Понятие о дидактике как теории обучения. Принципы обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о дидактике как теории обучения. Принципы обучения.



Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К. Д. Ушинский, Π. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Μ. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Термин "дидактика" происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 – 1635) для обозначения искусства обучения (в курсе лекций "Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия").

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский в труде "Великая дидактика" назвал эту науку "всеобщим искусством всех учить всему", включив в ее структуру, однако, и воспитание. Немецкий педагог И. Ф. Гербарт в начале XX в. придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения.

По мере развития педагогики дидактика все более концентрировала свое внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют. Отсюда следует, что дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Различают общую и частные дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и решение поставленных задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

Как наука дидактика занимается разработкой следующих проблем:

· для чего учить (цели образования, обучения);

· кого учить (субъекты обучения);

· какие стратегии обучения наиболее эффективны (принципы обучения);

· чему учить (содержание образования, обучения);

· как учить (методы обучения);

· как организовать обучение (формы организации обучения);

· какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.);

· что достигается в результате обучения (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения);

· как проконтролировать и оценить результаты обучения (методы контроля и оценки результатов обучения).

Основные дидактические концепции обучения:

1) Традиционная. Цель - передача готовых знаний и выработка умений, применение усвоенных знаний в рамках теоретического мышления

2) Детоцентрическая исходит из потребностей, интересов и способностей ребенка. Цель - развитие личности и потенциальных возможностей

3) Современная дидактическая система - взаимодействие преподавателя и ученика. Цель - формирование системы знаний и развитие личности обучаемого

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип сознательности и активности;

3) принцип наглядности;

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип научности;

6) принцип доступности;

7) принцип прочности;

8) принцип взаимосвязи теории и практики;

9) принцип завершенности процесса обучения.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

1) обращать внимание на личность ученика;

2) научить учащегося мыслить причинно.

Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:

1) понимание целей и задач предстоящей работы;

2) опора на интересы учащихся;

3) воспитание активности у учащихся;

4) использование проблемного обучения;

5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.

Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:

1) использовать наглядные предметы;

2) изготавливать совместно учебные пособия;

3) использовать технические средства обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:

1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;

2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;

3) должна существовать логическая урочная система;

4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

Принцип научности проходит при использовании следующих правил:

1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;

2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;

3) необходимо использование научных терминов;

4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;

5) необходимо поощрение исследовательской работы.

Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:

1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;

2) учет возрастных особенностей учащихся;

3) доступность, использование аналогий.

Принцип прочности основан на следующих правилах:

1) систематическое повторение учебного материала;

2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;

3) использование логики в обучении;

4) применение различных норм и методов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:

1) практикой доказывать необходимость научных знаний;

2) информировать учащихся о научных открытиях;

3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;

4) приучать учащихся применять знания на практике.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:

1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;

2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

 

18.Образовательная программа: ее структура, участники образовательных отношений.

Образовательная программа – это нормативный документ, комплекс основных характеристик образования, определяющий содержание, объем, планируемые результаты образования определенного уровня и направленности, организационно-педагогические условия, формы аттестаций и т.д. Образовательные программы создаются на основе стандартов для различных уровней образования.

 

Любое образовательное учреждение имеет основную образовательную программу (ООП), которая определяет содержание, цели, задачи, организацию учебного процесса, планируемые результаты. ООП реализуется посредством урочной и внеурочной деятельности, с соблюдением требований государственного стандарта образования (ФГОС), санитарно-эпидемиологических нормативов и правил. В высших учебных заведениях образовательные программы разрабатываются в соответствии с государственным стандартом и каждый год обновляются с учетом достижений в науке, экономике, культуре, технике, сфере информационных технологий и социальной сфере.

 

Государственные стандарты общего образования определяют структуру ООП, в которую обязательно должны входить: пояснительная записка; учебный план; планируемые результаты; программы учебных дисциплин; специальные программы; система оценивания достижения результатов освоения программы (предметных, межпредметных, личностных); условия реализации образовательной программы; план внеурочной деятельности; методы, методики и технологии воспитания и обучения; набор диагностик (социально-педагогических, дидактических, психологических); требования к реализации программы.

.В образовательную программу входят специальные программы:

· формирования у обучающихся универсальных учебных действий;

· отдельных курсов и учебных предметов, которые входят в учебный план;

· воспитания и духовно-нравственного развития;

· формирования навыков безопасного и здорового образа жизни, экологической культуры;

· коррекционной работы.

 

Участники образовательных отношений:

· обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, организации, осуществляющие образовательную деятельность

· органы государственной власти и местного самоуправления, работодатели и их объединения, иные заинтересованные лица, осуществляющие деятельность в сфере образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.018 с.)