый, основанный на последова-тельном утверждении неотчуждаемых естественных прав человека.

Понятие гражданского состояния в учениях Гоббса и Локка понималось как преодоле-ние естественного и связывалось с образованием государства. Для французского Просвеще-ния государство выступает как институт, подчиненный интересам общества и производный от них. Государство с помощью закона призвано лишь гарантировать соблюдение частных договорных соглашений, складывающихся независимо от него и направленных на удовле-творение отдельных человеческих интересов. В конце XVIII в. идея гражданского состояния трансформируется в понятие «гражданское общество», которое как сфера осуществления частных интересов рассматривается просветителями в качестве более высокого, по сравне-нию с государством, социального состояния.

Историческая миссия философии Просвещения заключается в разработке идеологической программы нового капиталистического общества, а применительно к Франции и Америке – в непосредственной подготовке Великой французской революции и Войны за независимость. Ряд положений работы Руссо «Об общественном договоре» вошел в американскую «Декла-рацию независимости» и французскую «Декларацию прав человека и гражданина».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.142.193 (0.006 с.)