Аналитическая стратегия в современной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическая стратегия в современной философии



 

В 1950-е гг. понятие неопозитивизма заменяется понятием «аналитическая филосо-фия», частью которой становится лингвистическая философия. Она отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается исследованием типов употребления выражений в естественном, обыденном языке, в т. ч. когда он применяется при формулиров-ке философских понятий. Таким образом, неопозитивизм стал основанием для аналитиче-ской стратегии философствования.

Аналитическую философию определяют как доминирующее направление в англо-язычных странах XX века, исследующее феномен языка и моделирующее особый стиль фи-лософского мышления, основанный на примате естественнонаучной строгости и яс-ности. В то же время – это определенный стиль философского мышления, предполагающий строгость и точность языка. Для достижения этих целей аналитическая философия ис-пользует средства формальной логики, данные сопряженных наук.

При всей дискуссионности вопроса об исторической предтече аналитического движения можно сказать, что с к. XIX – н. XX вв. сдвиг в лингвистическую сферу связан с работами Г. Фреге, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, актуализировавших новую постановку во-просов: «Что есть язык?», «Что значит «существовать» в языке и каковы границы его упо-требления?», «Есть ли точка соприкосновения языка с миром?», «Возможно ли создание универсального логического языка?». С точки зрения раннего Л. Витгенштейна, мир – это совокупность фактов, а не вещей, «мысль – логическая картина факта», «в предложении мысль выражается чувственно воспринимаемым способом», «целокупность предложений – язык», «предложение – картина действительности», но только если оно «логически структу-рировано». Однако «язык переодевает мысли» до такой степени, что «внешняя форма одеж-ды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли», поэтому в компетенцию филосо-фии и входит «логическое прояснение мыслей» для достижения ясности предложений. С этим связана и проблема установления пределов «выражения мысли», между тем, что «мо-жет быть сказано ясно», т.е. предстать в логически отчетливой форме знания о мире, и тем, что в принципе логически невыразимо («Логико-философский трактат»,1918 г.).

Содержательными чертами аналитической философии выступают:

1. «Лингвистический поворот» – перевод философских проблем в сферу языка и ре-шение их на основе анализа языковых средств и выражений (Л. Витгенштейн).

2. «Семантическое восхождение» - акцентированное внимание на проблеме языкового значения, чем и призвана заниматься философия как аналитическая деятельность.

3. «Методологический уклон» – противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии, его использование с целью превращения философии в «строгое», «аргументированное» знание. Задача философской деятельности – ясность, ана-литическая артикулированность, рациональная прозрачность содержания мышления.

4. Тенденция к «нейтрализму» – освобождение от историко-философских предпосы-лок: размывание границ между философскими и частнонаучными проблемами (лингвистиче-скими, логическими, методологическими, научными).

Аналитическая философия начинает формироваться с критики основополагаю-щих принципов классической философии, как утратившей статус теории: а) субстанциализ-ма, б) тождества бытия и мышления, в) парадигмальной уверенности в беспредпосылочно-сти философского знания.

Особенностями аналитической философии можно считать не только важность феномена языка, но и определенные методологические принципы, основанные на примене-нии четкой логической техники анализа: 1) скрупулезная описательность; 2) критико-аналитическая деятельность; 3) претензия на статус метатеории; 4) детерминация способа познания способом выражения (языком, действием). Также аналитическую философию от-личает наличие общей идеи: построение языка, адекватного реальности,                                                                                                                                   определяющей вектор развития всего аналитического знания в целом.

Если на раннем этапе становления аналитической философии задача философии состояла в том, чтобы заняться терапией языка, то в позднеаналитический период в ней про-исходит своеобразный «прагматический поворот», связанный с идеей о том, что подлинное значение терминов и высказываний обнаруживается в контексте реальной языковой практи-ки. В этом ракурсе важна концепция «языковых игр» (Л. Витгенштейн), показавшая, что значение слов определяется их употреблением (проблема непонимания возникает из-за нашего неумения оперировать понятиями в соответствии с правилами языка, спецификой ситуации и т. д.), и теория речевых актов Дж. Остина и Д. Серля, трактующая их как интен-циональные действия говорящего и др.

Проблемное поле аналитической философии постепенно расширяется, т. к. анализ языка не сводится к его репрезентативной функции (что характерно для логического позити-визма), поскольку язык – не некая реальность, параллельная действительности, не зеркальное отражение мышления человека, а сложная многофункциональная система, обеспечивающая общение между людьми и смысловое понимание в интерсубъективном процессе. Тем самым, ведущее значение придается коммуникативной функции языка (Л. Витгенштейн, У. Селларс, У. Куайн).

 

 

Марксизм и его статус



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.006 с.)