Программа воспитания в современной школе: структура воспитательной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа воспитания в современной школе: структура воспитательной деятельности.



(ТО ЧТО ОТМЕЧЕННО * ЯВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ)

*Воспитание в структуре образовательного процесса - это деятельность, обеспечивающая процесс развития ребенка, работа с «живой ситуацией» взаимодействия с детьми.

*Воспитание в контексте социализации личности - это постоянное самоопределение с ориентацией на жизнь, на будущее, на развитие.

Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства

Гуманизация - очеловечение жизни ребенка.

Принципы гуманизации пространства детства:

● ПРИЗНАНИЕ САМОЦЕННОСТИ ДЕТСТВА

● ПРИЗНАНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА

● ПРИЗНАНИЕ СВОБОДЫ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Теория воспитания – это научное направление, которое раскрывает сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его отдельные структурные элементы, рассматривает различные концепции воспитания и воспитательные системы.

Современные концепции воспитания используют новейшие достижение психотерапии и психологии, популярные философские учения:

● когнитивная теория;

● бихевиористическая (поведенческая) теория;

● социоэнергетическая теория и проч.

Цель современных концепций воспитания – активная социализация человека.

*Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания.

* По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

*По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

● влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

● влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности:

● Методы формирования сознания личности.

● Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

● Методы стимулирования поведения и деятельности.

Современная задача воспитания - найти способы активного взаимодействия с учащимися, созвучные их внутренним смыслам, где проявляются лучшие качества человека, общие и личные гуманистические нормы и ценности.

К СОДЕРЖАНИю ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ относиться ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА; СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ, ВОВЛЕЧЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВО, УТВЕРЖДЕНИЕ ЧУВСТВА ЗАЩИЩЕННОСТИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВАХ.

Фасилитаторскую деятельность можно рассмотреть как приоритет воспитательной деятельности педагога. Педагог-фасилитатор естественен, открыт для общения, для диалога, он относится к своим ученикам с доверием, стремится увидеть мир их глазами, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям, облегчает процесс развития ребенка.

(Далее идут выдержки из работы « КОНЦЕПЦИЯ воспитательной деятельности современного педагога. Демакова ИД» ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧЕСТЬ ТК ТАМ ОЧЕНЬ ПОДРОБНО РАСПИСАН ДАННЫЙ ВОПРОС)      

«Воспитательная деятельность педагога, направленная на гуманизацию пространства детства, включает задачу создания условий, обеспечивающих благополучный процесс развитие ребенка и устраняющих препятствия на его пути

основными факторами, тормозящими процесс развития личности ребенка являются страх, который рождает у ребенка чувство неуверенности в себе, комплекс неполноценности, следствием чего как правило становится агрессия. Тормозом развития нередко становятся пережитые детьми несправедливые обвинения взрослых в «прегрешениях», которых они не совершали или совершали нечаянно. Пережитые, нередко очень болезненно, чувства вины и стыда оставляют в душе детей след на долгие годы, мешая им чувствовать себя счастливыми.

Стремясь гуманизировать пространство детства, педагог должен помогать детям преодолеть стрессы, внушать уверенность в себе, говорить о хороших качествах и хороших поступках ребенка. Не менее важно понимать, какие факторы стимулируют процесс развития личности ребенка. Главным фактором, который стимулирует этот процесс, психологи считают эмоциональную стабильность жизни ребенка.

воспитательные задачи могут быть решены только в школе в совместной деятельности детей и учителей. Однако нельзя не видеть, что школа, которая существует сегодня, пока что не очень глубоко осознает новые воспитательные функции - до сих пор российские школы скорее школы обучения, чем воспитания.

Цели воспитательной деятельности педагога. Цели воспитательной деятельности в парадигме личностно ориентированного образования «выводятся» из ценностей, совокупность которых в сущности есть идеологическая концепция воспитания. Примером формулирования цели воспитания может послужить педагогическая концепция Януша Корчака. Цель гуманистического воспитания для Корчака было воспитание активной и самостоятельной личности, а главными принципами воспитательной деятельности педагогов - уважение к личности ребенка и его внутреннего мира, признание его прав, гармонизация «разумного воспитания» и самовоспитания детей в процессе их активной и разнообразной деятельности, принципы гласности и связей детского дома со средой. Воспитательные задачи тщательно отбирались. Главными из них было обеспечение (создание условий) правильного нравственного и физического развития ребенка; организация демократичного детского самоуправления как развитую систему товарищеского суда, что обеспечивало детям реальную власть и способствовало созданию единого воспитательного коллектива, развивающегося на основе сотрудничества и взаимной договоренности. Сказанное означает, что если ценностью является право ребенка на уважение, то, следовательно, цель деятельности педагога - внимательное отслеживание, как соблюдается это право ребенка в детском сообществе, в процессе его взаимодействия со взрослыми... В процессе работы цели тщательно анализируются, отбираются и ранжируются по степени значимости каждой из них для процесса развития ребенка.

Говоря о спецической деятельности учителя-воспитателя, В.А.Сластенин подчеркивает, что эта деятельность по своей природе «есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней».

Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», К.Роджерс назвал «фасилитатор». Фасилитаторскую деятельность, таким образом, мы можем рассмотреть как приоритет воспитательной деятельности, направленной на гуманизацию пространства детства. Педагог-фасилитатор естественен, открыт для общения, для диалога, он относится к своим ученикам с доверием, стремится увидеть мир глазами своих воспитанников, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.

Р ически, социально и личностно обусловлено. Освоение фасилитарской деятельностью как приоритетной - непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими задачами, которые также называют приоритетными: ценность конкурентноспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условии успешной адаптации в современном мире.

Ученые подмечают, что постепенно становится понятным, что подлинным стержнем жизнеспособности человека в гуманизирущемся обществе может быть только его способность к саморазвитию, непрерывному достраиванию себя в изменяющихся условиях, духовному самоукреплению на этой основе. Именно эта способность выступает приоритетной ценностью общества, личности каждого воспитанника школы, и, следовательно, становится главной ценностью педагогической деятельности. В этих услоиях приоритетным становится личностный характер общения педагога с ребенком. Педагог- фасилитатор проявляет в процессе взаимодействия с детьми всю глубину личностного в себе, опирается на свое гуманистическое внутреннее образование - положительное мировосприятие, отношение к детству как самоценности.

Содержание воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства. Изучение воспитательной деятельности лучших педагогов ХХ века в Европе и России показало, что содержанием воспитательной деятельности педагога, обеспечивающим гуманизацию пространства детства, является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация активной жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе.

Психологические характеристики воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства. В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности как фактора гуманизации пространства детства в исследовании были рассмотрены эмпатия, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии.

В качестве показателей успешной воспитательной деятельности педагогов, направленной на очеловечивание жизни ребенка, следует, на наш взгляд, рассматривать физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознания выпускником школьных лет как события в жизни, как успешное и радостное начало биографии. Высшим же результатом воспитания, на наш взгляд, является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе

 

Воспитательная деятельность педагога –профессиональная педагогическая деятельность, смыслом которой является создание условий для развития личности ребенка.»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.008 с.)