Творчество Менандра. Его гуманизм и демократизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Менандра. Его гуманизм и демократизм



(на примере комедий «Брюзга», «Третейский суд»)

Менандр (342-293) Как любой талант преодолевал стереотипы или пытался относить к ним творчески. Он написал 109 пьес. До начала 20 века они были не известны. В 1905 году в Египте были найден почти сохранившийся текст «Третейский суд». 1956 «Брюзга». «Третейский суд» Эта самая зрелищная комедия. Особенности комедий Меандра. 1)Брал сюжеты не из мифологии, а придумывал сам. 2)Искусная напряжённая интрига, большое значение имеет случай недоразумения. 3)Ещё одним учителем был Теофраст. Он написал «Характеры» - это 30 очерков, где изображены черты поведение болтуна, скупого, хвастуна. Отобраны типичные человеческие характеры и рассмотрены, как они проявляются в характере и поведении человека. Характер становится пружиной действия. 4)Смешного в его комедиях мало, больше апелляции к человечности. (гуманизм) Самым значительным вкладом эпохи эллинизма в мировую литературу является создание новоаттической комедии, отличающейся бытовым характером, наличием определенного круга сюжетных мотивов и ситуаций, а также соответствующих им устойчивых персонажей и масок. К литературным достижениям новой комедии следует отнести искусство ведения интриги, углубленную разработку характеров действующих лиц, искусно построенный диалог. Фантастические элементы и политическая злободневность, свойственные «древней» комедии, теперь отсутствуют. «новая» комедия — бытовая драма, по мнению некоторых буржуазных литературоведов, — даже «реалистическая» драма. в частный быт знаменует здесь отход от проблем более широкого охвата. Поле поэтического зрения «новой» комедии — семейные конфликты в состоятельной рабовладельческой среде. Единственным представителем новоаттической комедии, на основании творчества которого мы судим о жанре в целом, является МЕНАНДР (342-291 гг.). Его комедии пользовались в античности большой популярностью, но впоследствии были забыты. Благодаря папирусным находкам в начале века и открытиям, сделанным в середине ХХ столетия, творчество Менандра стало доступно современному читателю. По своей структуре комедии Менандра делятся на 5 актов. Хор исключен из участников действия, его подменяют хоровые интермедии, которые выходят за пределы комедийного сюжета, однако наличие пролога связывает структуру новоаттической комедии с образцами ее древнеаттической предшественницы. В комедии “Дискол” (“Брюзга”) еще отсутствует целый ряд типичных для более позднего периода в развитии этого жанра мотивов и персонажей. Характеры Менандра не развиваются; проблема динамики развития личности осталась в античной литературе неразрешенной. Произведения Менандра держались дольше других, но и они были утеряны в ранне-византийскую эпоху. Греческая бытовая драма сохранилась в веках только в той форме, которую ей придали римские поэты. И нам снова придется встретиться с новоаттической комедией и ее корифеями при рассмотрении римской драмы. «Угрюмец»- Сострат, влюблённый в дочь Кнемона. Горгий- сын жены Кнемона от первого брака. В этой комедии нет подкинутых детей, соблазнённых девушек, раскрытых тайн и неожиданных узнаваний. Вместо гетеры появляется свободная афинская девушка, впервые выведенная на сцене. Классической комедией обычного типа считался «Третейский суд». В центре этой комедии необычная история молодой афинской четы. Муж, по имени Харисий, должен был вскоре после свадьбы уехать из Афин. В его отсутствие жена Памфила родила через 5 месяцев после свадьбы и, опасаясь гнева мужа, подкинула новорождённого. Раб Онисим рассказал о случившимся Харисию. Тот ушёл из дома. Онисим понял, что это ребёнок Харисия и рассказывает об этом его любовнице Габротонон. У неё появляется неожиданный план, выдать ребёнка за своего и предъявить Харисию перстень. План гетеры удаётся. Но, жалея ребёнка и его неизвестную мать, она начинает поиски. В Памфиле она узнаёт ту обесчещенную девушку, а её обидчиком действительно становится Харисий. Оказывается, что после происшествия на Таврополиях родители поспешно выдали Памфилу замуж и случайно её мужем оказался сам Харисий. Харисий возвращается домой к жене и сыну. Менандр показывает, что счастье людей зависит от них самим, и судьба человека, не свободная от случайностей, всегда обусловлена его характером.

Комедия Менандра не создает тайн. Зрителя осведомлен о вещах, неизвестных самим действующим лицам.

Пролог проговаривается каким-нибудь божеством или аллегорической фигурой. Первый акт - знакомство. Второй - развитие действия. Третий - ретардация (задержка развития). Четвертый акт - разрешение конфликта. Пятый акт - итог (главные персонажи могли и не выходить на сцену, веселые тона, в отличие от предшествующей части пьесы). Композиция «новой» комедии (и самого Meнандра) основана обычно на случае. Пружина развития действия - характер героя.

Гуманное мировоззрение Менандра открывает положительные стороны у однотонных и отрицательных персонажей. Он также любит подчеркнуть оттенки характеров внутри одной драмы введением парных фигур (например, двух несходных «стариков», «юношей» или «рабов»).

Менандр наблюдателен, но характеры у него не развиваются, они статичны. Мир его героев сужен, им чужды большие общественные и культурные запросы, и человек ценен лишь теми качествами, которые он может проявить в семейном быту. В «Антигоне» Софокла человек был «дивен» своей мощью, у Менандра он только «прелестен». Человечность.

Персонажи и конфликты в “Брюзге”

«Брюзга» развертывается не вполне традиционно. В прологе нет рассказа о предстоящих событиях, есть лишь информация о положении дел. Также “Брюзга” лишен традиционных мотивов: нет подкинутых детей, соблазненных девушек, раскрытых тайн, неожиданных узнаваний.

В основе лежит традиционный мотив - добывание девушки и женитьба на ней, - но реализация непривычна. Юноша гораздо больше, чем обычно в комедии, говорит о своей любви, стремлении к законному браку, и девушка, которую он любит, свободная афинянка, а не безвестный подкидыш.

У юноши нет помощника и “добывателя” девушки - хотя по традиции он есть в повествовании. Сострат в первой сцене просит о помощи приятеля Хэрея. Однако Хэрей пугается испуганный рассказом о бешеном нраве старика и откладывает свои намерения «на завтра».

Комедия «Брюзга» откровенно назидательна. Индивидуализм Кнемона, его стремление обособиться от людей здесь осуждается. Исходя из тезиса Аристотеля, что «человек - существо общественное», действуют в комедии Горгий, Сострат, его отец. Разница имущественного положения не мешает близости молодых людей: наоборот, женитьба Сострата на бедной дочери Кнемона, а Горгия - на богатой сестре Сострата уравнивает друзей.

Греки шли от развлечения зрителя к углублению в психологию человека, важен не быт, важные внутренние события.

Конфликты комедии:

· Идея сплотить общественный слои, опираясь на наиболее состоятельные (соц.программа Деметрия Фалерского).

· Осуждение представителей радикальной демократии. “Жизнь по собственному усмотрению” или “независимая жизнь” (“стремление к беспорядочной жизни”) есть ложь.

· Осуждение индивидуализма.

· Все противоречия и различия (в том числе и классовые) мнимы. Существует природная общность людей (привет Аристотелю и течениям эллинизма).

· Издёвка над суевериями.

Кнемон - брюзга, отец той, в кого влюблён Сострат. Представитель радикальной демократии. Стремится к одиночеству, нелюдив. Нищий.

Сострат - тот, кто желает жениться на дочери Кнемона. Сын богача.

Каллипид, отец Сострата - идеализированный образ состоятельного богача, который готов породнится без колебаний с нищими, но честными людьми (Горгий и дочь Кнемона).

Мать Сострата - суеверная женщина, которая не знает чем себя занять и приносит жертвы то, одному и другому Богу (в зависимости от толкования сна).

Горгий - пасынок брюзги, образчик тезиса “человек - существо общественное”. Антипод радикальной демократии и обособленного поведения Кнемона.

Краткое содержание:

Главный ее персонаж - крестьянин Кнемон. В конце жизни изуверился в людях и возненавидел буквально весь мир. Впрочем, брюзгою он был, вероятно, от рождения. Ибо жена бросила его именно за дурной нрав. Он всё равно стремится к одиночеству.

Живет Кнемон в деревне, в Аттике, близ Афин. Обрабатывает скудное поле и растит дочь, которую любит без памяти. Рядом живет и его пасынок Горгий, который, несмотря на дурной нрав отчима, относится к нему хорошо.

Сострат, богатый молодой человек, случайно увидавший дочь Кнемона, влюбляется в нее и предпринимает всевозможные попытки познакомиться с прекрасной скромной девушкой, а заодно - и с ее нелюдимым отцом.

В начале первого действия лесной бог Пан (его пещера-святилище находится тут же, неподалеку от дома и поля Кнемона) сообщает зрителям краткую предысторию грядущих событий. Именно Пан сделал так, что Сострат влюбился в дочь нелюдимого брюзги.

Херея, приятель и приживал Сострата, советует влюбленному действовать решительно. Впрочем, оказывается, что Сострат уже послал на разведку в усадьбу Кнемона раба Пиррия, который к моменту нашего действия возвращается в панике; Кнемон прогнал его самым недвусмысленным образом, забросав землей и камнями...

Увидев Сострата, робко стоящего неподалеку, старик Кнемон произносит гневно-ироническую тираду и уходит в дом. Тем временем на сцене появляется дочь Хнемона с кувшином. Ее няня, черпая воду, уронила ведро в колодец. А к возвращению отца с поля вода должна быть нагрета.

Стоящий тут же Сострат (он ни жив ни мертв от счастья и волнения) предлагает девушке помощь: он принесет воду из источника! Предложение принято благосклонно. Знакомство состоялось.

Присутствие Сострата обнаруживает Дав, раб Горгия. Он предупреждает хозяина: неподалеку "пасется" некий юнец, явно "положивший глаз" на сестру Горгия. А честные ли у него намерения - Неизвестно...

Входит Сострат. Горгий, не только порядочный и трудолюбивый, но и решительный юноша, сперва неправильно его оценив, решает все же побеседовать с пришельцем. И после разговора, как человек умный, понимает свою первоначальную ошибку. Вскоре оба проникаются взаимной симпатией.

Горгий честно предупреждает влюбленного, сколь трудно будет договориться с его отчимом - отцом девушки. Но, поразмыслив, решает помочь Сострату и дает ему ряд советов.

Для начала, чтобы "войти в образ", богатый юноша целый день самоотверженно отдается непривычным для него полевым работам, дабы подозрительный Кнемон решил: Сострат - бедняк, живущий собственным трудом. Это, надеются оба юноши, хоть немного примирит старика с мыслью о возможном замужестве любимой дочери.

А в святилище Пана родственники Сострата и он сам готовятся к торжественным жертвоприношениям. Шум священных приготовлений (вблизи его дома!) выводит Кнемона из себя. А когда сначала раб Гета, а затем повар Сикон стучатся к нему в дверь с просьбой одолжить кое-какую посуду, старик окончательно приходит в неистовство.

Вернувшийся с поля Сострат так изменился за день (загорел, от непривычного труда сгорбился и еле передвигает ноги), что даже рабы не узнают своего хозяина. Но, как говорится, нет худа без добра.

Возвращается с поля и Кнемон. Он ищет ведро и мотыгу (и то и другое старая служанка Симиха уронила в колодец). Между тем Сострат и Горгий уходят в святилище Пана. Они уже почти друзья.

+Кнемон в гневе сам пытается спуститься в колодец, но гнилая веревка обрывается, и злобный старик падает в воду. Об этом воплем возвещает выбежавшая из дому Симиха.

Горгий понимает: настал "звездный час" Сострата! Вдвоем они вытаскивают охающего и ругающегося Кнемона из колодца.

Но именно Сострату приписывает умный и благородный Горгий ведущую роль в спасении сварливого старца. Кнемон начинает смягчаться и просит Горгия в дальнейшем взять на себя заботы о замужестве сестры.

Сострат в ответ предлагает Горгию в жены свою сестру. Сначала честный юноша пытается отказываться. Добропорядочного юношу смущает и то, что он беден, а семья Сострата - люди богатые.

Недоволен сперва перспективой второго "неравного брака" и Каллипид - отец Сострата. Но в конце концов и он дает согласие на обе свадьбы.

Сдается, наконец, и Кнемон: брюзга даже соглашается, чтобы рабы отнесли его в святилище Пана. Завершается комедия словами об “одолении” старика одного из рабов, обращенными к зрителя. Добро, смех и равенство побеждают.

 

По мастерству психологической характеристики исследователи единодушно относят комедию к концу творческого пути Менандра.

Молодой афинянин Харисий («юноша») совершил в пьяном виде насилие над девушкой Памфилой. На этой Памфиле он вскоре женился, женился, как это полагалось в Афинах, ни Харисий, ни Памфила не узнали друг друга. Во время длительной отлучки Харисия из Афин Памфила, через пять месяцев после брака, родила мальчика и подкинула его с помощью старой кормилицы. При ребенке было оставлены вещи (перстень), оброненный Харисием. О родах и подкидывании проведал раб Харисия Онисим и сообщил об этом хозяину по его возвращении. Известие о внебрачном ребенке Памфилы расстроило Харисия, успевшего полюбить свою жену. Закон предоставлял в таких случаях мужу право отослать жену в ее семью, не возвращая ей приданого; Харисий этим правом не воспользовался. Он отдалился от Памфилы и предался кутежам с нанятой невольницей - арфисткой Габротонон.

С этой исходной ситуацией пьесы зритель знакомится в 1 акте. На сцене «новой» комедии обычно изображены фасады двух домов, в нашем случае это дом Харисия и дом его приятеля Хэрестрата, где проводит свое время Харисий. Перед этими домами, на улице, и развертывается действие. Подобно тому как в трагедии зритель, знакомый с мифом, заранее знает исход действия, или узнает его из пролога (например у Эврипида), так и комедия не создает никаких тайн для зрителя. Она достигает своих эффектов тем, что зритель в полной мере осведомлен о вещах, неизвестных действующим лицам.

«Третейский суд» открывается беседой раба Онисима с поваром, из которой зритель узнает, что Харисий покинул молодую жену, связался с арфисткой и веселится в чужом доме. Затем выступало, вероятно, божество, сообщало то, чего никто еще не может знать, историю Памфилы, и разъясняло исход пьесы; но эта часть комедии утеряна. Завершается экспозиция приходом Смикрина, отца Памфилы, он отправляется к дочери разузнать об истинном положении дела.

Развитие действия начинается со 2 акта. Он содержит ту сцену, по которой пьеса получила название. Не добившись ничего от Памфилы, Смикрин собирается уходить, но его останавливает перебранка рабов, которые приглашают его в арбитры своего спора. Дав, с месяц назад нашел ребенка и передал рабу Хэрестрата Сириску, так как Сириск согласился этого ребенка воспитывать. Сириск требует вещи, найденные с ребёнком. Зритель, который уже знает, что это будет ребенок Харисия и Памфилы, рассчитывает на то, что опознавательные знаки останутся при ребенке, и может с участием прислушаться к необычной для него аргументации Сириска. Так, Менандр внушает своей публике, что ребенок является не только объектом, но и субъектом права. Находящийся среди вещей перстень попадает на глаза Онисиму, который признает в нем перстень своего хозяина, Харисия.

3 акт приносит с собой ретардацию (остановка действия). Онисиму известно, что перстень был утерян на ночном празднестве Таврополий и он понимает, что ребенок - сын Харисия. Габротонон рассчитывала на любовь Харисия, надеялась, что Харисий выкупит и освободит ее; но теперь она видит, что Харисий не хочет ее любви. Если Харисий признает мальчика своим сыном, он позаботится о ее освобождении. А потом можно будет заняться и поисками настоящей матери.

Разрешение конфликта дается в 4 акте. Он заключает в себе ряд моментов, очень смелых для греческого театра. В то время как драматурги обычно избегали показа соблазненных афинских девушек на самой сцене, Менандр решился вывести Памфилу.

Супружеское согласие восстанавливает Габротонон, носительница той маски, которая по общепринятым представлениям и по ситуации самой пьесы должна была бы внести в семью разлад. Встретив Памфилу, она немедленно узнает ее и, не дожидаясь своего освобождения, возвращает мальчика и открывает, кто его отец. Но особенно интересна реакция Харисия, все еще считающего себя отцом от Габротонон, на подслушанный им разговор Памфилы со Смикрином. Харисия мучают угрызения совести: как мог он, сам приживший внебрачного ребенка, ставить в вину своей жене такое же прегрешение?

Это безоговорочное требование равенства морали для обоих полов было, по-видимому, настолько неожиданным в условиях античной сцены, что Менандр несколько подготавливает к этому зрителя. Мысли Харисия излагаются дважды, сперва в монологе раба Ониоима о «сумасшедшем» душевном состоянии его хозяина, и лишь затем в монологе самого Харисия.

От 5 акта сохранилась только одна сцена. Здесь снова появляется Смикрин, еще ничего не знающий, в сопровождении старой кормилицы. Встречает их Онисим. В насмешках Онисима звучат идеи эпикурейской философии; раб разъясняет Смикрину, что счастье и несчастье приходят к человеку не от богов, а от его собственного нрава. Ссылка на «нрав», т. е. на характер, тем более показательна, что композиция «новой» комедии, в частности и комедий самого Meнандра, основана обычно на случае. Между тем художественная сила Менандра в искусстве индивидуальной характеристики, и характер становится у него одной из пружин в развитии действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.03 с.)