Основные проблемы и перспективы развития городского туризма в Костроме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы и перспективы развития городского туризма в Костроме



Кострома является старинным русским городом, который имеет очень длинную и богатую историю, уходящую корнями далеко вглубь веков.

Также Кострома считается культурным и туристским центром, который привлекает туристов своими уникальными достопримечательностями. В общей сложности в Костроме насчитывается 55 памятников истории и культуры. Стоит отметить, что благодаря отлично сохранившемуся старинному облику Кострома производит неизгладимое впечатление на путешественников не только из России, но и со всего мира.

Для многих туристов город ассоциируется с замечательными музеями, имеющими довольно оригинальные концепции, гостеприимными, доброжелательными и интеллигентными людьми, а также красивой и завораживающей природой, где, кстати, родилась известная героиня многих русских сказок – Снегурочка, величественной рекой Волгой и истинно русской атмосферой. Наиболее популярной и известной достопримечательностью Костромы является Ипатьевский монастырь. Именно в нём 14 марта 1613 года династия Романовых была избрана Земским собором на царство [4.3].

Развитие городского туризма в Костроме обязано её включением в состав «Золотого кольца России» в 1970–е годы. Кострома славится уникальными и красивейшими архитектурными памятниками конца XVIII–начала XIX веков и храмовыми комплексами. В разные периоды с городом было связано творчество известных и замечательных русских писателей А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, А.Н. Некрасова, А.И. Готовцевой, П.А. Катенина. Костромские пейзажи и жители города изображены на полотнах В.А. Серова, Б.М. Кустодиева, И.И. Левитана, К.А. Коровина. Несомненно, интересными являются судьбы костромичей Ф.В. Чижова и П.М. Третьякова [3.3., С. 200–206].

Если говорить о состоянии городского туризма в Костроме, то он в последние годы находится на этапе реформирования и развития. Туризм в городе является развивающейся отраслью экономики. Процессу развития туризма в Костроме способствуют территориальные, историко–культурные и инфраструктурные конкурентные преимущества.

Также стоит отметить работу, оказывающую значительное влияние на развитие индустрии туризма в Костроме со стороны органов исполнительной власти и представителей туристского бизнеса.

В 2019 году центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с редакцией журнала «Отдых в России» сформировал рейтинги, посвящённые изучению развития въездного и внутреннего туризма, привлекательности регионов Российской Федерации для отечественных и иностранных туристов, а также их популярности и туристскому потенциалу. Согласно данным рейтингам Костромская область в период с 2015 по 2019 годы вошла в список субъектов с условным названием «Крепкие профи».

Динамика рынка туризма Костромы и Костромской области свидетельствует о том, что число туристов растёт. По данным аналитического агентства ТурСтат Кострома вошла в список тридцати самых посещаемых городов России (в 2018 году город посетили более 1 млн. туристов) [4.6]. Для сравнения стоит отметить, что в 2017 году число туристов составило 955 тысяч. С 2013 года по 2018 год количество туристов увеличилось более чем на 250 тысяч человек. В процентном соотношении данный показатель составил 36,6%.

За последние 2 года в Костроме было открыто более 10 отелей, гостевых домов и хостелов, в фонде которых находится более 150 номеров. В 2016 году в костромских средствах размещения останавливался каждый седьмой турист, в 2017 и 2018 годах каждый третий.

По итогам 2019 года сумма доходов от туризма составила 744 млн. рублей. Это на 10,7% больше чем в 2018 году.

Данный показатель является рекордным так, как ранее таких темпов роста туристкой отрасли в Костроме не наблюдалось.

Ежегодно в Костроме открываются новые частные и государственные музеи. Особенной популярностью среди туристов пользуются «Музей сыра» и «Музейное подворье» [4.19].

Также стоит отметить, что с каждым годом в городе увеличивается количество туристских фирм.

 

Таблица 2.1.1

Число туристских фирм в Костроме и Костромской области

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
68 68 70 75 76 81 82

 

Следовательно, ежегодно происходит и увеличение числа турпакетов, реализованных населению Костромы и Костромской области. То же самое, касается и их стоимости, которая также повышается.

 

Таблица 2.1.2

Число турпакетов, реализованных населению

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
6613 7179 7514 7569 9199 9779 10594

 

Таблица 2.1.3

Стоимость турпакетов, реализованных населению

тыс. рублей

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
323871,0 336969,9 397344,0 447662,0 511475,9 554689,2 684067,2

 

Кострома, как и многие регионы Российской Федерации в последние годы для развития внутреннего въездного туризма сделала ставку на продвижение и «раскрутку» сказочного персонажа. Этим персонажем стала Снегурочка. Спрос на зимние туры в частный терем к Снегурочке в праздники традиционно настолько высок, что в город пускают дополнительные туристические поезда, а бронировать места на Новый год путешественникам приходится еще в августе. В высокий сезон экскурсии в тереме Снегурочки идут с раннего утра до глубокой ночи.

Помимо сказочного частного терема внучка Деда Мороза принимает гостей и в своей костромской муниципальной резиденции, где работают «Почта Снегурочки» и «Академия снежных чудес». Ещё один дворец зимней красавицы расположен в усадьбе драматурга Александра Островского Щелыково в ста километрах от Костромы.

 Также в январе 2020 года на улице Чайковского в Костроме открылся новый туристский объект «Модный дом Снегурочки». Основными экспонатами данного музея являются изысканные украшения и платья внучки Деда Мороза, головные уборы и аксессуары, которые связаны с индустрией сказочной моды. В витринах музея расположились десятки Снегурочек в различных костюмах. Также в новом музее собраны швейные машинки, вырезки из модных журналов различных эпох, утюги и многое другое. Желающие примерить необычные костюмы и попробовать себя в роли манекенщиц могут воспользоваться фотозоной и подиумом.

Костромские власти очень надеются, что открытие нового сказочного музея в исторической части города привлечет ещё больше путешественников в город. В 2020 году помимо «Модного дома Снегурочки» в центре Костромы откроются ещё туристический и паломнические центры, а на улице Просвещения – Музей редкостей.

Основным мероприятием, которое в перспективе может положительно повлиять на дальнейшее развитие городского туризма в Костроме является воссоздание комплекса Костромского Кремля.

Соборный ансамбль Кремля в настоящее время, с благословения Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла воссоздаётся вновь. Главным меценатом проекта по восстановлению является президент ООО «Корпорация ВИТ» Виктор Тарышкин.

Воссоздание храмового комплекса началось в 2016 году со строительства колокольни Богоявленского собора, а полностью воссоздать комплекс планируется к концу 2020 года [4.1].

К сожалению, помимо положительных моментов, наблюдающихся в развитии костромской туристской сферы, есть и проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие туризма. К этим факторам относятся:

– неразвитость транспортной инфраструктуры, проявляющаяся в низком качестве дорог;

– недостаточно развитая туристская инфраструктура, довольно малое количество гостиничных средств размещения, соответствующих современному уровню комфорта;

– не самые выгодные экономические условия для привлечения инвестиций в инфраструктуру туризма, а также наличие административных барьеров;

– устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно–курортного и лечебно–оздоровительного туризма;

– недостаточное количество современных туристских автобусов, круизных судов и иных транспортных средств;

– довольно низкое качество обслуживания во всех отраслях индустрии туризма, вызванное дефицитом квалифицированных кадров;

– узкое по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;

– «сезонность» туристской деятельности (около 80% доходов приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа, в остальное время туристский бизнес убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона);

– недостаточная государственная реклама туристских возможностей, как на зарубежных туристских рынках, так и внутри России, связанная с ограниченным бюджетным финансированием.

Исходя из государственной программы «Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014–2020 годы» на данный момент для развития городского туризма в Костроме поставлены следующие задачи:

– проведение активного маркетинга и продвижение города, а также установление сотрудничества с крупными туроператорами;

– реализация проектов по развитию транспортной и туристской инфраструктуры с помощью федеральных и частных инвестиций;

– развитие основных региональных брендов: «Кострома – родина Снегурочки», «Кострома – колыбель династии Романовых», «Кострома сырная», «Кострома – ювелирная столица России»;

– создание условий для развития малого сервисного бизнеса в сопутствующих туризму сферах (питание, досуг, услуги);

– совершенствование базы подготовки кадров для туризма и сервисных отраслей;

– повышение благоустроенности города Костромы [1.1].

Также стоит отметить, что в декабре 2019 года в Костромской областной Думе прошло собрание по обсуждению основных проблем и перспектив развития туристской отрасли. Участники круглого стола, среди которых были представители власти, крупнейших туристских компаний, музеев и отелей, подчеркнули, что у сферы туризма в Костроме и Костромской области есть большой потенциал, который пока, к сожалению, не может реализоваться в полной мере.

По мнению заместителя председателя областной Думы Сергея Деменкова на данный момент туризм должен занимать большее место в культурной и экономической жизни города и области, чем сейчас. Также Деменков отметил: «Туризм приносит всего лишь от 3,5% до 4% от собственных налоговых и неналоговых доходов области. Это очень мало. Например, у наших соседей ярославцев это 10%, а в некоторых регионах – до 20%. К сожалению, увеличение потока туристов в городах не означает прямо пропорциональное увеличение доходов от туризма. Так устроена налоговая система. Поэтому муниципалитеты порой не имеют экономического интереса для развития этой отрасли».

Председатель думского комитета по образованию, культуре и делам архивов Юрий Кудрявцев подчеркнул, что ключевая проблема туризма состоит в том, что большинство приезжающих в Кострому и Костромскую область путешественников ограничиваются турами одного дня.

«Люди остаются только на день, а на ночь – нет. Из–за этого мы мало зарабатываем. Ярославль может предложить значительно больше, чем Кострома. Потенциал у нас большой, но мы не можем его реализовать», – посетовал Юрий Кудрявцев.

Директор регионального департамента экономического развития Александр Свистунов отметил, что на данный момент каждая из 665 туристских организаций ежегодно приносит в бюджет региона чуть более миллиона рублей. Логистические и транспортные компании составляют половину туристской отрасли костромского региона. Рост финансовых поступлений за 2019 год составил 10,7%. Данная цифра, по мнению Свистунова, недостаточно высока.

«На российском рынке туристских услуг Костромская область занимает незначительное место, и в структуре ВРП доля товаров и услуг туристской отрасли составляет всего 1,4%, тогда как в среднем по стране – 3,8%. Наша задача – приблизиться к российской цифре. Необходимо наращивать объемы», – также пояснил Александр Свистунов.

Для того чтобы помочь туристам как можно больше узнать о красотах Костромы и Костромской области, власти начали выпускать рекламные фильмы и ролики, разрабатывать туристические сайты и мобильные приложения на пяти языках. Также стоит отметить масштабную установку туристических указателей и знаков. Стали активнее проводиться рекламные туры. По официальным данным, за последние четыре года в 25 муниципалитетах области появилось более 200 новых навигационных табличек и указателей, а посещаемость главного областного туристского портала за 2019 год составила 29,3 тысячи уникальных пользователей. В феврале 2020 года в Красных рядах в Костроме планируется открытие двухэтажного туристического центра площадью 800 квадратных метров.

В регионе начала действовать микрокредитная компания, которая должна помочь предприятиям осуществляющим деятельность в сфере туризма. Данная компания предоставляет предпринимателям займы до пяти миллионов рублей в среднем под 6,25% годовых сроком до трех лет. Эти условия поддержки для бизнеса привлекательны, поскольку в банках кредиты выдают в среднем под 17%.

Важно заметить, что ежегодно презентуются и обсуждаются различные концепции по развитию городского туризма. Одной из самых обсуждаемых концепций в последние годы стала концепция благоустройства центра города.

Данная концепция была разработана нижегородским ООО НИИ «Земля и город» по заказу администрации Костромы. По мнению главного архитектора города Владимира Якимова подрядчик был выбран не из тех, кто запросил наименьшую цену за свою работу, а из наиболее опытных специалистов, работающих в сфере градостроительства.

Основная цель данной концепции – сделать центральную часть города наиболее интересной и притягательной для туристов, вдохнув в неё новую жизнь. Проект касается только исторической части Костромы. Историческая часть центра города составляет 116 га и в её состав входят:

– улица 1 Мая;

– улица Пятницкая;

– улица Симановского;

– улица Комсомольская;

– улица Князева;

– проспект Мира;

– улица Смоленская;

– улица Горная;

– улица Лесная (до дома №25).

Основными предложениями концепции по развитию центральной части Костромы являются:

– создать сеть велодорожек в центральной части города, для чего на ряде улиц расширить тротуары и, соответственно, сузить проезжую часть, в том числе и по улице Советской – вместо четырёх полос сделать две. По мнению разработчиков, данное нововведение не нанесёт вреда и ущерба дорожному движению;

– создать пешеходное соединение для быстрого передвижения по городу в обход центральных улиц;

– сделать пешеходной зону Сусанинской площади до художественного музея на проспекте Мира;

– организовать автобусный маршрут по улице 1 Мая для того, чтобы студентам и преподавателям было удобно добираться в университет;

– построить подземную и надземную парковки в районе Щемиловки. Всего в центре Костромы предлагается увеличить количество парковок с 900 до 1200;

– убрать конечные остановки общественного транспорта с Сусанинской площади;

– переместить водоканал в другую часть города, а эту территорию использовать для развития музейного подворья – пробить ось от торговых рядов напрямую к набережной;

– для безопасности людей приподнять пешеходные переходы, установить технические тротуары, «антикарманы», сделать разметки для паркующегося транспорта;

– создать парк современных искусств на месте сквера у КГУ;

– в парке «Центральный», где восстанавливается соборный комплекс, установить детский городок «Старая крепость», который будет больше гармонировать с кремлем, чем нынешние аттракционы;

– на Набережной Волги открыть скейт–парк, яхт–клуб, экстрим–парк и зону тренажеров;

– на месте старого здания водоканала сделать кулинарный двор, а в сквере Бочкова – зону для пикников с возможностью приготовления пищи на открытом огне, на склоне разбить амфитеатр, создать фотозону, установить «Релакс–качели» и зону физкультуры и йоги;

– открыть для всех жителей парк «Эрмитаж», переданный когда–то частному лицу;

– между музеем и драматическим театром создать театральный сквер, убрав оттуда стихийную парковку;

– срубить часть деревьев в сквере у памятника Сусанину и на их месте поставить «павильоны–стекляшки» для продажи сувениров;

– на «сковородке» установить сухой фонтан, стационарные скамейки, проложить велодорожки и восстановить памятник Михаилу Романову.

Разработанная концепция вызвала довольно противоречивые мнения среди слушателей. Важно отметить, что негативных мнений больше чем положительных. По мнению большинства разработанный проект выглядит странно. Также создаётся ощущение, что он хочет вместить в себя совершенно несовместимые вещи и понравиться всем сразу. Стоит отметить, что проект концепции по развитию центральной части Костромы плохо учитывает реалии самого города.

Самым частым предложением является то, что документ необходимо доработать и сделать его реальным, учитывающим особенности исторического города.

Председатель правления Костромского отделения ОТПОО «Союз архитекторов России» Александр Серобаба отмечает: «Это не проект развития центра, а предложения по благоустройству, в некоторых случаях весьма сомнительные. Создание «пешеходной хорды» не подкреплено размещением на ней объектов туризма и дополнительных услуг. Это и невозможно сделать из–за затеснённости пространства кварталов. Формировать транспортную схему только для туристов и велосипедистов – неверно. Сокращение количества дорожных полос создаст пробки. Необходимо сохранить исторически сложившуюся планировочную структуру площади Сусанинской. Исключить из концепции «авангардные по форме» элементы благоустройства (сухой фонтан, стационарные скамьи и прочую уличную мебель в виде квадратной сетки), не характерные для данного места. Использовать в структуре покрытия площади симметричный классический рисунок, элементы благоустройства и малые формы в классическом стиле 18–19 веков. Ощущение, что мы пытаемся в историческом центре устроить вообще все, чем богата сегодня индустрия досуга».

По словам депутата Думы города Костромы Сергея Игнатьева: «У нас исторически узкие улицы, если их еще больше заузить, сделав велодорожки, то мы создадим себе большие проблемы. Не понятно, для кого мы делаем эту концепцию: у нас в бюджете нет денег на ее реализацию, потому получается: мы надуваем щеки при пустых карманах».

Архитектор Виктор Голиков подчёркивает, что «проект сырой, разработан поверхностно, заказчиком не поставлено четкого задания проектировщикам, отсюда все проблемы. Идея развития не получилась вообще, единственное, что получилось – сплошная развлекуха на всех зеленых зонах. Это проект без решений специалистов архитекторов. Конкретные предложения? Начать все заново – потому что концепции нет».

По мнению архитектора Владимира Лукьнова: «Необходимо максимально сохранять все параметры градостроительного планирования нашего города, и в этой работе нет желания их поменять. Понравилась идея создать пешеходную хорду, это очень перспективное направление. Дизайн–коды – тоже интересная идея, такого у нас никогда не было, но такую работу надо обязательно проводить».

Дизайнер Эдуард Фёдоров отмечает, что «для костромичей – это не центральная часть города, а историческая. Потому каждая задача здесь должна быть нацелена на то, чтобы сохранить, подчеркнуть и усилить историческую среду. В проекте этого нет. По поводу скамеек на одном из слайдов: эта модель стоит 3 тысячи долларов за штуку и никогда не будет у нас установлена, у нас нет такого бюджета. Как дизайнер скажу, никого не хочется обижать, но, извините, это – не дизайн».

Сопредседатель экодвижения «Во имя жизни» Елена Морозова предлагает: «По озелененным территориям необходимо: саду «Эрмитаж» вернуть былые формы и наполнение событиями, а скверу между музеем и театром – «костромскому Монмартру» – скамейки, фонари и убрать парковки. В скверах на улицах Комсомольской и 1 мая – восстановить цветники, дорожки, скамейки. Детскую площадку от набережной передвинуть вглубь сквера. Чугун решеток заменить материалом, схожим по виду, но не требующим покраски. Сквер Бочкова выполнить в классическом стиле без лежаков».

Заместитель председателя Общественной палаты при Думе города Костромы Вячеслав Рейх подчёркивает: «Понравилось, что в концепции ничего из исторических объектов не затронуто, подход к этому бережный. Надо составить четкий график реализации и четко ее провести, и тогда мы увидим плоды» [4.5].

На наш взгляд, разработанная концепция по развитию центральной части Костромы является недоработанной и «сырой» так, как в ней не были учтены культурные и исторические особенности города, которые можно было бы выделить или подчеркнуть. Также при изучении проекта по благоустройству центра Костромы особенно ярко выделяется то, что авторы вместили в неё много предложений, которые на наш взгляд являются не совсем совместимыми. В данном проекте нет чётко выделенных идей, целей и задач по развитию и благоустройству центра Костромы.

В процессе анализа современного состояния туризма в Костроме можно сделать вывод о том, что данная сфера развивается довольно динамично и стабильно. В особенности, можно выделить ежегодный рост внутреннего туристского потока. Кострома обладает очень высоким потенциалом для развития туризма. В то же время существует ряд проблем, которые тормозят развитие туризма. Устранение данных проблем, проведение мероприятий по развитию туризма в городе и создание новых туристских маршрутов обеспечит привлечение большого объёма потока туристов и новых капиталовложений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.111.192 (0.039 с.)