Государственность и право в Средней Азии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственность и право в Средней Азии



 

Общественно-политическое развитие Средней Азии во многом походило на то, что делалось и в Закавказье. Вместе с тем здесь была и своя существенная специфика.

Эфталитское царство (V - VI вв.). На рубеже IV и V вв. кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разру­шили остатки рабовладельческого Кушанского государства. Эфта-литы создали в Средней Азии сильную кочевую державу. Нака­нуне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господ­ствовал первобытно-общинный строй. Процесс становления клас­сового общества у эфталитов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии. Однако разложение первобытно-общин­ного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к фео­дальному пути развития.

Тюркский каганат (V 1- VII вв.). Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней Азии. Государственные образования на территории Средней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркского каганата, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных вла­дений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского каганата пала в связи с нашествием арабских завоева­телей.

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII -1Х вв.). В первой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоева­тели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жителей, разрушили многие культурные ценнос­ти. Наместники Халифата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия — ислам. Вместе с исламом распространялось му­сульманское право — шариат. Были введены многочисленные на­логи и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. Притеснения со стороны арабских правителей вызывали протест народных масс, который жестоко подавлялся арабскими войсками.

В период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс дальнейшего развития феодальных отношений. Арабские завоева­тели широко практиковали захват земли у местного населения. Зе­мельный фонд принадлежал государству, а также знатным араб­ским семьям. Среднеазиатские землевладельцы — дехкане, подчи­нившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же земледельцы попадали во все большую феодальную зависи­мость.

Особое значение придавали арабские феодалы исламизации населения. Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды осво­бождались от налогов. Исламизация трудящегося населения Сред­ней Азии происходила в длительной, упорной борьбе.

Государство Саманидов (I Х-Х вв.). После падения власти арабских завоевателей в IX в. местная династия Саманидов, ис­пользовав борьбу народных масс против арабских властей, объ­единила значительную часть среднеазиатских земель, образовав государство Саманидов.

Это государство было сильной и независимой феодальной дер­жавой.

Общественный строй. Развитие феодальной собствен­ности на землю приводило к усилению феодальной эксплуатации, Ухудшению положения феодально зависимого населения.

Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками — арендаторами феодальных земельных владений. Крупная феодаль­ная знать дробила свои земли на мелкие участки и сдавала их на кабальных условиях земледельцам. Издольщики работали, получая половинную, третью, десятую и даже двенадцатую долю урожая. К тому же из этой доли надо было платить налог с имущества.

Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, раз­личные повинности (постройка, починка дорог и мостов, прове­дение и очистка ирригационных сооружений и др.) приводили к обнищанию крестьянства. Хотя мусульманское право отрицало крепостничество, тем не менее крепостнические отношения в раз­личных завуалированных формах существовали в Средней Азии, что вызывало ожесточенную борьбу против эксплуататоров.

Государственный строй. Верховная власть в государ­стве Саманидов принадлежала эмиру. Он осуществлял ее через центральные и местные органы управления. При Саманидах го­сударственный аппарат делился на царский двор (даргох) и цент­ральные органы управления (диваны).

Самым важным органом центрального управления, контроли­ровавшим все административные, политические и хозяйственные учреждения государства, являлся диван везира, т.е. главы прави­тельства, ответственного за управление перед эмиром. На долж­ность везира эмир назначал одного из представителей трех самых богатых и родовитых семейств. Везир возглавлял все военные силы государства.

Вторым по значению органом управления был финансовый диван, ведавший всеми финансовыми делами государства. Специ­альные диваны ведали дипломатическими сношениями с другими государствами, гвардией Саманидов, снабжением войск, почтой и другими областями государственной жизни. В обязанность служа­щих дивана почты, например, входило наблюдение за поведением местных правителей с донесением об этом эмиру. Этот диван под­чинялся только эмиру.

Специальный диван — мухтасиб — наблюдал за рынком, веса­ми, продажей товаров крестьянами и ремесленниками. Постепен­но чиновники этого дивана стали осуществлять надзор за нравст­венностью населения, посещением мечетей, соблюдением религи­озных обрядов.

Существовали диваны государственных земель, судейский и вакуфный (ведающий церковными землями). Судейский диван возглавлялся главным судьей — казием.

Все диваны, кроме дивана почты, имели свои местные учреж­дения, которые подчинялись и центру, и местным правителям. Местные правители назначались из числа феодальной знати.

Городами управляли назначаемые эмиром градоправители из местной знати — раисы.

В государстве Саманидов важная роль принадлежала мусуль­манскому духовенству, в особенности его главе, впоследствии кня­зю ислама, который был видным деятелем при эмире.

В конце X в. ослабленное внутренними распрями Саманидское государство рухнуло под ударами Караханидов и прекратило свое существование.

Государство Караханидов (Х I -Х II вв.). Караханидами назы­вался целый ряд кочевых тюркских племен во главе с ханами из племени ягма. Самым крупным из таких племен были карлуки. Чтобы упрочить свое положение, караханидские ханы формально признали верховную власть багдадского халифа.

Часть территории Средней Азии к югу от Аму-Дарьи после падения государства Саманидов перешла в состав государства Газневидов (по имени Махмуда Газневи), а Мавераннахр[xxxiv][34] остался у Караханидов.

Государство Караханидов, в отличие от государства Самани­дов, было раздробленным. Во главе государства стояли ханы (ка­ганы). Все Караханидское государство считалось собственным владением членов ханской семьи. Страна делилась между всеми представителями этой семьи на отдельные уделы, которые само­стоятельно управлялись членами ханского дома — удельными ха­нами (эльханами). Столицей государства Караханидов вначале был Узген (в Киргизии), затем — Самарканд. При Караханидах зе­мельные владения жаловались представителям правящих групп на правах бенефиция и назывались иктой. Таким образом, в XII в. вместо дехкан (прежних потомственных крупных землевладель­цев) появилась новая общественная группа землевладельцев — иктадоры.

При Караханидах положение земледельцев-крестьян еще боль­ше ухудшилось, ибо было введено множество новых налогов и по­винностей, отобраны значительные участки крестьянской земли Для пастбищ караханидских кочевников-тюрков.

Государство хорезмшахов (Х II -Х III вв.). Государство хорезм-шахов было основано во второй половине XII в. В его состав в начале XIII в. входила, кроме Хорезма и Мавераннахра, часть тер­ритории нынешнего Афганистана и Ирана.

Государство хорезмшахов не было в достаточной степени цент­рализованным. Местные правители, формально признавая себя вассалами хорезмшахов, на деле оставались самостоятельными. Власть хорезмшахов не пользовалась поддержкой не только тру­дящихся и покоренных народов, но и военно-феодальной знати и мусульманского духовенства, которые стремились ограничить де­ятельность правителей.

В такой обстановке государство хорезмшахов не смогло орга­низовать отпор монгольским ордам, вторгшимся в Среднюю Азию в начале XIII в.

Общая характеристика права. В государстве эфталитов и Тюркском каганате действовало главным образом обычное право, возникшее у оседлого населения и кочевников. Со времени завое­вания Средней Азии арабами здесь усиленно насаждалась система мусульманского феодального права. Мусульманское право, выра­жавшее интересы землевладельцев, купцов, духовенства, все более вытесняло местное обычное право, в особенности у оседлого зем­ледельческого населения.

В отдельные периоды в Средней Азии наряду с мусульманским правом для некоторой части населения действовала иная правовая система. Так, Караханиды имели свое обычное право. Мусульман­ское право, возникшее впервые в Аравии, действовало в течение всего периода феодализма. В отличие от России и других стран, где имелось много разнообразных памятников феодального права, государства Средней Азии не знают сколько-нибудь цельных и ярких правовых памятников, изданных государственной властью.

В государствах Средней Азии право развивалось не путем со­здания законодательства, а путем толкования догм Корана и дру­гих религиозных норм.

Одной из особенностей права среднеазиатских государств яв­лялась тесная связь с религией. Коран и иные мусульманские ис­точники права не допускали издания каких-либо кодексов, урав­нивавших в правах частных лиц независимо от их веры.

Мусульманское право устанавливало деление народов на «пра­воверных» (мусульман) и «неверных» (немусульман).

Средняя Азия дала мусульманскому миру обширную богослов­скую и юридическую литературу. Деятельность среднеазиатских богословов-правоведов имела не только местное, но и общемусульманское значение. Наряду с руководствами по мусульманско­му праву, написанными различными авторами, в среднеазиатских государствах силу правовых норм имели различные акты, издан­ные их правителями.

 

* * *

 

Переход к феодализму в Закавказье и Средней Азии совпал с большими внешнеполитическими событиями. Старые рабовла­дельческие государства, превращаясь в феодальные, подвергались дроблению, в них возрастали центробежные силы. Это способст­вовало захвату Закавказья и Средней Азии Византией, Сасанидской Персией, а позднее Арабским халифатом. В свою очередь развитие феодализма в Халифате обусловило и его децентрализа­цию. Этим воспользовались народы, находившиеся под игом ара­бов. В период распада Халифата на его границах создаются новые государства коренных народов Закавказья и Средней Азии, до­жившие затем до монгольского нашествия.

Развитие государственности в Закавказье и Средней Азии не приводит еще к возникновению национальных государств, но со­здает исторические предпосылки для этого. Грузинские, армян­ские и азербайджанские царства и княжества то объединяются для борьбы с внешними врагами, то воюют между собой. В этой борь­бе происходит перемешивание народов, меняются исторические границы их расселения. Перемешиванию закавказских и средне­азиатских народов способствуют завоеватели, в определенных слу­чаях умышленно переселявшие значительные массы населения на территорию Закавказья или, наоборот, выселявшие местное насе­ление за ее пределы.

Переход к феодализму приводит к образованию новых право­вых систем. Существенным представляется подразделение права Закавказья и Средней Азии на две основные системы, зависящие от новых религий, новых церковных систем. В западной части ре­гиона побеждает христианство, в восточной — мусульманство. Со­ответственно этому создаются христианская и мусульманская пра­вовые системы, имеющие свои особенности в конкретных государ­ствах Закавказья и Средней Азии.

 

 

Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.184 (0.023 с.)