Троянский цикл мифов и «Иллиада» Гомера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Троянский цикл мифов и «Иллиада» Гомера



Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера «Илиада», трагедиям Софокла «Аякс-биченосец», «Филоктет», Еврипида «Ифигения в Авлиде», «Андромаха», «Гекуба», поэмам Вергилия «Энеида», Овидия «Героини» и отрывкам ряда других произведений.

На свадьбе Пелея и Фетиды были собраны все жители Олимпа, кроме неприглашённой Эриды - богини хаоса и раздора. Эрида не смогла вынести подобной обиды и подбросила на праздничный стол золотое яблоко раздора, которое росло в лесу нимф Гесперид, предназначавшееся «прекраснейшей». Из-за него начался спор между тремя богинями — Афродитой, Герой и Афиной.

Богини попросили Зевса, чтобы он разрешил их спор и назвал самую прекрасную. Тот не захотел совершать выбор, ведь Афина была его дочерью, а Гера — женой. Выбрать прекраснейшую Зевс предложил Парису, сыну правителя Трои Приама. Он выбрал Афродиту, ведь та пообещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды.

Парис прибыл в Спарту, где гостил в царском дворце. Как и обещала Афродита, он покорил Елену, жену царя Менелая, и бежал вместе с ней к себе домой, забрав и золото из местной казны. Такое вероломство объединило греков, решивших объявить Трое войну. В войске эллинов было немало легендарных воинов. Главой армии признали царя Агамемнона. Его соратниками были Менелай, Ахилл, Одиссей, Филоктет, Нестор, Паламед.

Герой Ахилл, сражавшийся на стороне эллинов, слыл сильным и бесстрашным воином. Единственным его слабым местом была пята. Причина этого была в том, что мать Ахилла — Фетида — держала младенца за ногу, когда опускала его в печь бога Гефеста, чтобы наделить ребёнка нечеловеческой силой.

Всего в войске греков было около ста тысяч воинов и тысячи кораблей. Отправившись по морю из Беотии, они высадились на берегах Малой Азии и предложили троянцам мирные переговоры: в обмен на Елену они не станут развязывать войну. Жители Трои отказались от перемирия. Гектор — сын Приама и брат Париса, был самым отважным и сильным защитником Трои. Троянское войском было в два раза меньше, чем у эллинов, но Трою защищала мощные крепостные стены, которые ещё никому не удавалось преодолеть или разрушить.

Грекам не осталось ничего, кроме как начать длительную осаду. В то же время Ахилл с частью войска разграбил все соседние троянские города. Троя пробыла в осаде девять лет. Дочери Ания Энотрофы помогали грекам получать продовольствие: они превращали землю в злаки, масло и вино.

Греческое войско часто брало пленников, которые оказывались за пределами Трои. Так в плен попала дочь Хриса, одного из жрецов Аполлона. Он прибыл во вражеский лагерь, умоляя вернуть ему девушку, но в ответ получил лишь грубые насмешки и отказ. Тогда жрец в порыве ненависти попросил Аполлона о справедливой мести, и бог послал на войско мор.

Узнав об этом, троянцы вышли из города и приготовились дать бой ослабленной армии. Лишь в последний момент стороны договорились, что конфликт должен решиться единоборством Менелая и Париса, чей поступок и стал причиной войны. Парис потерпел поражение, после чего договор должен был быть исполнен. Однако один из осаждённых солдат пустил стрелу в лагерь греков. Завязалась первая открытая битва под стенами города. Многие герои погибли на поле боя.

Первый день битвы привел к тому, что греки были оттеснены к своему лагерю. Ночью они окружили его рвом и приготовились к обороне. Обе стороны, исполнив волю богов, предали земле своих погибших. Осаждённым под руководством Гектора удалось разрушить ворота греческого лагеря, в то время как Одиссей и Диомед ушли на разведку. Вскоре напавших выбили из стана, но потери ахейцев были велики.

Из-за конфликта с Агамемноном, Ахилл не участвовал в военных действиях. Он оставался на корабле вместе со своим другом Патроклом. Когда троянцы начали подавлять эллинов, Патрокл уговорил Ахилла отпустить его сражаться с неприятелем. В награду за смелость, он получил доспехи и оружие великого героя.

Троянцы, приняв Патрокла за Ахилла, в ужасе побежали обратно в город. Многие из них пали от меча греческого героя. Лишь Гектор не ослаб духом. Призвав на помощь бога Аполлона, он сразил Патрокла и отобрал у него доспехи и меч Ахилла.

Смерть Патрокла стала потрясением для Ахилла. Он сожалел о том, что всё это время был в стороне от битвы, после чего примирился с Агамемноном и решил отомстить троянцам за смерть друга. В следующем сражении он отыскал Гектора и убил его в поединке. Труп врага Ахилл привязал к колеснице и трижды провёз вокруг Трои. Убитый горем Приам пришёл к Ахиллу просить вернуть тело сына в обмен на щедрые дары. Герой отдал тело, получив золото, равное его весу.

Весть о гибели Гектора быстро распространилась по всему античному миру. На помощь троянцам пришли воительницы амазонки и войско эфиопов. Парис, мстя за брата, выстрелил Ахиллу в пяту, отчего тот и погиб, как было завещано по преданию. Сам троянский наследник также ушёл в царство Аида, после того как был смертельно ранен Филоктетом. Елена стала женой его брата Деифоба.

Обе стороны понесли большие потери. Греки, осознавая преследовавшие их столько лет неудачи, решили воспользоваться хитростью. По приказанию Одиссея, они построили огромного, полого изнутри, деревянного коня. Там укрылись самые храбрые герои Греции. В то же время бóльшая часть кораблей греческого войска покинула лагерь и отплыла от берегов Трои.

Недоумевая, троянцы вышли за пределы города. Их встретил ахейский воин Синон и сказал, что для того, чтобы умилостивить богов, необходимо установить фигуру коня на центральной площади Трои. Так и произошло. Ночью Синон подал знак прятавшимся в коне грекам. Те перебили стражу и открыли ворота. Троя пала: город был полностью разрушен, после чего так и не смог восстановиться. Греки вернулись домой.

В отличие от «Илиады» и «Одиссеи» произведения эпического цикла сохранились лишь в виде фрагментов и кратких изложений в источниках поздней античности и византийского периода.

Гомер - первый европейский поэт, жил в 8 в. до н.э., имя более легендарное, чем реальное. 7 греческих городов боролись за право быть родиной мудреца. «Илиада» и «Одиссея» не являются цельными произведениями, учёные (аналитики) считают, что их написали разные поэты. Сторонники другой точки зрения (унитарии) считают, что они написаны одним человеком- Гомером. Победила точка зрения унитарии. Гомер, основываясь на реальных событиях, создал великое произведение. Главный отпечаток личности Гомера видится в том, что он избирательно и творчески подходит к мифологическому написанию. Обе гомеровские поэмы появились в период расцвета ионийской Греции в 8 в. до н.э. Каждая поэма едина по своему замыслу и его художественному воплощению, в каждой отражён богатейший жизненный опыт и мудрость греческого народа. Илиада. Развалины Трои и микенских твердынь- историческое прошлое «Илиады», свободно преобразованное в отношении времени, действия и персонажей. «Илиада» - военно-героическая поэма, в которой изображено столкновение народов, вождей и правителей. Гомер не описывает всю Троянскую войну, которая идёт 10 лет, он выбирает 50 дней 10-го года войны. Он избирательно и творчески подходит к описанию. Поэма отличается единством действий. Зачином поэмы является ссора Ахилла и Агамемнона, ссора из-за рабыни. (Брисаиды) Греки или ахейцы или данайцы. Гомер не случайно выбрал именно эту завязку, когда самый жаждущий воевать Ахилл не участвует в войне. Действия войны 2-х плановое (план людей и план богов). Боги и люди разделены на 2 партии. Боги решают, кому даровать победу в отдельных боях. Илиада разделена на 24 песни по числу греческого алфавита. Гомер торжественно перечисляет корабли (300 строк). Одно из важных единоборств Париса и Менелая. Парис проигрывает. Гомер показывает обоих противников. В 6 песне Илиады Гектор молит богов о победе Трои. Прощание с женой Андромахой и маленьким сыном. Гомер подчёркивает противоестественность войны. Гера украдывает у Афины пояс соблазнения. Патрокл - лучший друг Ахилла. Гектор убивает Патрокла. Ахилла охватывает гнев. 120 строк 18 песни описывает щит Ахилла. 23 песнь описывает погребение Патрокла, а 24 песнь выкуп тела Гектора. Илиада заканчивается погребением Гектора. В Илиаде мы видим хронологическую последовательность. Эти поэмы- это героический эпос. Эпос - это род литературы, который рассказывает о внешних по отношению к автору событиях и имеет сюжет. Героический эпос - изображает события далёкого прошлого, отношения людей.

Поэма «Илиада» Гомера является одним из величайших произведений Древней Греции, оказавшим большое влияние на мировую литературу. Это классический образец эпической поэмы, в которой описаны события Троянской войны – противостояния троянцев и ахейцев.

Главные герои

Агамемнон – царь Микен, предводитель ахейцев.

Ахиллес – отважный предводитель греков, герой, полубог-получеловек.

Гектор – бесстрашный троянский воин, сын Приама.

Другие персонажи

Одиссей, Аякс, Менелай, Диомед – отважные ахейские воины, соратники Ахиллеса.

Патрокл – лучший друг Ахиллеса.

Приам – правитель Трои.

Эней, Парис, Долон – отважные представители троянского войска.

Елена – жена Менелая, похищенная Парисом и ставшая причиной Троянской войны.

Андромаха – супруга Гектора.

Зевс – великий бог Олимпа, пообещавший отомстить троянцам за Ахилла.

Фетида – нимфа, мать Ахиллеса.

Гера, Афина, Посейдон, Гефест – боги, которые поддерживали ахейцев.

Артемида, Аполлон, Афродита, Арес – боги-соратники троянцев.

Песнь 1. Мор. Гнев

Отважный Ахиллес разгневан, и причиной его гнева стало нежелание ахейского вождя Агамемнона вернуть за вознаграждение украденную дочь жреца. В результате Аполлон наслал на ахейцев страшный мор.

Ахиллес потребовал, чтобы Агамемнон вернул девушку отцу, и тот согласился, но с условием, что Ахиллес взамен отдаст ему свою прекрасную наложницу. Оскорбленный воин решил покинуть ахейского вождя, чтобы не «умножать здесь богатств и запасов». Он пожаловался своей матери, нимфе Фетиде, на нанесенную ему «злую обиду», и та попросила Зевса наказать Агамемнона.

Песнь 2. Сон. Испытание. Беотия, или перечень кораблей

Чтобы сдержать данное Фетиде обещание, Зевс ниспослал Агамемнону обманчивый вещий сон, согласно которому тот должен возглавить войско ахейцев и овладеть «широкоуличной Троей».

Агамемнон, поверивший сну, устроил «собранье старейшин». Он понимал, что после десятилетней войны армия ослабла и воины хотят вернуться домой. Благодаря Одиссею ему удалось поднять боевой дух войска, которое вскоре вышло в море. Подробно описываются корабли ахейцев, а также народы и герои, которые будут противостоять друг другу.

Тем временем в Трое царь Приам узнал о предстоящем сражении и выдвинул собственную армию навстречу ахейцам.

Песнь 3. Клятвы. Обозрение ахейского войска со стены. Единоборство Париса и Менелая

От троянцев вышел вперед Парис и предложил самому храброму ахейцу «выступить против него и помериться в схватке ужасной». Его противником стал Менелай, и перед битвой обе стороны условились, что победитель заберет Елену и все ее богатство, а война закончится.

Началось сражение между Парисом и Менелаем – настоящим и бывшим супругами Елены. Парис потерпел поражение, и богиня Афродита спасла его от неминуемой смерти. Агамемнон напомнил об условии этой битвы и потребовал выдать Елену.

Песнь 4. Нарушение клятв. Агамемнонов обход

На совете у Зевса богами было решено, чтобы война продолжилась. Зевс послал Афину помочь троянцам нарушить перемирие. Богине удалось внушить одному из воинов пустить «стрелу в Менелая, любимца Ареса».

Агамемнон, возмущенный столь дерзким нарушением клятвы, поднял свое войско. Началась страшная битва, в ходе которой погибло немало отважных воинов с обеих сторон.

Песнь 5. Подвиги Диомеда

В этом бою особенно отличился ахейский герой Диомед, которому всячески помогала Афина. Он убил немало троянцев, был ранен стрелой в плечо, но благодаря Афине исцелился и вновь оказался в самой гуще сражения. Преследуя Энея, Диомед ранил в руку богиню Афродиту, а затем и Ареса. Боги отправились к Зевсу, чтобы пожаловаться на дерзость простого смертного.

Песнь 6. Встреча Гектора с Андромахой

Когда же «яростный бой меж троян и ахейцев оставили боги», перевес сил оказался на стороне ахейцев. Прорицатель убедил Гектора, чтобы тот повелел всему своему народу молить о помощи богиню Афину Палладу. Исполнив это, Гектор отправился к Парису и упреками вынудил его вновь вернуться на поле боя. Также он встретился с супругой Андромахой, которая умоляла его отказаться от участия в войне. Гектор успокоил жену и напомнил, что «война же – забота мужчины каждого, кто в Илионе родился».

Песнь 7. Единоборство Гектора и Аякса. Погребение мертвых

Гектор и Парис присоединились к своим воинам, желая «как можно скорее начать воевать и сражаться». По совету прорицателя Гектор вызвал на бой самого храброго ахейца. Им стал Аякс, который в ходе сражения ранил Гектора, а затем сбил его с ног камнями. Воины готовы были биться до победного конца, но этому помешало наступление ночи. Агамемнон устроил пир в честь отважного Аякса.

Тем временем троянцы организовали собрание, где предложили вернуть ахейцам Елену и ее богатства. Парис высказал свою волю – оставить Елену, но вернуть все ее сокровища. Приам передал это решение ахейцам, а также просьбу временного перемирия для погребения убитых воинов.

Песнь 8. Прерванная битва

Зевс созвал «бессмертных богов на собранье» и запретил под угрозой страшной кары помогать обеим враждующим сторонам. С высоты Олимпа взирал он на битву, и после бросил молнию – признак скорого поражения ахейцев. Троянцы, воодушевленные поддержкой Зевса, обратили в бегство своих врагов. Гера и Паллада были возмущены несправедливостью Вседержателя и хотели было помочь ахейцам, но Зевс их вовремя остановил. С наступлением ночи бой между ахейцами и троянцами был прерван.

Песнь 9. Посольство к Ахиллесу. Просьбы

После поражения в битве ахейцы «объяты были великой тревогой». В отчаянии Агамемнон решил спасаться бегством. Но соратники отговорили его от этого и посоветовали обратиться за помощью к Ахиллесу. Агамемнон согласился и отправил к Ахиллесу послов, однако ни одному из них не удалось уговорить его возглавить ахейское войско.

Песнь 10. Долония

После бессонной ночи Агамемнон и Менелай созвали всех вождей и на общем совете решили отправить разведчиков в стан врага. Выполнить сложное задание согласились Диомед и Одиссей. Тем временем Гектор также решил отправить лазутчика к ахейцам, и им оказался Долон. Диомед и Одиссей поймали его, выведали все подробности расположения троянского войска, а после убили. Они отправились к стану Реза, убили его и всех его сподвижников, а также увели «коней, величайших, прекраснейших видом». К ахейцам Одиссей и Диомед вернулись настоящими героями.

Песнь 11. Подвиги Агамемнона

С восходом солнца Зевс послал на поле брани Вражду, и началось очередное сражение ахейцев и троянцев. Силы противников были равны, но к полудню ахейцам удалось разорвать вражеские ряды. Особым мужеством отличился Агамемнон, погубивший немало троянских воинов.

Песнь 12. Бой у стены

Ахейцы надежно укрепились за стеной, в то время как троянцы решили разделиться на пять отрядов и атаковать ее с разных сторон. В очередной раз показав себя бесстрашным воином, Гектор пробил ворота камнем, чем вызвал бегство ахейцев.

Песнь 13. Бой у судов

В этой битве Зевс откровенно благоволил троянцам, в то время как Посейдон «скорбел об ахейцах». Ему удалось воодушевить их и помочь отразить очередное нападение Гектора. Перевес в битве оказывался то на одной, то на другой стороне, погибло множество отважных воинов.

Песнь 14. Обманутый Зевс

Гера, пожелавшая оказать помощь ахейцам, решила «обмануть эгидодержавного Зевса». Соблазнив его своими прелестями, богиня ниспослала на Зевса «глубокий и сладкий сон». Этим воспользовался Посейдон, который оказал существенную поддержку ахейцам. В результате Гектор оказался повержен камнем, и от верной смерти его спасли соратники, вовремя вынесшие его с поля боя. Воодушевленные ахейцы благополучно отразили все атаки троянцев и освободили свои корабли.

Песнь 15. Обратный напор от судов

Пробудившись ото сна, Зевс с удивлением обнаружил бегство троянцев и поверженного Гектора. Он потребовал объяснений от Геры, а после предсказал участь Троянской битвы, если не будет смыто оскорбление с Ахиллеса, как он ранее пообещал Фетиде. Зевс отозвал с поля брани Посейдона и направил Аполлона в качестве помощника Гектору. Отважному воину вновь удалось оттеснить ахейцев к своим кораблям.

Песнь 16. Патроклия

Патрокл отправился к Ахиллесу, на груди которого «слезы горячие лил» о судьбе ахейского войска. Ахиллес сжалился над ним и согласился помочь отразить атаки троянцев. Тем временем силы Аякса уже были на исходе, и троянцам удалось подступить к его кораблю и поджечь его. В этот миг появился Ахиллес со своими воинами, которые обратили троянцев в бегство и потушили судно. Патрокл преследовал убегающих воинов, которых безжалостно убивал. Его жертвой чуть было не стал и Гектор, но при помощи Аполлона Гектор убил своего противника.

Песнь 17. Подвиги Менелая

Гектор хотел было забрать тело Патрокла на всеобщее поругание, но Менелай принялся рьяно защищать его. Разгорелась страшная битва. Гектору удалось снять доспехи Патрокла, принадлежавшие Ахиллесу, прежде чем ахейцы отвоевали его тело. Менелай отправил гонца к Ахиллесу, чтобы сообщить о смерти Патрокла.

Песнь 18. Изготовление оружия

Узнав о смерти Патрокла, «черное облако скорби покрыло» Ахиллеса. Мать решила утешить его и пообещала достать ему оружие, изготовленное самим Гефестом. Она отправилась на Олимп, где уговорила Гефеста выковать для любимого сына доспехи и оружие. Тем временем Ахиллес и другие ахейцы со всеми почестями приняли тело Патрокла. Троянцы, узнав о появлении Ахиллеса, решили отступить, но Гектор наотрез отказался сделать это.

Песнь 19. Отречение от гнева

На заре Фетида принесла сыну «гефестов доспех достославный». Увидев его, Ахиллес решил немедленно броситься в бой, чтобы отомстить за смерть Патрокла. Он созвал ахейцев на собрание и прилюдно объявил о том, что позабыл свой гнев ради праведного мщения. Агамемнон хотел было оправдаться перед ним и поднести богатые дары в честь примирения, но Ахиллес желал лишь одного – оказаться в пылу сражения. Когда он взошел на колесницу, услышал предсказание Геры, согласно которому он должен «от мощного бога и смертного мужа погибнуть».

Песнь 20. Битва богов

Когда троянцы и ахейцы схлестнулись в страшной битве, Зевс призвал богов принять участие в ней и помогать той или иной стороне по собственному усмотрению. Приближение богов к полю брани ознаменовалось громом, молниями и сотрясением земли. Из-за явного участия богов в сражении долгожданный поединок Ахиллеса и Гектора так и не состоялся, поскольку их всячески оберегали небесные покровители – Афина и Аполлон.

Песнь 21. Битва у реки

Ахиллесу удалось обратить троянцев в бегство. Он «двенадцать живых себе юношей выбрал» в качестве жертвы убитому Патроклу. У реки Ксанф он, обуреваемый жаждой мести, убил немало троянских воинов. Приам, увидев с высокой башни бегство троянцев, приказал немедленно открыть ворота, чтобы спасти их.

Песнь 22. Убийство Гектора

Все троянцы, за исключением Гектора, успели скрыться за спасительной стеной. Родители Гектора умоляли сына одуматься и спастись, но он намеревался сразиться с Ахиллесом. Зевс решил бросить жребий – кому из героев остаться в живых. Повезло Ахиллесу, который в бою смертельно ранил Гектора копьем. Желая как можно больше унизить врага и после смерти, он «к колеснице тело его привязал, голове ж предоставил влачиться».

Песнь 23. Игры в честь Патрокла

Вернувшись в стан, Ахиллес отдал все возможные почести Патроклу, после чего устроил похоронный пир. Во сне к нему явилась душа усопшего Патрокла, которая потребовала скорейшего захоронения, поскольку ее не принимали в царство Аида. С восходом солнца Ахиллес завершил обряд погребения и в честь друга устроил различные воинские и спортивные состязания.

Песнь 24. Выкуп Гектора

Благодаря покровительству богов Приаму удалось уговорить Ахиллеса вернуть тело убитого им Гектора. Он привез его домой, где троянцы отдали герою заслуженные почести, родственники оплакали его, а после тело сожгли и погребли. Затем «блистательный пир пировали в доме великом Приама, владыки, вскормленного Зевсом».

Заключение

В основе произведения Гомера лежит древнегреческая мифология, и битву троянцев и ахейцев невозможно представить без прямого участия богов. Красной нитью в поэме проходит тема ненависти, которая привела к многочисленным потерям с обеих сторон.

 

«Одиссея» Гомера: образы героев и богов

Поэма «Одиссея» Гомера была создана в VIII веке до н. э. Она повествует об удивительных приключениях вымышленного героя Одиссея, вернувшегося на родину после завершения Троянской войны. Действующими лицам в книге являются не только люди, но и мифические создания.

Главные герои

Одиссей – правитель Итаки, отважный, мудрый герой, также обладающий такими качествами, как изворотливость и хитрость.

Пенелопа – верная супруга Одиссея, умная и изобретательная женщина.

Телемах – сын Одиссея и Пенелопы.

Другие персонажи

Зевс, Афина, Посейдон, Гермес, Гелиос – боги, которые принимают самое деятельное участие в судьбе Одиссея.

Полифем – одноглазый циклоп-великан, сын Посейдона.

Калипсо – нимфа, чьим пленником долгое время был Одиссей.

Антиной, Евримах – наиболее настойчивые женихи Пенелопы.

Менелай и Елена – правители Лакедемона, добрые друзья Одиссея и его семьи.

Алкиной и Арета – феакийские правители, давшие приют Одиссею.

Навсикая – дочь Алкиноя и Ареты, прекрасная добрая девушка.

Эол – повелитель ветров, оказавший помощь Одиссею.

Цирцея – царица, превратившая воинов Одиссея в свиней.

Евмей – пастух, старый слуга Одиссея.

Евриклея – старая служанка, нянька Одиссея.

Лаэрт – отец Одиссея.

Песнь первая

На собрании богов Олимпа Афина убеждает Зевса Громовержца в том, чтобы дать возможность Одиссею вернуться домой. Герой вынужден постоянно скрываться от Посейдона, разгневанного на него за то, «что циклоп Полифем богоравный глаза лишен им». В отместку повелитель морей Одиссея «не убивает, но прочь отгоняет от милой отчизны».

Афина является сыну Одиссея – Телемаху, чтобы посоветовать ему выгнать из дома Одиссея всех женихов матери, прекрасной Пенелопы. Телемах выполняет поручение богини. Твердо и настойчиво он напоминает матери о давно исчезнувшем Одиссее и ее супружеском долге перед ним, а всех ее поклонников выставляет вон. «Женихи, закусивши с досадою губы», вынуждены покинуть дом.

Песнь вторая

На следующее утро Телемах созывает на площади собранье и жалуется жителям Итаки на женихов, которые «вечно пируют и вина искристые пьют безрасчетно, все расхищают они». Он всенародно требует, чтобы женихи немедленно покинули дом Одиссея, однако двое из них – Антиной и Евримах – не согласны с таким решением. Они обвиняют Пенелопу в обмане: не желая выбирать себе нового мужа, она плетет одежду для отца Одиссея, а по ночам намеренно расплетает свою работу, чтобы тем самым отсрочить неприятное решение.

Благодаря покровительству богини Афины Телемаху удается отыскать корабль и отплыть в Пилос, чтобы встретиться с Нестором – одним из участников Троянской войны.

Песнь третья

Афина наставляет Телемаха отправиться к царю Нестору, чтобы узнать, «какие он мысли в груди сберегает». Юноша пытается выведать новости про отца – «стойкого в бедах царя Одиссея», и узнает обо всех его злоключениях.

Нестор советует Телемаху отправиться в Лакедемон, навестить царя Менелая. С юношей в дорогу отправляется «и Несторов сын Писистрат, мужей повелитель».

Песнь четвертая

Прибыв «в низменный Лакедемон, окруженный холмами», Телемах и Писистрат навещают царя Менелая в его прекрасном дворце. Он приглашает гостей на роскошное пиршество, устроенное в честь свадьбы своих детей.

Менелай и его супруга Елена узнают Телемаха и рассказывают ему о подвигах Одиссея в Трое. Царь Лакедемона сообщает юноше то, что слышал от морского старца Протея – Одиссей является пленником на острове нимфы Калипсо.

Тем временем женихи, узнав, что Телемах покинул Итаку, чтобы «об отце поразведать», решают «острою медью убить» юношу по его возвращении домой. Пенелопа взывает к богам, чтобы уберегли ее сына от жестокой расправы.

Песнь пятая

На совете богов «Зевс высокогремящий, могуществом самый великий» решает помочь Одиссею и приказывает нимфе Калипсо немедленно отпустить заложника на волю.

Построив плот, Одиссей отправляется в плаванье, получив от Калипсо все необходимое для дальней дороги. Согласно решению богов, «суждено ему близких увидеть и снова вернуться в дом свой». Однако Посейдон, который все еще зол на Одиссея, посылает ему навстречу сильную бурю, разрушившую плот. Лишь благодаря участию Афины и прекрасной морской нимфы Ино герою удается благополучно добраться до берегов острова Схерии.

Песнь шестая

Во сне к дочери феакийского правителя Алкиноя Навсикае является Афина и побуждает девушку в компании подруг и рабынь отправиться «стирать с наступлением утра». Выстирав одежду, девушки принимаются играть в мяч неподалеку от того места, где спал Одиссей. Звонкий девичий смех пробуждает героя. Он рассказывает Навсикае о своих злоключениях и просит предоставить ему одежду и убежище. Милосердная царевна предлагает чужеземцу последовать за ней во дворец ее отца.

Песнь седьмая

Одиссей входит в город и направляется ко дворцу Алкиноя. «Афина, об Одиссее заботясь», скрывает его в густом облаке, чтобы он смог никем не замеченный достичь своей цели.

Не называя своего имени, Одиссей просит Алкиноя и его супругу Арету помочь вернуться домой. Гостеприимный царь приглашает гостя разделить с ним трапезу. Одиссей рассказывает супругам, как много он «бед претерпел от богов Уранидов», как в течение двадцати суток добирался с острова Калипсо до Схерии и как повстречал на берегу их дочь Навсикаю, что одарила его своей милостью.

Алкиною очень нравится умный и тактичный гость. Он предлагает ему взять в жены Навсикаю, но в то же время заверяет, что в случае отказа «против воли здесь не посмеет никто» удерживать его. Одиссей благодарит царя за великодушие и сообщает, что намерен вернуться на родину.

Песнь восьмая

В честь предстоящего отъезда Одиссея царь Алкиной устраивает пышное застолье и отправляет людей «за певцом, Демодоком божественным».

Алкиной предлагает Одиссею стать свидетелем того, насколько схерийцы превосходят «в бое кулачном, в прыжках, в борьбе и стремительном беге». После спортивных состязаний все возвращаются во дворец, и Алкиной щедро одаривает своего гостя.

Во время пиршества Демодок поет о Троянском коне, чем невольно вызывает слезы на мужественном лице Одиссея. Заметив это, царь останавливает пение и просит гостя поведать причины его скорби.

Песнь девятая

Одиссей называет свое имя и принимается рассказывать о выпавших на его долю приключениях. Он красочно описывает отплытие из Трои, нападение на киконов и гибель многих соратников, внезапно обезумевших.

Далее он рассказывает, как после сильнейшего шторма вновь был взят курс на родную Итаку, но «волна, и теченье, и северный ветер» направили судна «в край лотофагов». Отведав кушанья местных жителей, многие соратники Одиссея позабыли о доме. Герою не оставалось ничего иного, как собрать самых верных людей и продолжить путешествие на одном корабле.

Причалив к неизвестному берегу, смельчаки оказались во владениях «не знающих правды циклопов, гордых и злых». Оказавшись невольными пленниками в пещере кровожадного циклопа Полифема, Одиссей и его товарищи оказались в смертельной ловушке. Циклоп съел половину воинов, остальным же удалось сбежать из пещеры, предварительно споив и вонзив в единственный глаз циклопа «обрубок из дикой оливы с концом заостренным». Разгневанный Полифем воззвал к своему отцу Посейдону, чтобы тот отомстил за него.

Песнь десятая

Одиссею и его воинам удалось доплыть до острова, на котором царствовал Эол – повелитель ветров, которого Зевс наделил способностью «возбуждать иль обуздывать их по желанью».

Эол приказал Зефиру «дыханьем попутным» провожать странников до самой Итаки. Также он передал Одиссею сумку, в котором находились и другие ветра, призванные помочь герою в случае необходимости.

Члены команды Одиссея, увидев туго набитый большой мешок, подумали, что внутри находятся сокровища. Когда корабль уже подходил к берегам Итаки, они развязали мешок и тем самым выпустили на свободу ветры. В результате судно оказалось вновь у владений Эола, но тот отказался во второй раз помогать горе-путешественникам.

После долгих странствий корабль Одиссея причалил к землям, которыми владела Цирцея – «богиня ужасная с речью людскою». Она превратила спутников Одиссея в свиней, а его намеревалась отравить. Лишь благодаря покровительству бога Гермеса Одиссею удалось перехитрить Цирцею и вызволить своих воинов. Им пришлось прожить на острове еще целый год, прежде чем представилась возможность продолжить свое путешествие. Перед отплытием Цирцея наказала Одиссею в первую очередь посетить царство мертвых и узнать свою судьбу у прорицателя Тиресия.

Песнь одиннадцатая

Оказавшись в царстве мертвых, Одиссей встретил Тиресия. Старец предостерег его трогать стада бога Солнца – Гелиоса. Там же герой отыскал тень своей умершей матери Антиклеи. Он рассказал Алкиною, как встретил тени Агамемнона, Патрокла, Ахиллеса, Аякса и других героев.

В какой-то момент, поддавшись внезапному страху, Одиссей покинул царство мертвых и вернулся на корабль.

Песнь двенадцатая

Одиссей и его спутники вернулись на остров Цирцеи. Она пообещала помочь им в путешествии, «чтоб коварство чье-либо, несущее беды, не причинило беды». Во время плаванья Одиссею пришлось столкнуться со сладкоголосыми сиренами, «которые пеньем всех обольщают людей». Чтобы спасти членов команды, ему пришлось их привязать к мачте.

Далее герою довелось пережить опаснейший переход мимо водоворота Харибты и огромного чудовища Сциллы, уничтожившего нескольких воинов.

Помимо воли, Одиссей был вынужден причалить к берегам Тринакрии, где под влиянием сильного голода его люди нарушили приказ и зарезали быков бога Солнца. Разгневанный Гелиос потребовал от Зевса отмщения. Тот послал сильную бурю, погубившую всех, кроме Одиссея, которому удалось выбраться на остров Калипсо. На этом рассказ Одиссея подошел к концу.

Песнь тринадцатая

Алкиной, восхищенный рассказом Одиссея, богато одаривает его и снабжает всем необходимым в дорогу. Феакийцы благополучно доставляют героя в Итаку. Посейдон, разгневанный на Алкиноя за оказанную помощь, превращает феакийский корабль в скалу.

Одиссей не сразу понимает, что очутился на родине. Он жалеет, что не остался у гостеприимного Алкиноя, но в этот момент перед ним является Афина. Богиня предупреждает героя, что ему еще придется немало лишений «вытерпеть, хочешь, не хочешь». Она советует, как отомстить настойчивым женихам Пенелопы. Сама же превращает его в нищего старца, а сокровища, подаренные феакийцами, надежно прячет в гроте.

Песнь четырнадцатая

Одиссей находит дом своего верного слуги Евмея, старика-свинопаса. Он уверяет, что вскоре в Итаку вернется его господин, но Евмей не верит страннику. Одиссей рассказывает о себе вымышленную историю: как он воевал в Трое, затем путешествовал по разным странам.

Песнь пятнадцатая

Тем временем в Лакедемоне появляется Афина, «чтоб сыну царя Одиссея напомнить о возвращеньи домой». Телемах, щедро одаренный Менелаем и Еленой, в сопровождении Писистрата покидает Спарту и держит путь в Итаку.

Одиссей делится своими планами с Евмеем – отправиться в город и вступить на службу к женихам Пенелопы. Старик отговаривает его от этой затеи и просит дождаться возвращения Телемаха.

Телемах, причалив к берегам Итаки, посылает корабль в порт, а сам направляется к Евмею.

Песнь шестнадцатая

Увидев Телемаха, Евмей принимается целовать его, «как будто избегшего смерти». Юноша посылает старого слугу к матери сообщить о его возвращении.

Повинуясь наставлениям Афины, Одиссей открывается Телемаху, и вместе они решают, как лучше избавиться от женихов. Последние, в свою очередь, строят козни против сына Пенелопы, которого хотят лишить жизни. Узнав об их коварных планах, женщина пытается предотвратить убийство сына.

Песнь семнадцатая

Телемах отправляется в город, наказав Евмею сопроводить туда и старца. При встрече Пенелопа «голову сына, глаза целовать его ясные стала». Она принимается расспрашивать Телемаха о его приключениях. Женихи Пенелопы «доброе все говорили, недоброе в сердце питая» к ненавистному им Телемаху.

Тем временем Одиссей под видом старца появляется возле своего дома. Старый его пес Аргус, узнав хозяина, умирает. Одиссей просит милостыню у женихов своей супруги. Антиной – главный претендент на руку Пенелопы – кидает в старика табуретку.

Песнь восемнадцатая

Пенелопа жалуется на свою горькую участь, на то, что множество великих «бед божество ниспослало» ей. Она понимает, что вынуждена выбрать жениха и тогда «брак ненавистный свершится». На пиру, который устроили женихи, начинается драка.

Песнь девятнадцатая

Дождавшись, когда женихи покинут дом Пенелопы, Одиссей и Телемах принимаются выносить из залы доспехи и оружие. В разговоре с Пенелопой Одиссей рассказывает о себе выдуманную историю и уверяет, что вскоре возвратится домой. В откровенной беседе женщина признается страннику, что тоскует о любимом супруге «растерзанным сердцем», но уже не может противиться и вынуждена выйти замуж за другого.

Когда старая нянька Евриклея принимается мыть ноги старцу, она замечает, как он «голосом схож, и ногами, и видом» с Одиссеем. Увидев «рубец, кабаном нанесенный когда-то», верная служанка узнает своего хозяина и чуть не выдает его.

Пенелопа делится своим решением – устроить состязание с луком Одиссея и выйти замуж за победителя.

Песнь двадцатая

В доме Пенелопы собираются женихи. Увидев знамение, они отказываются от своей затеи убить Телемаха. Настроение их окончательно портится, когда Феоклимен предсказывает им скорую кончину.

Песнь двадцать первая

Пенелопа объявляет собравшимся женихам о состязании и вносит в залу лук «большой и упругий, вместе с колчаном, набитым несущими стоны стрелами». Телемах устанавливает жерди для стрельбы. Один за другим женихи пытаются выстрелить из лука Одиссея, но все их усилия напрасны.

Одиссей просит, чтобы и ему позволили принять участие в состязании. Женихи против этого, однако Телемах вручает страннику могучий лук. Одиссей с легкостью натягивает его и пронзает цель.

Песнь двадцать вторая

В этот миг Одиссей сбрасывает лохмотья, убивает Антиноя и открывается присутствующим. Он угрожает страшной карой всем женихам, которые все эти годы разоряли его дом и принуждали Пенелопу к браку. «Бледный ужас объял женихов при словах Одиссея». Их попытка решить вопрос мирным путем отвергается хозяином дома. При помощи Афины все женихи оказываются поверженными. Верные служанки принимаются обнимать и целовать любимого господина, вернувшегося домой.

Песнь двадцать третья



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.119 с.)