Жанровое разнообразие публикаций в интернет-журналистике: анализ современных текстов электронных сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровое разнообразие публикаций в интернет-журналистике: анализ современных текстов электронных сми



 

Жанр сегодняшней интернет журналистики неразрывно связан с аудиторией, социумом, так как транслирует конкретную авторскую информацию.  Для восприятия информации ее подача должна взывать у читателя неподдельный интерес, она должна транслировать самые насущные проблем общества, оперативные политические новости, новости культуры, экономики. Подача информации должна быть актуальной и интересной для пользователя. Главная сложность в различии и многообразии жанров интернет –публикации, по мнению экспертов, состоит в том, что один и тот же фрагмент текста может быть как гипертекстом, так и текстом.   Распечатанный журналистский текст может быть отнесен к статье, репортажу, новости. Можно сразу определить его тематику, способ повествования, отношение автора, сюжет, стиль. В онлайн-среде каждый элемент текста, только в связи с другим может приобрести конечную форму и содержание. Например, интервью может быть связано с очерком, заметкой, а также содержать видео-ролик и этот гипертекст можно считать одним смыслосодержащим посланием. Также пользователю дается право изучать мшипертекст в любом прядке как пожелает читатель, в итоге он получает тот послыл, который замыслил автор. То есть невозможно с точностью определить общую жанровую составляющую гипертекста.

Интернет-СМИ сегодня занимают важное место в жизни современного общества, поэтому изучение жанровых форм, их трансформацию и дальнейшее развитие является актуальным для оценки событий  современного общества. Многие эксперты при оценке жанровой журналистики современных СМИ, делятся на две категории:

- одни сходятся во мнении, что в интернет публикациях журналистских произведений  присутствуют жанровые формы, которые  не имеют принципиального отличия от тех форм, которые были в журналистике еще до появления сети Интернет;
- другие эксперты считают, что формы журналистского произведения в сети Интернет претерпели существенные трансформации.

В период становления интернет-СМИ они представляли собой он-лайн версии традиционных изданий, то есть в них содержались те же тематические рубрики и разделы, что и в оффлайн версиях. То есть постепенно в интернет среду трансформировались такие же жанры, что и в печатных СМИ.  Поначалу это были периодические печатные издания. Поэтому некоторые исследователи интернет-журналистики того периода (например, А. Калмыков, Л. Коханова) [2, с. 123 – 144], наблюдают в сетевой журналистике следующий набор жанров: заметку, отчет, интервью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий и ряд других жанров, которые были описаны ранее в учебных пособиях по традиционной журналистике [3, с. 3 – 175; с. 125 – 168; с. 3 – 253].

С приходом в Интернет онлайновых версий теле - и радиопередач, там, соответственно, уже активно развиваются  жанры присущие ТВ и РВ. Эти жанры, такие, например, как: телевизионная заметка, телевизионный комментарий, интервью, репортаж, дискуссия, ток – шоу, сатирические жанры, отчет, хроникальное радиосообщение, развернутое радиосообщение, радиоинтервью, радиорепортаж (в том числе - телефонный репортаж),. В дальнейшем, по мере освоения журналистами (как профессионалами, так и любителями) возможностей сети Интернета, уже становится актуальной  другая точка зрения, суть ее в том, что интернет-СМИ кроме известных классических жанров применяют также новые жанры, которые ранее не существовали. При этом, как точно заметил А. П. Аржанов, «… постепенно интернет – журналистика меняется, все больше ориентируется на аудио-визуальный характер чтения информации, а также вырабатывает собственные специфические формы, активно начинает пользоваться возможностями, заложенными в Интернет его создателями»[4, с. 5-10]., другой автор, которому принадлежит раздел в книге «Интернет-СМИ: теория и практика» [5, с. 251 – 260], посвященный жанрам сетевых СМИ, Н. Г Лосева, делает акцент на то, что наряду с традиционными «классическими», которые взяты по принципам традиционной журналистики, имеется целый ряд других, сетевых жанров СМИ, которые сформировались уде в эпоху Интернета исключительно в электронном пространстве. Такие жанры не  имеют аналогов вне Интернет [6, с. 3 – 5].

Она считает их «мультимедийными и синтетическими»: блог, авторский блог, видеоблог, комментарий статичная иллюстрация, фотоэлементы, фоторепортаж, фотогалерея, слайд-шоу, аудиоверсия текста, аудиосюжет, видеоиллюстрация, видеосюжет, потоковое видео, видеоколонка, видеосюжет, аудиослайд - шоу, интерактивный видеосюжет, интерактивный видеомост, мультимедийное ток-шоу, доэфирный этап, прямой эфир, послеэфирный этап, мультискрипт (interactive video), инфографика, викторина, турнир, флэш-игра, мультимедийная статья (HTML-статья, инфографическая или flash-статья, «мультимедийная коробочка») [5, с. 258]. А вот как выглядит система жанров интернет-журналистики, разработанная IPTK [7, с. 1] и принятая в качестве стандарта рядом зарубежных новостных интернет-агентств:

· «документальный материал (съемка/запись) (Actuality) – публикация, которая обязательно должна состоять из щаписи события;

 · советы (Advice) – содержит советы и рекомендации, которые очень часто построены в форме диалога и ответов на обращения читателей

· календарь событий (Almanac) – информационная сводка на текущий день, которая содержит ссылки на исторически значимые события

· аналитика (Analysis) – выводы и заключение журналистов, которые тщательно изучили вопрос;

· эксклюзив (Exclusive) – пометка, которая определяет материал как оригинальный и уникальный;

· обзорная статья (Feature) – материал, который чаще всего дает ответы на некоторые вопрос (например, юрист отвечает на актуальные вопросы по наследству), это своего рода экспертная статья;

 · плановые события (Fixture) – содержит анонс каких либо событий;

 · репортаж с места событий (From the Scene) – оперативный репортаж прям с места происходящего важного события;

 · исторический материал (History) – материал, в основе которого лежит какое-то историческое событие (это может быть исторический очерк);

· пресс-релиз (Press Release) – данная публикация содержит известную информацию о предстоящем событии (например, открытие памятника);

· дайджест прессы (Press-Digest) – такая публикация, которая содержит отрывки из публикаций других изданий;

 · биографический очерк (Profile) – публикация о жизни какого то публичного или известного лица (политик, актер, историческая личность, деятель искусства и др.);

· цитата (Quote) – содержит прямую цитату без изменений;

· специальный репортаж (Special Report) – всестороннее исследование какого то события,  журналистского расследования.  Такой репортаж по времени обычно длиннее стандартных репортажей.

Возможности Интернета сегодня таковы, что автор может применять самые разные средства отображения некоторых фактов и событий, а также использовать самые разные формы подачи информации [9, с. 81 – 84], которые уже потом получают название «жанров». Следует уточнить понятия: «жанр», «текст», «гипертекст», «медиа», «мультимедиа». Изначально жанр понимали как разделение материала  на «роды», «виды». Применительно к литературе, искусству, а также и журналистике с самых первых дней существования  под жанром понимали вид текста.  

Под «текстом», в широком смысле слова, понимается как вербальный текст (например, газетная публикация), так и фото (рисунок), и звуковой текст (например, выступление по радио). Также текст можно понимать как логически законченную информацию, которая отражает тот или иной феномен действительности.  

В отличие от текста «гипертекст» является взаимосвязанной совокупностью отдельных текстов. В интернет-СМИ текстом модно будет назвать каждую отдельную публикацию на интернет портале. Модно также и весь сайт, где публикуется информация назвать гипертекстом со всем его содержимым. Причем, гипертексты в интернет-СМИ, как и гипертексты в традиционных СМИ, – это не просто совокупности текстов, а их организованные совокупности, возникающая благодаря их заключению в определенную форму – сайт газеты или журнала (он - лайновую версию или самостоятельное сетевое издание), блог, или портал и т. д..

Надо иметь в виду, что в отличие от гипертекста в печатных СМИ, который можно считать статичным, для Интернета типичным является, условно говоря, гипертекст-трансформер, то есть, гипертекст, меняющийся во времени, в зависимости от особенностей пополнения исходной информации другими сообщениями и элементами. Что касается следующего понятия – «медиа», то синонимом его выступает понятие «средство». Применительно к журналистскому творчеству, речь идет о средствах трансляции  действительности: вербальные средства, визуальные образы, звук, с помощью которых создается информация. Хотя, словом «медиа» обозначают, как известно, и каналы передачи информации: печатный текст, радиовещание – звук (аудио), телевидение – образ, звук, печатное слово. Теперь определим, что такое «мульти»? Это слово переводится на русский язык как «много», «множество». Но что такое много? Ответить на этот вопрос невозможно, если не согласиться с тем, что много – это несколько. А если несколько, то это – более одного (два или три и пр.). Поэтому будем считать информационный продукт, который связан с помощью одного медиа, мономедийным, а продукт, созданный с помощью двух и более средств – мультимедийным. Далее, заметим, что современные исследователи, как правило, связывают феномен мультимедийности с возможностями компьютера. В реальности же, мультимедийность широко использовалась в журналистском творчестве еще задолго до  бурного развития компьютерных технологий. Она существует, можно сказать, с момента возникновения журналистики. Ведь те же репортажи и очерки, судебные отчеты, включающие в себя фотографии или рисунки и пр., опубликованные в газетах и журналах, являлись по сути мультимедийным информационным продуктом. Конечно, по сегодняшним меркам, журналист, в прошлом, использовал скудный набор средств отображения действительности (обычно печатный текст и визульный образ), но, в принципе, это уже был феномен мультимедийности в СМИ. Появление телевидения означало возможность применения уже трех медиа – звука, печатного слова, образа. Возникшая затем компьютерная журналистика переняла у предыдущей журналистики и значительно развила, прежде всего, опыт создания мультимедийных текстов и гипертекстов. Однако это не означает, что в глобальной сети (в том числе в интернет-СМИ) используются лишь мультимедийные тексты и гипертексты. Как текст, так и гипертекст в Интернете может быть в принципе создан на основе одного средства отображения действительности. Так, например, любая печатная публикация в интернет-СМИ, не сопровождающаяся визуальными или звуковыми иллюстрациями, будет представлять собой мономедийный текст. А любая совокупность взаимосвязанных печатных текстов в интернет-СМИ, не сопровождающихся визуальными или звуковыми иллюстрациями в принципе, будет представлять собой мономедийный гипертекст. Таким образом, та текстовая реальность, с которой связывается генристика (жанровые исследования) интернет-СМИ, представляет собой некий континиум моно – и мультимедийных текстов и гипертекстов. То есть, применительно к интернет СМИ, мы будем иметь два уровня жанровых исследований: 1) текстовый; 2) гипертекстовый. Если принимать во внимание данное обстоятельство, то далее уже можно рассуждать о жанровых особенностях каждого из этих уровней, и применять при этом понятия: «текстовые жанры» и «гипертекстовые жанры» Интернета. Увидеть особенности формирование жанров на каждом из названных уровней, на наш взгляд, поможет учет основных жанрообразующих факторов, на «пересечении» которых возникают тексты, обладающие характеристиками, которые придают им определенную устойчивость как жанровым формам. В первую очередь, полагаем, надо исходить из уже примененных исследователями Интернета [11, с. 97 – 102] таких жанрообразующих оснований, как: 1) функциональная предназначенность текстов, их классификация по тематике, жанру; 2) характер медиа (т. е., средства отображения), с помощью которых в текстах создается информационная модель реальности. Эти основания помогают нам выделить в интернет-СМИ различные группы жанров. Деление жанров по первому основанию, в принципе, уже хорошо известно и применялось в многочисленных учебных  пособиях, поэтому лишь напомним, что по этому основанию можно выделить такие жанровые формы: 1) жанры, использование которых связано с оперативной фиксацией (описанием) актуальных событий и оперативным информированием о них аудитории, т. е. – информационно-новостные жанровые формы (анонсы, заметки, репортажи и пр.); 2) жанры, предназначенные для глобального исследования важных событий, процессов, ситуаций, происходящих в обществе, т.е. – аналитические жанры (статьи, рецензии, обозрения и пр.); 3) жанры, предназначенные для экспрессивно – образного отображения действительности (прежде всего – ценностного пласта жизни общества), т. е. – художественнодокументальные жанры (очерки, фельетоны, пародии и пр.). Более значимым для нас в данном случае будет деление жанров по второму основанию, поскольку, применительно к интернет-журналистике оно проводится, скорее всего, впервые. Сначала посмотрим, как выглядит жанровая структура интернет – СМИ, выявленная по данному основанию в главных еѐ чертах, на текстовом уровне: 1. Мономедийные текстовые жанры: 1) вербальные жанры (заметка, отчет, интервью, информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог, аналитический отчет, корреспонденция, интервью, беседа, комментарий, обзор и т.д.). 2) визуальные жанры (фото, фоторепортаж, фотогалерея, слайд-шоу, фотоколлаж, рисунок, статичная иллюстрация, видеоиллюстрация, карикатура и т.д.). 3) аудио-жанры (подкаст, то есть, – «звуковой файл, передача, законченный сюжет. Как правило, это выложенный в Интернете фрагмент радийной программы или начитанный текст сообщений. Подкастом называют либо отдельный файл, либо регулярно обновляемую серию таких файлов» [5, с. 251 – 260]; «аудиоверсия текста – это начитанный диктором или электронным диктором текст сообщения» [5, с. 251 – 260]; «аудиосюжет – сложный, почти радийный жанр, предполагающий не только начитанный текст или аудиоцитаты, но и осмысленную компиляцию из них» [5, с. 251 – 260] – до 60 сек.; «аудиоиллюстрация - фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста. Может быть незаконченным, минимально коротким (2 – 3 секунды). Призван иллюстрировать ту часть сообщения, в которой звуковая составляющая несет смысловую или эмоциональную нагрузку» [5, с. 251 – 260]; 2. Мультимедийные текстовые жанры: 1) вербально-визуально жанры (любой печатный текст, сопровожденный фотографией, рисунком, комиксом и пр.). 2) аудио-визуальные жанры (потоковое видео, т.е. – прямой эфир с места событий. При этом «прямой эфир может быть поставлен на место главной иллюстрации, отнесен в специальный раздел или стать дополнительной картинкой в сюжете….можно использовать в репортаже с места происшествия, с пресс-конференций, массовых мероприятий для создания эффекта максимального присутствия и синхронизации событий и информации о нем» [5, с. 251 – 260]; видеосюжет – законченное видеосообщение, продолжительностью – 60 – 90 сек., имеющее свою завязку, кульминацию и развязку [5, с. 251 – 260]; видеоколонка, видеоочерк, видеокомментарий - использующие звук [5, с. 251 – 260], один из вариантов аудиослайда – шоу (если оно представляет собой собранную во флэш фотоисторию, сопровождаемую звуковым рядом [5, с. 251 – 260]). Теперь обратимся к жанровой структуре интернет-СМИ, выявленной по второму основанию в основных еѐ характеристиках, на гипертекстовом уровне: 1. Мономедийные гипертекстовые жанры: 1) К ним относятся все типы гипертекстов, созданных на основе одного медиа (средства отображения действительности), например, аудиоверсия газетного (журнального) номера (такие гипертексты применяются в Интернете для слепых людей, например, в Швеции) и т. п.; 2. Мультимедийные гипертекстовые жанры: К подобным жанрам можно отнести все гипертексты, для создания которых использованы разные медиа - видео, музыку и звуковой ряд, компьютерную анимацию, графики, (но не обязательно всѐ вместе). К подобным жанрам можно, например, отнести мультимедийную статью, интерактивный видеомост, мультимедийную презента́цию [12, с. 963] и пр. Мультимедийные гипертекстовые жанры предполагают, что пользователь будет активно заниматься изучением предлагаемой информации. Возможность такого активного включения в познание сути отображаемого предмета обеспечивается тем, что гипертексты подобных жанров представляют собой сочетание текстов, которые связаны в единую среду с помощью гипертекстовых ссылок. Кроме того, они могут иметь полноценный (иногда сложный) сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Сегодня интернет технологии получили такое развитие, что современные гипертексты  могут также содержать интерактивные элементы, но могут и не содержать их [5, с. 251 – 260]. В заключение статьи обратим внимание на более или менее заметные тенденции жанрообразования, заявившие о себе в настоящее время, в интернет – СМИ. Во-первых, применительно к текстовым жанрам, заимствованным из традиционных СМИ, наблюдается, по мнению многих исследователей Интернета, лишь движение в сторону уменьшения размеров текстов, относящихся к тем или иным из жанров, что они обычно объясняют специфичностью восприятия пользователей сети, не приученных к потреблению текстов больших объемов. Консервативность же самих существенных параметров таких жанровых форм, объясняется, прежде всего, их «отработанностью» в ходе длительного употребления в традиционных СМИ. Во - вторых, проявляется следующая тенденция: под давлением возможностей Интернета и ожиданий пользователей сети, идет постепенная трансформация некоторых, возникших ранее простых текстовых жанров, их «дрейф» в сторону мультимедийных гипертекстуальных жанров. Это замечает и упомянутый выше автор Н. Г. Лосева: «Видеоколонка, видеоочерк, видеокомментарий – варианты работы с «говорящими головами» – вероятно один из самых сомнительных, с точки зрения выживаемости жанров в конвергентном СМИ. Жанр «говорящей головы» не органичен Интернету и, скорее всего, является переходным к сложным синтетическим жанрам – интерактивной видеоколонке, мультимедийному ток-шоу и т. д.» [5, с. 264]. То же самое можно сказать и о карикатуре, которая все чаще публикуется не как отдельный жанр, а как часть более сложного мультимедийного текста или гипертекста. В-третьих, активно идет умножение гипертекстовых жанровых форм интернетСМИ. Авторы, пытаясь найти наиболее адекватные варианты реализации своих замыслов, вырабатывают самые разнообразные жанровые формы гипертекстов, которые довольно часто отличаются одна от другой лишь отдельными чертами или набором черт (часто – второстепенных). Формотворчество в подаче информации в сетевых СМИ обычно ничем не регулируются, кроме желания его создателей и возможностей Интернета. Причем, этот процесс сопровождается перманентным отсутствием однозначного содержания у многих понятий, выступающих «именами» ряда гипертекстовых жанров. То есть, можно говорить о наличии в сетевых СМИ «жанровых трансформеров» – т. е., информационных пространств, не имеющих постоянного жанрового статуса, даже если он им кем-то произвольно и приписывается. Предположим, мы имеем дело с «авторским блогом», который обозначен в уже процитированном в начале статьи учебном пособии, как жанр. Но, что такое «авторский блог», если, например, как пишет автор: «… запись в авторском блоге может не быть законченным информационным сообщением, это может быть только вопрос, только реплика, только картинка. Авторские блоги бывают мультимедийными, они не только включают в себя большое количество фотографий, гипертекста, но также очень часто такие блоги потом набирают популярность и переходят в формат видеоблога. А комментирование записи, размещенной в видеоблоге, может быть и обычным  текстовым, но так эе в вилле ролика [5, с. 257]. То есть, авторский блог может выглядеть, например, как тот или иной отдельный, имеющий своѐ имя текстовый жанр (реплика, фото, комментарий), а может выглядеть и как сложный гипертекстовый жанр (совокупность публикаций разных жанров). Имя, присваиваемое «трансформеру», не выступает однозначным понятием, поскольку под его «крышей» происходит постоянное движение содержания, «наполнение» его новыми текстами разных жанров, его колебание. Амплитуда «колебания» содержания, стоящего за «именем» подобного «жанрового трансформера» включает диапазон – от элементарного текста - до гипертекста. То есть, в один из моментов реальным содержанием понятия, обозначающего «жанровое имя» (например, «блог»), может быть какой-то текст, имеющий другое, своѐ собственное, имя (например «заметка»). В другое время под этим же жанровым именем будет бытовать содержание из множества текстов, обладающих самостоятельным жанровым статусом (например, печатной заметки, видеообзора, подкаста, слайд-шоу и пр.). В-четвертых, наряду со стихийно происходящим жанротворчеством (на уровне гипертекстов), в интернет-СМИ наблюдается и стремление к его упорядочиванию, стандартизации. Примером реализации такого стремления можно считать выработку формы подачи информации в сетевых СМИ, которая обозначена таким жанровым именем: «Универсальное информационное сообщение» (УИС) [13, с. 2]. Под ним понимается синтез текстов разных журналистских жанров, присущих, как печати, так и радио, и телевидению. Гипертекст данного жанра создается по частям в он-лайн режиме, по мере поступления информации. «УИС – нередко является продуктом работы целой группы сотрудников редакции, причем сюда входят не только журналисты, редакторы, фотографы, но и видео-операторы, монтажеры и даже сами читатели. УИС – располагается на лицевой странице сайта с пометкой «Тема дня», или в разделе «Главное» [13, с. 3]. Чаще всего гипертекст данного жанра создается по мере поступления информации, представляющей тексты отдельных жанров и дополняющей информации в определенном порядке: 1. Факт (Молния); 2. Официальное подтверждение; 3. Подробности с комментарием (чиновников, действующих лиц); 4. Остальные подробности (в том числе с комментариями экспертов, очевидцев и т.д.); 5. Бэкграунд; 6. Репортаж, биография, цитата, видеоролик и т.д.; 7. Аналитическая часть (по мере необходимости). Подобный порядок подачи информации (создания гипертекста) в сетевых СМИ повторяет в основных чертах известную технологию подачи новостей в современных новостных агентствах [14, с. 34 – 66], что в определенной мере свидетельствует об устойчивости данной гипертекстовой формы, возможности еѐ использования в разных СМИ, включая и СМИ в Интернете

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.009 с.)