Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество Менандра. Его гуманизм и демократизм
(на примере комедий «Брюзга», «Третейский суд») Менандр (342-293) Как любой талант преодолевал стереотипы или пытался относить к ним творчески. Он написал 109 пьес. До начала 20 века они были не известны. В 1905 году в Египте были найден почти сохранившийся текст «Третейский суд». 1956 «Брюзга». «Третейский суд» Эта самая зрелищная комедия. Особенности комедий Меандра. 1)Брал сюжеты не из мифологии, а придумывал сам. 2)Искусная напряжённая интрига, большое значение имеет случай недоразумения. 3)Ещё одним учителем был Теофраст. Он написал «Характеры» - это 30 очерков, где изображены черты поведение болтуна, скупого, хвастуна. Отобраны типичные человеческие характеры и рассмотрены, как они проявляются в характере и поведении человека. Характер становится пружиной действия. 4)Смешного в его комедиях мало, больше апелляции к человечности. (гуманизм) Самым значительным вкладом эпохи эллинизма в мировую литературу является создание новоаттической комедии, отличающейся бытовым характером, наличием определенного круга сюжетных мотивов и ситуаций, а также соответствующих им устойчивых персонажей и масок. К литературным достижениям новой комедии следует отнести искусство ведения интриги, углубленную разработку характеров действующих лиц, искусно построенный диалог. Фантастические элементы и политическая злободневность, свойственные «древней» комедии, теперь отсутствуют. «новая» комедия — бытовая драма, по мнению некоторых буржуазных литературоведов, — даже «реалистическая» драма. в частный быт знаменует здесь отход от проблем более широкого охвата. Поле поэтического зрения «новой» комедии — семейные конфликты в состоятельной рабовладельческой среде. Единственным представителем новоаттической комедии, на основании творчества которого мы судим о жанре в целом, является МЕНАНДР (342-291 гг.). Его комедии пользовались в античности большой популярностью, но впоследствии были забыты. Благодаря папирусным находкам в начале века и открытиям, сделанным в середине ХХ столетия, творчество Менандра стало доступно современному читателю. По своей структуре комедии Менандра делятся на 5 актов. Хор исключен из участников действия, его подменяют хоровые интермедии, которые выходят за пределы комедийного сюжета, однако наличие пролога связывает структуру новоаттической комедии с образцами ее древнеаттической предшественницы. В комедии “Дискол” (“Брюзга”) еще отсутствует целый ряд типичных для более позднего периода в развитии этого жанра мотивов и персонажей. Характеры Менандра не развиваются; проблема динамики развития личности осталась в античной литературе неразрешенной. Произведения Менандра держались дольше других, но и они были утеряны в ранне-византийскую эпоху. Греческая бытовая драма сохранилась в веках только в той форме, которую ей придали римские поэты. И нам снова придется встретиться с новоаттической комедией и ее корифеями при рассмотрении римской драмы. «Угрюмец»- Сострат, влюблённый в дочь Кнемона. Горгий- сын жены Кнемона от первого брака. В этой комедии нет подкинутых детей, соблазнённых девушек, раскрытых тайн и неожиданных узнаваний. Вместо гетеры появляется свободная афинская девушка, впервые выведенная на сцене. Классической комедией обычного типа считался «Третейский суд». В центре этой комедии необычная история молодой афинской четы. Муж, по имени Харисий, должен был вскоре после свадьбы уехать из Афин. В его отсутствие жена Памфила родила через 5 месяцев после свадьбы и, опасаясь гнева мужа, подкинула новорождённого. Раб Онисим рассказал о случившимся Харисию. Тот ушёл из дома. Онисим понял, что это ребёнок Харисия и рассказывает об этом его любовнице Габротонон. У неё появляется неожиданный план, выдать ребёнка за своего и предъявить Харисию перстень. План гетеры удаётся. Но, жалея ребёнка и его неизвестную мать, она начинает поиски. В Памфиле она узнаёт ту обесчещенную девушку, а её обидчиком действительно становится Харисий. Оказывается, что после происшествия на Таврополиях родители поспешно выдали Памфилу замуж и случайно её мужем оказался сам Харисий. Харисий возвращается домой к жене и сыну. Менандр показывает, что счастье людей зависит от них самим, и судьба человека, не свободная от случайностей, всегда обусловлена его характером.
Комедия Менандра не создает тайн. Зрителя осведомлен о вещах, неизвестных самим действующим лицам.
Пролог проговаривается каким-нибудь божеством или аллегорической фигурой. Первый акт - знакомство. Второй - развитие действия. Третий - ретардация (задержка развития). Четвертый акт - разрешение конфликта. Пятый акт - итог (главные персонажи могли и не выходить на сцену, веселые тона, в отличие от предшествующей части пьесы). Композиция «новой» комедии (и самого Meнандра) основана обычно на случае. Пружина развития действия - характер героя. Гуманное мировоззрение Менандра открывает положительные стороны у однотонных и отрицательных персонажей. Он также любит подчеркнуть оттенки характеров внутри одной драмы введением парных фигур (например, двух несходных «стариков», «юношей» или «рабов»). Менандр наблюдателен, но характеры у него не развиваются, они статичны. Мир его героев сужен, им чужды большие общественные и культурные запросы, и человек ценен лишь теми качествами, которые он может проявить в семейном быту. В «Антигоне» Софокла человек был «дивен» своей мощью, у Менандра он только «прелестен». Человечность. Персонажи и конфликты в “Брюзге” «Брюзга» развертывается не вполне традиционно. В прологе нет рассказа о предстоящих событиях, есть лишь информация о положении дел. Также “Брюзга” лишен традиционных мотивов: нет подкинутых детей, соблазненных девушек, раскрытых тайн, неожиданных узнаваний. В основе лежит традиционный мотив - добывание девушки и женитьба на ней, - но реализация непривычна. Юноша гораздо больше, чем обычно в комедии, говорит о своей любви, стремлении к законному браку, и девушка, которую он любит, свободная афинянка, а не безвестный подкидыш. У юноши нет помощника и “добывателя” девушки - хотя по традиции он есть в повествовании. Сострат в первой сцене просит о помощи приятеля Хэрея. Однако Хэрей пугается испуганный рассказом о бешеном нраве старика и откладывает свои намерения «на завтра». Комедия «Брюзга» откровенно назидательна. Индивидуализм Кнемона, его стремление обособиться от людей здесь осуждается. Исходя из тезиса Аристотеля, что «человек - существо общественное», действуют в комедии Горгий, Сострат, его отец. Разница имущественного положения не мешает близости молодых людей: наоборот, женитьба Сострата на бедной дочери Кнемона, а Горгия - на богатой сестре Сострата уравнивает друзей. Греки шли от развлечения зрителя к углублению в психологию человека, важен не быт, важные внутренние события. Конфликты комедии: · Идея сплотить общественный слои, опираясь на наиболее состоятельные (соц.программа Деметрия Фалерского). · Осуждение представителей радикальной демократии. “Жизнь по собственному усмотрению” или “независимая жизнь” (“стремление к беспорядочной жизни”) есть ложь. · Осуждение индивидуализма. · Все противоречия и различия (в том числе и классовые) мнимы. Существует природная общность людей (привет Аристотелю и течениям эллинизма). · Издёвка над суевериями. Кнемон - брюзга, отец той, в кого влюблён Сострат. Представитель радикальной демократии. Стремится к одиночеству, нелюдив. Нищий. Сострат - тот, кто желает жениться на дочери Кнемона. Сын богача. Каллипид, отец Сострата - идеализированный образ состоятельного богача, который готов породнится без колебаний с нищими, но честными людьми (Горгий и дочь Кнемона).
Мать Сострата - суеверная женщина, которая не знает чем себя занять и приносит жертвы то, одному и другому Богу (в зависимости от толкования сна). Горгий - пасынок брюзги, образчик тезиса “человек - существо общественное”. Антипод радикальной демократии и обособленного поведения Кнемона. Краткое содержание: Главный ее персонаж - крестьянин Кнемон. В конце жизни изуверился в людях и возненавидел буквально весь мир. Впрочем, брюзгою он был, вероятно, от рождения. Ибо жена бросила его именно за дурной нрав. Он всё равно стремится к одиночеству. Живет Кнемон в деревне, в Аттике, близ Афин. Обрабатывает скудное поле и растит дочь, которую любит без памяти. Рядом живет и его пасынок Горгий, который, несмотря на дурной нрав отчима, относится к нему хорошо. Сострат, богатый молодой человек, случайно увидавший дочь Кнемона, влюбляется в нее и предпринимает всевозможные попытки познакомиться с прекрасной скромной девушкой, а заодно - и с ее нелюдимым отцом. В начале первого действия лесной бог Пан (его пещера-святилище находится тут же, неподалеку от дома и поля Кнемона) сообщает зрителям краткую предысторию грядущих событий. Именно Пан сделал так, что Сострат влюбился в дочь нелюдимого брюзги. Херея, приятель и приживал Сострата, советует влюбленному действовать решительно. Впрочем, оказывается, что Сострат уже послал на разведку в усадьбу Кнемона раба Пиррия, который к моменту нашего действия возвращается в панике; Кнемон прогнал его самым недвусмысленным образом, забросав землей и камнями... Увидев Сострата, робко стоящего неподалеку, старик Кнемон произносит гневно-ироническую тираду и уходит в дом. Тем временем на сцене появляется дочь Хнемона с кувшином. Ее няня, черпая воду, уронила ведро в колодец. А к возвращению отца с поля вода должна быть нагрета. Стоящий тут же Сострат (он ни жив ни мертв от счастья и волнения) предлагает девушке помощь: он принесет воду из источника! Предложение принято благосклонно. Знакомство состоялось. Присутствие Сострата обнаруживает Дав, раб Горгия. Он предупреждает хозяина: неподалеку "пасется" некий юнец, явно "положивший глаз" на сестру Горгия. А честные ли у него намерения - Неизвестно... Входит Сострат. Горгий, не только порядочный и трудолюбивый, но и решительный юноша, сперва неправильно его оценив, решает все же побеседовать с пришельцем. И после разговора, как человек умный, понимает свою первоначальную ошибку. Вскоре оба проникаются взаимной симпатией.
Горгий честно предупреждает влюбленного, сколь трудно будет договориться с его отчимом - отцом девушки. Но, поразмыслив, решает помочь Сострату и дает ему ряд советов. Для начала, чтобы "войти в образ", богатый юноша целый день самоотверженно отдается непривычным для него полевым работам, дабы подозрительный Кнемон решил: Сострат - бедняк, живущий собственным трудом. Это, надеются оба юноши, хоть немного примирит старика с мыслью о возможном замужестве любимой дочери. А в святилище Пана родственники Сострата и он сам готовятся к торжественным жертвоприношениям. Шум священных приготовлений (вблизи его дома!) выводит Кнемона из себя. А когда сначала раб Гета, а затем повар Сикон стучатся к нему в дверь с просьбой одолжить кое-какую посуду, старик окончательно приходит в неистовство. Вернувшийся с поля Сострат так изменился за день (загорел, от непривычного труда сгорбился и еле передвигает ноги), что даже рабы не узнают своего хозяина. Но, как говорится, нет худа без добра. Возвращается с поля и Кнемон. Он ищет ведро и мотыгу (и то и другое старая служанка Симиха уронила в колодец). Между тем Сострат и Горгий уходят в святилище Пана. Они уже почти друзья. +Кнемон в гневе сам пытается спуститься в колодец, но гнилая веревка обрывается, и злобный старик падает в воду. Об этом воплем возвещает выбежавшая из дому Симиха. Горгий понимает: настал "звездный час" Сострата! Вдвоем они вытаскивают охающего и ругающегося Кнемона из колодца. Но именно Сострату приписывает умный и благородный Горгий ведущую роль в спасении сварливого старца. Кнемон начинает смягчаться и просит Горгия в дальнейшем взять на себя заботы о замужестве сестры. Сострат в ответ предлагает Горгию в жены свою сестру. Сначала честный юноша пытается отказываться. Добропорядочного юношу смущает и то, что он беден, а семья Сострата - люди богатые. Недоволен сперва перспективой второго "неравного брака" и Каллипид - отец Сострата. Но в конце концов и он дает согласие на обе свадьбы. Сдается, наконец, и Кнемон: брюзга даже соглашается, чтобы рабы отнесли его в святилище Пана. Завершается комедия словами об “одолении” старика одного из рабов, обращенными к зрителя. Добро, смех и равенство побеждают.
По мастерству психологической характеристики исследователи единодушно относят комедию к концу творческого пути Менандра. Молодой афинянин Харисий («юноша») совершил в пьяном виде насилие над девушкой Памфилой. На этой Памфиле он вскоре женился, женился, как это полагалось в Афинах, ни Харисий, ни Памфила не узнали друг друга. Во время длительной отлучки Харисия из Афин Памфила, через пять месяцев после брака, родила мальчика и подкинула его с помощью старой кормилицы. При ребенке было оставлены вещи (перстень), оброненный Харисием. О родах и подкидывании проведал раб Харисия Онисим и сообщил об этом хозяину по его возвращении. Известие о внебрачном ребенке Памфилы расстроило Харисия, успевшего полюбить свою жену. Закон предоставлял в таких случаях мужу право отослать жену в ее семью, не возвращая ей приданого; Харисий этим правом не воспользовался. Он отдалился от Памфилы и предался кутежам с нанятой невольницей - арфисткой Габротонон.
С этой исходной ситуацией пьесы зритель знакомится в 1 акте. На сцене «новой» комедии обычно изображены фасады двух домов, в нашем случае это дом Харисия и дом его приятеля Хэрестрата, где проводит свое время Харисий. Перед этими домами, на улице, и развертывается действие. Подобно тому как в трагедии зритель, знакомый с мифом, заранее знает исход действия, или узнает его из пролога (например у Эврипида), так и комедия не создает никаких тайн для зрителя. Она достигает своих эффектов тем, что зритель в полной мере осведомлен о вещах, неизвестных действующим лицам. «Третейский суд» открывается беседой раба Онисима с поваром, из которой зритель узнает, что Харисий покинул молодую жену, связался с арфисткой и веселится в чужом доме. Затем выступало, вероятно, божество, сообщало то, чего никто еще не может знать, историю Памфилы, и разъясняло исход пьесы; но эта часть комедии утеряна. Завершается экспозиция приходом Смикрина, отца Памфилы, он отправляется к дочери разузнать об истинном положении дела. Развитие действия начинается со 2 акта. Он содержит ту сцену, по которой пьеса получила название. Не добившись ничего от Памфилы, Смикрин собирается уходить, но его останавливает перебранка рабов, которые приглашают его в арбитры своего спора. Дав, с месяц назад нашел ребенка и передал рабу Хэрестрата Сириску, так как Сириск согласился этого ребенка воспитывать. Сириск требует вещи, найденные с ребёнком. Зритель, который уже знает, что это будет ребенок Харисия и Памфилы, рассчитывает на то, что опознавательные знаки останутся при ребенке, и может с участием прислушаться к необычной для него аргументации Сириска. Так, Менандр внушает своей публике, что ребенок является не только объектом, но и субъектом права. Находящийся среди вещей перстень попадает на глаза Онисиму, который признает в нем перстень своего хозяина, Харисия. 3 акт приносит с собой ретардацию (остановка действия). Онисиму известно, что перстень был утерян на ночном празднестве Таврополий и он понимает, что ребенок - сын Харисия. Габротонон рассчитывала на любовь Харисия, надеялась, что Харисий выкупит и освободит ее; но теперь она видит, что Харисий не хочет ее любви. Если Харисий признает мальчика своим сыном, он позаботится о ее освобождении. А потом можно будет заняться и поисками настоящей матери. Разрешение конфликта дается в 4 акте. Он заключает в себе ряд моментов, очень смелых для греческого театра. В то время как драматурги обычно избегали показа соблазненных афинских девушек на самой сцене, Менандр решился вывести Памфилу. Супружеское согласие восстанавливает Габротонон, носительница той маски, которая по общепринятым представлениям и по ситуации самой пьесы должна была бы внести в семью разлад. Встретив Памфилу, она немедленно узнает ее и, не дожидаясь своего освобождения, возвращает мальчика и открывает, кто его отец. Но особенно интересна реакция Харисия, все еще считающего себя отцом от Габротонон, на подслушанный им разговор Памфилы со Смикрином. Харисия мучают угрызения совести: как мог он, сам приживший внебрачного ребенка, ставить в вину своей жене такое же прегрешение? Это безоговорочное требование равенства морали для обоих полов было, по-видимому, настолько неожиданным в условиях античной сцены, что Менандр несколько подготавливает к этому зрителя. Мысли Харисия излагаются дважды, сперва в монологе раба Ониоима о «сумасшедшем» душевном состоянии его хозяина, и лишь затем в монологе самого Харисия. От 5 акта сохранилась только одна сцена. Здесь снова появляется Смикрин, еще ничего не знающий, в сопровождении старой кормилицы. Встречает их Онисим. В насмешках Онисима звучат идеи эпикурейской философии; раб разъясняет Смикрину, что счастье и несчастье приходят к человеку не от богов, а от его собственного нрава. Ссылка на «нрав», т. е. на характер, тем более показательна, что композиция «новой» комедии, в частности и комедий самого Meнандра, основана обычно на случае. Между тем художественная сила Менандра в искусстве индивидуальной характеристики, и характер становится у него одной из пружин в развитии действия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.03 с.) |