Великое княжество Литовское (х III -х VI вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великое княжество Литовское (х III -х VI вв. )



 

Образование и развитие Великого княжества Литовского

 

В том же XIII в., но несколько позже, чем империя Чингисхана, на противоположных, западных рубежах Руси возникло другое го­сударство, которому тоже суждено было сыграть заметную роль в истории нашей страны — Великое княжество Литовское. Литовцы с давних пор были соседями восточных славян, что обусловило определенные связи между этими народами — мирные и немир­ные. В середине XIII в. один из племенных вождей (Кунигасов) Миндовг (Миндаугас) принял христианство и был венчан по ука­занию папой Римским на королевство, хотя позже он отказался и от того, и от другого[lvii][57], тем не менее принято считать именно Миндовга основателем литовского государства.

С течением времени к Великому княжеству Литовскому бы­ли присоединены украинские, белорусские и некоторые русские княжества. Его территория в начале XV в. составляла свыше 900 тыс. кв. км и простиралась от Черного до Балтийского моря. Первой столицей государства был г. Новогородок (Новогрудок), а с XIV в. — г. Вильно.

В 1385 г. представители Польши прибыли в замок Крево (около Минска) и предложили великому князю Ягайле — Якову, сыну великого князя Ольгерда (полурусскому), жениться на поль­ской королеве Ядвиге, стать королем Польши и тем самым скре­пить унию обоих государств, не допустить полного перехода Польши в руки немцев, так как Ядвига еще в детстве была обручена с Вильгельмом Габсбургом Австрийским. Ягайло, стремясь разо­рвать союз Польши с Тевтонским орденом, принял предложение Польских послов и обязался начать распространение католицизма в Белоруссии, Литве и на Украине. Уезжая в Польшу, Ягайло передал власть в Великом княжестве Литовском своему брату

Скиргайле (Ивану), а затем в 1392 г. великим князем литовским назначил Витовта — своего двоюродного брата.

Персональная уния с Польшей сохранялась до смерти Ягайлы в 1434 г. В 1448 г. уния была возобновлена после избрания коро­лем Польши великого князя литовского Казимира — сына Ягай­лы. Уния Великого княжества Литовского с Польшей способство­вала разгрому Тевтонского ордена и приостановлению онемечи­вания Польши. Отрицательные последствия унии выражались в усилении феодального гнета и распространении в Белоруссии, Литве и на Украине католицизма.

В 1569 г. польским феодалам удалось, воспользовавшись Ли­вонской войной, отторгнуть от Великого княжества Литовского Украину и Подляшье и вынудить представителей Великого кня­жества Литовского согласиться на подписание акта Люблинской унии. В результате этой унии было образовано государство — Речь Посполитая. Великое княжество Литовское и в составе Речи Посполитой сохраняло определенную обособленность. Оно имело свою территорию, свои органы власти и управления, финансы, армию и законодательство. В конце XVIII в. была предпринята попытка превращения Речи Посполитой в единое унитарное го­сударство. Этот процесс не был завершен, так как Белоруссия и Литва вошли в состав Российской империи.

 

Общественный строй

 

Социальный состав населения Великого княжества Литовского характеризовался наличием двух основных классов: феодалов и феодально зависимых крестьян. В правовом отношении все насе­ление подразделялось на сословия. Внутри каждого сословия также имелось деление на определенные группы. Класс феодалов, составлявший небольшую часть населения, занимал господству­ющее положение в экономической, политической и идеологичес­кой жизни общества. Все феодалы входили в состав сословия — шляхты либо духовенства. Но не все шляхтичи были феодалами, так как многие из них не имели зависимых от себя людей или даже земельных владений и вынуждены были наниматься на службу к крупным феодалам.

Феодалы. Феодалы в экономическом и правовом отношении подразделялись на ряд категорий в зависимости от богатства, родовитости и занимаемой должности. В законодательных актах того

времени различались феодалы высшей категории («высшего стану») — князья, паны радные, паны хоруговные и низшей кате­гории — земляне-шляхта, имевшие собственные имения.

Верхушка класса феодалов, заседавшая в совете великого князя (раде), именовалась панами радными. В ее руках находилось все управление государством. К этой же категории относились и католические епископы. Панами хоруговными были крупные фе­одалы, выезжавшие на войну не под знаменами поветов (уезда или волости), а под своими знаменами, так как они выставляли значительное число воинов.

Права всего сословия шляхты (дворянства) неуклонно расши­рялись за счет закабаления и ограничения в правах «простых людей». Но малоземельная и безземельная шляхта не могла поль­зоваться многими правами.

Промежуточное положение между феодалами и крестьянами занимали бояре. До XV в. все феодалы назывались боярами, а затем появился термин «шляхта», или «бояре-шляхта», а боярами стали называть «простых людей», находившихся на службе князя или пана в качестве вассалов, имевших на праве владения (но не собственности) две волоки (около 42 га) земли. Бояре считались лично свободными людьми и могли переменить своего господина, что сопровождалось, однако, потерей прав на землю.

Крестьяне. Основную массу населения составляли феодально зависимые крестьяне, правовое положение которых определялось нормами обычного права, привилегиями (грамотами) и статутами. Процесс обезземеливания и закрепощения крестьян наиболее полно был выражен в «Уставе на волоки» 1557 г. В силу этого закона значительная часть земли отбиралась у крестьян и на ото­бранных землях образовывались фольварки (государственные или великокняжеские имения). К каждому фольварку приписывались крестьяне, которые обязаны были отбывать в нем барщину и вно­сить оброк. Число приписанных крестьян зависело от размера па­хотной земли в фольварке. На одну волоку земли в фольварке при­ходилось не менее семи крестьянских хозяйств. Этим законом крестьяне лишались права на землю и права перехода. Все крес­тьяне в зависимости от их принадлежности подразделялись на людей господарских (государственных) и людей панских. Господарские люди подразделялись на тяглых, осадных, огородников.

Тяглые крестьяне обязаны были выполнять барщинные рабо­ты по два дня в неделю с крестьянского двора, вносить оброк овсом, сеном, мелкой живностью (куры, гуси), отрабатывать четы­ре дня «толок» (особая летняя барщина в страду). На «толоки» обязаны были выходить все трудоспособные крестьяне. Кроме этого, крестьяне должны были убирать господское сено, нести сто­рожевую и отбывать подводную повинность, строить и содержать мосты и дороги, вносить серебщину — чрезвычайную подать на военные нужды, в случае войны выставлять с 8 или 10 дворов одного ратника и пр.

Осадными крестьянами назывались те, которые не выполняли постоянных барщинных работ, а обязаны были платить чинш 30 грошей и отбывать 12 дней «толок» в год или по усмотрению администрации вместо «толок» с них взыскивались 12 грошей плюс 1 бочка жита или 10 грошей. Остальные повинности осадных крестьян были такие же, как у тяглых. По сравнению с тяглыми, осадные крестьяне пользовались большей самостоятельностью. Они распоряжались своим рабочим временем и были менее зави­симы от феодальной администрации.

Владельческие, или панские, крестьяне, как и господарские, делились на «похожих», сохранивших свободу перехода, и «непо­хожих», т.е. полностью закрепощенных.

«Похожие» крестьяне выполняли повинности наравне с кре­постными, а позже слились с ними. Их закрепощению способст­вовал закон о сроке давности, в силу которого крестьяне, прожив­шие на земле феодала свыше 10 лет, превращались в «непохожих» и теряли право перехода.

В наиболее тяжелом положении были крестьяне-огородники, вышедшие в основном из бывших холопов, «челяди невольной». Огородники, согласно «Уставе на волоки», получали надел земли по три морга (около двух га) и обязаны были нести барщину по одному дню в неделю, а жены их работать летом шесть дней на поле или огороде феодала. В случае увеличения наделов огород­ники соответственно должны были нести большие повинности.

Особое положение среди сельского населения занимали крес­тьяне-данники, которые в XVI в. продолжали еще оставаться лично свободными людьми, а феодальную ренту вносили в виде различных даней: полюдья, дякла, куницы и других в государст­венную казну. Создание фольварков и приписка к ним свободных крестьян-данников, а также пожалование целых деревень и волос­тей отдельным феодалам привели к тому, что к концу XVI в. число крестьян-данников резко сократилось, а число тяглых крес­тьян, обязанных отбывать барщину, возросло. Дальнейшее

витие феодально-крепостнических отношений и усиление эксп­луатации сопровождались последующим разорением крестьян и появлением таких разрядов, как халупники и кутники. Халупни­ки имели собственное жилье, но не пользовались пахотной зем­лей. У кутников же не было даже собственного жилья, они юти­лись по чужим углам (куткам). Они нанимались на работу к куп­цам, ремесленникам и зажиточным крестьянам.

Городское население. Развитие ремесла и торговли в городах способствовало упрочению экономических связей как внутри страны, так и с соседними государствами, что в свою очередь вело к увеличению городского населения, основная масса которого оформилась к XVI в. в особое сословие — мещан. В городах про­живали также феодалы и духовенство.

Для защиты своих интересов от бесчинств феодалов и конку­ренции со стороны крепостных ремесленников городские ремес­ленники объединялись в союзы по профессиям — цехи.

 

 

Государственный строй

 

Великое княжество Литовское прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии.

Господарь. Во главе государства стоял господарь — великий князь. Ему принадлежала военная, административная, законода­тельная и судебная власть. Однако все важнейшие государствен­ные дела он решал не единолично, а совместно с «панами-радой» и сеймом (соймом). В ст. 2 раздела II Статута 1566 г. говорилось, что ни великий князь, ни паны-рада не имеют права начинать войну и устанавливать налоги без согласия сейма, на котором Должны были присутствовать и представители шляхты.

Рада. В состав рады входили наиболее крупные феодалы и Католические епископы (до 1569 г. четыре епископа, после Люб­линской унии —два). Кроме того, господарь мог приглашать на её заседания и иных феодалов. Для решения особо важных госу­дарственных вопросов рада собиралась в полном составе.

В отсутствие господаря рада руководила всеми делами само­деятельно. В ее компетенцию входили законодательство, внешняя политика, оборона государства, финансовые и важнейшие су­дебные дела.

Великий вальный сейм. Сейм Великого княжества Литовского вырос из древних вечевых собраний, на которые при феодализме стали допускаться только лица, принадлежащие к сословиям шляхты и христианского духовенства. На сеймах основную роль играли крупные феодалы, шляхта же вынуждена была подчинять­ся воле панов. В XV и в начале XVI в. на сеймы могли являться все шляхтичи по желанию. Но очень часто шляхта не являлась на сеймы, поэтому было установлено правило, по которому от каждого повета должны были избираться на поветовых сеймиках по два депутата. Кроме избранных депутатов (земских послов), на сейм приглашались все паны рады, верхушка православного духовенства и крупные феодалы, не входившие в состав рады. Оп­ределенных сроков и постоянного места созыва сеймов не суще­ствовало, собирались они в разных городах и замках по мере на­добности, например в случае угрозы войны. К компетенции сейма относились дела о налогах, о защите государства, об избрании ве­ликого князя, некоторые судебные дела и вопросы законодатель­ства.

Недопущение на сейм представителей мещан и крестьян, пре­обладание в нем влияния крупных феодалов делали его предста­вительным органом только класса феодалов и особенно его вер­хушки — князей и панов. Такой состав сейма предопределял и ха­рактер его правовых актов, которые полностью отвечали узкоклас­совым интересам феодалов.

Органы центрального управления. Повседневное руководство государственными делами осуществлялось, кроме рады, должност­ными лицами: канцлером, ведавшим государственной канцеля­рией; подскарбием земским, управлявшим финансами. Гетман наивысший командовал войсками во время походов и занимался вопросами комплектования и снабжения армии в мирное время. Маршалок земский был блюстителем порядка и этикета при дворе великого князя. Ему принадлежала главенствующая роль на сей­мах и других собраниях. Он судил участников сейма и их слуг за преступления, совершенные на сейме.

Не изжила себя и прежняя дворцово-вотчинная система уп­равления. Существовали такие местные лица и придворные чины, как подчаший, чашник, мечник, стольник, и др.

Местные органы управления. Местное управление в разных частях государства строилось неодинаково. В результате реформ, проведенных в 1565-1566 гг., вся территория государства была раз' делена на 30 поветов (уездов), которые входили в состав 13 воеводств. Правовое положение воеводств и поветов в составе княжества было различным. Например, воеводства Полоцкое и Ви-

тебское пользовались особым правовым режимом в составе княжества. Особое управление было организовано в городах и в част­ных владениях крупных феодалов, которым принадлежали неко­торые княжества и поветы.

Во главе каждого воеводства стоял воевода, назначаемый ве­ликим князем и радой. В воеводства Полоцкое и Витебское вое­воды назначались с согласия местных феодалов. Воевода руково­дил военными силами, был главою исполнительных органов вое­водства, осуществлял контроль за управлением государственными имениями и доходами, следил за поддержанием порядка на тер­ритории воеводства и осуществлял правосудие в городском (зам­ковом) суде. Он же входил в состав панов-рады по должности.

Воеводы проводили свою деятельность совместно с радами, со­стоящими из местных феодалов, и при помощи своих должност­ных лиц — «врадников»: наместника, ключника, писаря и др.

Управление в поветах осуществлялось старостами, которые на­значались великим князем и радой. Старосты наблюдали за вы­полнением населением всех повинностей (военной, дорожной, подводной), руководили сбором общегосударственных налогов, следили за поддержанием порядка в поветах, осуществляли суд по некоторым делам. В повете также имелись местные «врадники» — хорунжий, подстароста, писарь и др.

Наиболее важные вопросы в воеводствах и поветах обсужда­лись на местных сеймиках, на которые собирались только шлях­тичи независимо от их имущественного положения. Они избирали представителей в сейм, кандидатов на некоторые судебные долж­ности, заслушивали отчеты депутатов о решениях вального сейма и решали некоторые местные сословные дела.

Функций органов государственного управления в волостях осуществляли наместники — державцы, которым давались в дер­жание господарские имения и замки. Они собирали денежные и натуральные подати, следили за содержанием в надлежащем порядке укреплений, мостов и дорог, могли судить простых людей и в некоторых случаях шляхту.

В деревнях представителями администрации являлись сель­ские войты, сотники, сорочники, десятники, у крестьян-данни­ков — избираемые ими старцы. Эти лица занимались разверсткой повинностей, сбором дани и доставкой ее в казну.

Органы городского управления. Отличительной чертой управления в городах Великого княжества Литовского было предоставление им некоторого самоуправления. Во главе города стоял войт, назначаемый господарем. Впос­ледствии эта должность стала выборной. Непосредственными по­мощниками войта были бурмистры, радцы и лавники, которые на­значались войтом или избирались из местных богатых мещан. Рада и бурмистры ведали административно-хозяйственными делами. Войт совместно с лавниками рассматривал уголовные дела. В сво­ей деятельности городские органы руководствовались законами и нормами обычного права, а в более позднее время пользовались и нормами иностранного городского права, приспособленными к местным условиям.

Судебные органы. Высшим судебным органом в государстве был суд великого князя (господарский суд), в котором судили гос­подарь и паны-рада. Разновидностью господарского суда считался суд панов-рады, который рассматривал дела без великого князя.

В 1581 г. был издан закон об образовании высшего апелляци­онного суда, избираемого шляхтой. Он стал называться Главным судом, или Главным трибуналом. Решения и приговоры Главного суда выносились большинством голосов и назывались декретами. Они имели такую же силу, как и решения господарского суда, и обжалованию не подлежали.

Местными судами были: городские (замковые), земские, подкоморские, копные и войтовско-лавничьи суды.

 

Право

 

Источники права. На ранней стадии развития княжества в каж­дой местности (земле) действовали свое местное обычное право, а также нормы Русской Правды, международных догово­ров и церковное право.

С конца XIV в. получает развитие писаное право в виде спе­циальных грамот, или привилеев (частных законов), направ­ленных на обеспечение прав отдельных лиц, групп и даже всего класса феодалов. По своему содержанию и действию в простран­стве привилеи подразделялись на общеземские, которые действо­вали на территории всего государства, областные, данные жителям только одной какой-либо земли (области), волостные, городские и персональные, данные кому-либо лично.

В 1468 г. был издан Судебник, в котором подверглись кодифи­кации нормы уголовного и уголовно-процессуального права, на­правленные на защиту феодальной собственности.

В первой четверти XVI в. была осуществлена работа по сис­тематизации местного права, которая завершилась в 1529 г. изда­нием на белорусском (или западнорусском) языке первого в Ев­ропе свода законов— Статута Великого княжества Ли­товского. В нем содержалось свыше 240 статей (артикулов), систематизированных в 13 разделах, в которых излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уго­ловному, процессуальному праву. Основными источниками Ста­тута 1529 г. были: местное обычное право, грамоты, Судебник 1468 г. и Русская Правда. В 1566 г. был издан второй Статут, со­стоявший из 14 разделов и 367 статей, закрепивший социально-экономические и политические изменения в государстве. В 1588 г. был издан третий Статут, который действовал на территории Бе­лоруссии и Литвы до 1840 г.

Гражданское право. Право собственности. Граждан­ская правоспособность и дееспособность лиц, как и в других фе­одальных государствах, определялись в зависимости от классовой и сословной принадлежности.

Полной правоспособностью обладали только крупные феода­лы и верхушка духовенства. Феодалы, находившиеся в вассальной зависимости, — только с согласия верховного собственника. Еще большие ограничения предусматривались в отношении бедной, безземельной служилой шляхты, которая не могла занимать вы­борных должностей. Служащий у пана мелкий шляхтич не имел права без согласия хозяина оставить у него службу и не мог рас­поряжаться выслуженным имением. Феодально зависимые крес­тьяне не имели права приобретать земли на праве собственности, не могли свободно распоряжаться своим недвижимым имущест­вом. Совсем бесправной была челядь невольная, которая ничего не могла получать даже по завещанию.

Земельные владения феодалов по их правовой регламентации подразделялись на три вида: отчины или дедины — имения, полу­ченные по наследству от отца или деда; имения, купленные самим Феодалом; имения выслуженные, пожалованные во временное пользование верховным собственником.

Обязательственное право. В законе были установлены Форма и порядок совершения сделок, сроки исковой давности, очередность взысканий и другие нормы. Так, договор купли-продажи имений должен был совершаться в письменной форме в присутствии свидетелей и под страхом недействительности регистри­ровался в суде. При заключении договора займа на сумму свыше

10 коп грошей[lviii][58] кредитор обязан был получить от должника пись­менное обязательство. В обеспечение договора займа должник мог передавать кредитору в залог (заставку) свое имущество.

Прекращение обязательства наступало в случае его исполне­ния, истечения срока давности, вследствие смерти обязанного лица, при невозможности исполнения. Были установлены следую­щие сроки исковой давности: для истребования недвижимого иму­щества— 10 лет, движимого —3 года. Из этого правила имелись некоторые исключения.

Наследственное право. По закону наследниками пер­вой очереди были признаны дети наследодателей и их потомство, но только рожденные в законном браке и не лишенные прав на наследство. Наследниками второй очереди признавались братья и сестры наследодателя.

При наличии братьев дочери наследодателей не наследовали недвижимых имений отца, а получали только одну четвертую часть стоимости остального имущества независимо от числа бра­тьев и сестер. Материнское имение они наследовали в равных долях с братьями. Жена после смерти мужа получала не более одной третьей части имения в пожизненное владение, а наслед­никами считались дети либо братья мужа. Внесенное в дом мужа приданое жены при отсутствии детей в случае ее смерти возвра­щалось ее родственникам. Посторонним лицам могли передавать­ся по завещанию движимое имущество и имения, купленные самим завещателем. Отчины должны были передаваться наслед­никам по закону.

Феодально зависимые люди могли завещать посторонним лицам только одну треть своего движимого имущества, а две трети обязаны были оставлять детям. При отсутствии детей эти две части должны были оставаться в доме и поступали в распоряже­ние господина. По Статуту 1588 г. предусматривалась возмож­ность наследования женой имущества мужа, в число наследников третьей очереди были включены родители наследодателя и в чет­вертую очередь — иные родственники.

Семейное право. В области семейных отношений наряду с пи­саным правом широко применялись нормы обычного права, кото­рое особенно долго удерживалось среди трудового населения. Го­сударственные органы законным признавали только брак, заклю­ченный с соблюдением церковных обрядов.

Для вступления в брак необходимо было достигнуть совершен­нолетия, не состоять в другом браке и в близком родстве между брачующимися. Муж признавался главой семьи и законным пред­ставителем ее интересов. Если же муж приходил в дом жены, т.е. в «примы», управление хозяйством фактически оставалось в руках жены, а права мужа были в значительной степени ограничены.

Дети обязаны были подчиняться воле родителей. В случае несостоятельности должника — простого человека — суды могли вынести решение о передаче кредитору в залог его детей и даже жены.

Выдавая дочерей замуж, родители обязаны были давать при­даное. Размер его определялся нормами обычного права и согла­шением сторон. В случае смерти родителей невесты приданым должны были обеспечить ее братья.

По учению церкви, как католической, так и православной, рас­торжение браков не допускалось. Однако по обычному праву брак мог быть расторгнут по заявлению одного или обоих супругов ду­ховным либо светским судом.

Уголовное право. Понятие преступления в памятни­ках права определялось по-разному. В одном случае оно рассмат­ривалось как нарушение норм права — «выступ» из права, т.е. как общественно опасное деяние. В другом же случае оно расценива­лось как причинение вреда потерпевшему — «шкода», «кривда», «гвалт». Под нарушением норм права понималось нарушение как закона, так и норм обычного права.

За умышленные преступления виновный нес ответственность в полной мере. Например, за умышленное убийство преступник подвергался смертной казни, с его имущества взыскивались «головщина», а также иные расходы, связанные с причинением ма­териального ущерба. При неосторожном убийстве виновный ос­вобождался от наказания, но обязан был выплатить родственни­кам убитого головщину. Суд обязан был учитывать и возраст пре­ступника. Так, не несли уголовного наказания несовершеннолет­ние лица (по Статуту 1566 г. не достигшие 14 лет, а начиная с 1588 г. не достигшие 16 лет).

Уголовное законодательство XVI в. знало уже простое и слож­ное соучастие. При простом соучастии, когда все соучастники яв­лялись соисполнителями преступления, все они должны были под­вергаться одинаковому наказанию. При сложном соучастии пре­ступники подразделялись на исполнителей, пособников, подстре­кателей и могли наказываться по-разному.

Сословный характер феодального уголовного права особенно наглядно проявлялся при назначении наказаний. Преступле­ние, совершенное шляхтичем, наказывалось легче, чем такое же деяние простого человека. Например, в случае нанесения ран шляхтичем шляхтичу виновный наказывался по принципу «око за око, зуб за зуб». За нанесение ран простому человеку шляхтич наказывался денежным штрафом. Если же простой человек ранил шляхтича, он подвергался смертной казни.

Наказание рассматривалось как возмездие за преступление и как средство устрашения. Целью наказания было также возмеще­ние причиненного вреда в виде различных денежных взысканий, штрафов и конфискаций.

Наиболее распространенной была смертная казнь, которая ус­танавливалась за государственные преступления, убийство, кражу и другие деяния и существовала в форме повешения, сожжения, утопления, отсечения головы. В качестве телесных наказаний при­менялись к простым людям битье кнутом, битье розгами и членовредительные наказания, такие, как отсечение руки, отрезание ушей, языка, разрезание ноздрей. Тюремное заключение приме­нялось на срок от шести недель до одного года и шести недель; как дополнительная мера наказания к шляхте могло применяться лишение чести и прав.

Имущественные наказания имели весьма широкое распростра­нение. Подобно Русской Правде, литовское законодательство предусматривало за некоторые преступления штраф, именовав­шийся виной, и возмещение ущерба потерпевшим, которое назы­валось почти так же, как на Руси, — годовщина. Вина взыскива­лась в доход казны или самих органов и должностных лиц, осу­ществлявших правосудие.

Размер головщины зависел от сословной принадлежности и должности, занимаемой убитым, например по Статуту 1529 г. за тяглого крестьянина — 10 коп грошей, за «паробка невольно­го» — 5 коп грошей, а за шляхтича — 100 коп грошей родствен­никам убитого.

Процессуальное право. Четкого разграничения между граж­данским и уголовным процессом в Великом княжестве Литовском не было. Процесс носил обвинительный характер, при котором потерпевший или его представитель обязаны были сами собирать доказательства и представлять их суду. Только в 1566 г. было ус­тановлено правило, согласно которому по наиболее тяжким пре­ступлениям вводилось государственное расследование. С этого времени уголовный процесс начал приобретать инквизиционный характер. В процессе допускалось примирение сторон как по гражданским, так и по уголовным делам. Предусматривалось учас­тие адвоката.

Важное место в процессуальном праве уделялось доказатель­ствам. Они подразделялись на достаточные (совершенные) и не­достаточные (несовершенные). К первым относились признание стороны, письменные акты, задержание с поличным, показание определенного числа свидетелей, заранее указанного в законе. Допускалась пытка простых людей. При отсутствии достаточного числа свидетелей и других полных доказательств могла приме­няться присяга. После рассмотрения дела по существу суд устно выносил постановление, которое затем записывалось в судебные

книги.

Сторона, недовольная решением суда первой инстанции, бы­ла обязана заявить суду об этом немедленно. В противном случае она лишалась права подавать жалобу в суд второй инстанции. Предоставление новых доказательств в суд второй инстанции не допускалось.

Самым слабым звеном в процессуальном праве было исполне­ние судебных постановлений, так как феодалы зачастую игнори­ровали судебные решения и сторона, получив решение суда в свою пользу, часто не могла добиться его исполнения.

 

* * *

 

Великое княжество Литовское образовалось позже Древнерус­ского государства, но прошло исторически сходные этапы. Литва, как и Русь, миновала рабовладельческий строй и перешла непо­средственно к феодализму. Это означало, что ее политические формы развивались аналогично. На протяжении трех веков Вели­кое княжество Литовское прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии.

Литовское государство сложилось на стыке крупнейших дер­жав того времени — Польши и Руси и не могло не чувствовать их влияния. В то же время ему пришлось бороться с немецкой экс­пансией с запада и с монголо-татарской — с востока. Тем не менее в этих сложных условиях, используя противоречия между соседя­ми, Литва смогла стать на время большим и сильным государст­вом. Однако отстоять свою независимость она все-таки не смогла, что привело к слиянию ее с Польшей и образованию Речи Посполитой. Великое княжество только по названию было литовским. Боль­шую часть населения составляли славяне (русские, украинцы, бе­лорусы) и другие народы. Даже первый Литовский статут был на­писан на западнорусском или белорусском языке. А следующие —-на польском.

Правовая система княжества в своем развитии достигла высо­кого уровня, используя опыт соседей, в том числе Руси. В то же время некоторые нормы Литовских статутов будут восприняты и русским законодательством XVII в.

 

Глава 8

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.051 с.)