Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умение выходить из конфликтных ситуаций
• Барьеры общения • Обиды • Критика Раздел 2 Умение слушать других людей • Ищу друга Раздел 3 Умение быть терпимым и доброжелательным к другим • Комплименты или лесть • Привычки • Азбука перемен • Культура поведения (чаепитие) Четвертый класс. Конспекты занятий К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Именно недостаточным уровнем их развития чаще всего вызываются учебные трудности детей в средней школе. Конечно, такие сложные образования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность, в этом возрасте только формируются. Однако переход к ситуациям общения, требующим решения нравственных проблем и моральной саморегуляции поведения, происходит именно на этапе перехода от детства к отрочеству. В этот период отмечается явное снижение интереса учащихся к процессу обучения. Появляются такие симптомы, как отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания, конфликту с учителями, нарушение правил поведения в школе. Вместе с тем четвертый класс — это последний возрастной период, когда мы еще можем успешно влиять на ребенка, помогая ему решать возникающие проблемы, используя такую возрастную особенность, как открытость его души. Многие темы, предложенных нами для занятий с третьеклассниками, остаются актуальными и в четвертом классе, поэтому их полезно повторять с некоторыми добавлениями и расширениями, учитывая возросшие возможности детей, расширяя и усложняя тематику. Раздел 1. Умение выходить из конфликтных ситуаций ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА: «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ» Цели: • дать учащимся представление о вербальных барьерах общения; • обучать их поиску альтернативных вариантов поведения; • обучить детей анализу различных состояний. Материалы: • тетради для записи. Ход занятия
1. Вступление Ведущий предлагает вспомнить высказывание: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены». Обсуждая ответы учеников, подвести к пониманию барьеров (стен) в общении. Работа по теме занятия Необходимо напомнить участникам о том, как важно контролировать свои эмоции, поступки и слова во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения. Ведущий говорит, что конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению. Школьникам предлагается разыграть ситуацию «В классе». Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: — Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта? — Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы? Сцена разыгрывается еще несколько раз, в разных вариантах отношения выясняются: — сугрозой, указаниями, поучениями (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать); — с критикой (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту); — с обобщениями (ты такой же бестолковый, как все новенькие); — с безразличиемк новенькому (он не достоин моего внимания). Обсуждаются все варианты, отмечается тот ученик, который смог достойно выйти из конфликтной ситуации. Вопросы для обсуждения: — Какова цель разрешения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих. Если такого решения не найдено, то начинается противостояние.) — Кто может объяснить, что значит это слово? Кому-то необходимо идти на уступки. Если на ус тупки идут оба, то это компромисс. Самый лучший выход — сотрудничество. Все понятия обсуждаются и поясняются на примерах. Анализ занятия Контрольные вопросы: — Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении? — Оцените в баллах сегодняшнее занятие. Выкиньте столько пальцев одной руки, во сколько баллов вы оценили занятие.
ЗАНЯТИЕ 2 ТЕМА: «ОБИДЫ» Цели: • дать объяснение понятию «обида»; • научить детей находить приемлемые способы борьбы с обидой. Материалы: • бланки, ручки и коробка. Ход занятия Вступление Ведущий предлагает ребятам дописать предложение: «Я обижаюсь, когда...» Желающие зачитывают свои записи вслух. Ведущий спрашивает:
— У кого подобная ситуация также вызывает обиду? Делается вывод, что многие названные ситуации обидны для большинства людей, и нужно помнить об этом, общаясь с другими, чтобы не обижать их. Работа по теме занятия Ведущий просит ребят ответить на вопросы: — Что такое обида? — Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые? — Как мы реагируем на обиды? Затем ведущий предлагает детям разыграть ситуации, в которых люди по-разному реагируют на обиду. Учащимся раздаются листочки с описанием поведения обиженного человека (уверенного, неуверенного, грубого, безразличного, трусливого, справедливого). Предлагается разыграть ситуацию: «Тебя обвинили в том, чего ты не совершал». Каждый выполняет свое задание, а остальные угадывают, какой была реакция обиженного. Затем проводится обсуждение: — Что чувствует обидчик? — Какая реакция обиженного была убедительна? — Как нужно реагировать на обиду? — Нужно ли копить обиды? — Делается вывод о бесполезности накопления обид. Рисуем обиду. Ведущий предлагает детям нарисовать свою обиду. Зятем спрашивает: — Чем похожи рисунки? Почему? — Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.) — Как относиться к обидчику? (Прощать.) Делается вывод о том, что обиды копить бессмысленно: «Вспомните, как мы учились мысленно отправлять плохие мысли вверх, как надувные шары. Так же можно поступать и с обидами (мысленно пускать их на ветер или по воде и наблюдать, как они исчезают)». Занятие заканчивается подвижной игрой «Дракон ловит свой хвост». Анализ занятия Предложить учащимся вспомнить все рисунки обид и подумать, можно ли говорить, что какие-то из них правильные, а какие-то — нет? Почему? Предложить ответить на вопрос: «Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивыми? Оцените уровень своей обидчивости в баллах».
ЗАНЯТИЕ 3 ТЕМА: «КРИТИКА» Цели: • познакомить учащихся с понятием «критика»; • отработать с ними навыки правильного реагирования на критику. Материалы: • карточки с фразами, мяч. Ход занятия Вступление Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что такое «критика»? — Нужно ли обижаться на критику? — Почему нам обидно, когда нас критикуют? — Как критиковать, чтобы не было обидно? Работа по теме занятия Игра с мячом «Что звучит обидно?». Ведущий бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все анализируют, что при этом обращении чувствовали. — «Вы всегда плохо работаете!» — «Вы никогда не делаете домашнего задания!» — «Ты каждый раз перебиваешь!» — «Вы все лентяи!» — «Ты никогда не здороваешься!» — «Ты — глупый!» Вопросы для обсуждения: — Выло ли вам обидно? Какие испытывали при этом эмоции? — Какие слова особенно обижают? — Что заставляет людей критиковать других? — Нужна ли критика? — Всегда ли критика бывает услышана? Почему? Упражнение на «Я-сообщение». Как сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера? Ведущий предлагает выстроить предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера: — «я недоволен вашей работой»;
— «я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание»; — «я переживаю, когда меня перебивают» и т.д. Делается вывод о том, что Я-сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать, Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты-сообщение нацелено на обвинение другого человека, который при этом испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. 3. Анализ занятия Контрольные вопросы: — Часто ли вы используете Я-сообщения, давая возможность другим людям узнать о ваших чувствах? — Умеете ли вы контролировать свои высказывания? 4. Домашнее задание Потренироваться выражать свое мнение в Я-сообщени ях, при этом обращать внимание на реакцию партнера. Раздел 2. Умение слушать других людей ЗАНЯТИЕ 4 ТЕМА: «ИЩУ ДРУГА» Цели: • способствовать процессу самораскрытия учеников; • помогать им преодолевать барьеры в общении; • совершенствовать навыки общения. Материалы: • листы бумаги для написания объявлений. Ход занятия Вступление Ведущий предлагает детям объяснить понятие «настоящий друг», затем подводит итог сказанного детьми: — Друзья — это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. — Задумывались вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию «друг»? — Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом? — Как вы понимаете слово откровенность? Работа по теме занятия Ведущий предлагает участникам занятия записать окончания предложений у себя в тетради. Он записывает на доске начало предложений: — Откровенно говоря, мне до сих пор трудно... — Откровенно говоря, для меня очень важно... — Откровенно говоря, я ненавижу, когда... — Откровенно говоря, я радуюсь, когда... — Откровенно говоря, самое главное в жизни... Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух. Ведущий предлагает детям ответить на вопросы: — Всегда ли мы можем доверить свои откровения? — Может ли взрослый (родитель, воспитатель или учитель) быть вашим другом? — Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг, которому можно доверять! Объявление «Ищу друга» Ведущий: «Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда его нет, то человек пытается обрести друзей. Многие газеты сейчас печатают объявления для тех, кто желает найти друзей или просто единомышленников. Мы попытаемся тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга». Вы можете рассказать немного о себе, о своих увлечениях, любимых занятиях. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним».
Затем объявления собираются и зачитываются. Участники стараются угадать, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора. Желающие могут поместить свои объявления на стенде в кабинете психолога. Анализ занятия Контрольные вопросы: — Трудно ли быть откровенным? — Легко ли было писать о себе? Раздел 3. Умение быть терпеливым и доброжелательным занятие 5
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.027 с.) |