Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Построение текста и написание статьи. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Тезисы лекции:
Известный российский журналист Дмитрий Быков заявил однажды: «Оглупление страны начинается с отказа от анализа». Возможно, такое «оглупление» больше касается радио и телевидения. Этому есть научное объяснение. Аналитика - серьезное преимущество «бумажных» СМИ в силу специфики кодирования информации. В процессе восприятия аудитория усваивает: на телевидении - только 5% информации, на радио – 15%, а в периодической печати - 25 %. Получается так, что газеты и журналы издаются больше для тех, кто жаждет познания. К бумажным СМИ можно вернуться неоднократно, перечитать, обсудить ту или иную статью. Восприятие аналитической статьи во многом зависит от ее структуры. Не каждый аналитический текст можно свести к стандартным схемам построения, но есть некоторые принципы. Любой текст подразумевает наличие факта (предмет отражения) и комментария (авторская оценка, прогноз и т.д.). Кстати, статьи, представляющие какую-то одну точку зрения, не называются в странах Запада аналитическими. Они называются комментарием. Это означает, что под жанром анализа в постсоветской и западной журналистике понимаются разные типы статей. При написании аналитической статьи западный журналист должен представить событие с разных точек зрения. Пример: в зарубежной статье об обсуждении одного из законопроектов, находящегося на рассмотрении в казахстанском парламенте, представлены точки зрения, как сторонников, так и противников этого законопроекта. Неважно, согласен ли с этими мнениями сам журналист, который помимо прочего, приводит еще и точки зрения тех, кого этот законопроект, когда станет законом, непосредственно коснется.
То есть западные журналисты-аналитики не доказывают свою точку зрения, а представляют событие, явление или ситуацию как сложное целое, оценки которого могут быть разными, иногда даже диаметрально противоположными. Следовательно, западная аналитическая журналистика относится к «журналистике факта». Минусами такой журналистики постсоветские авторы называют то, что материалы часто лишаются полемичности и публицистической окраски. Однако это проверенные мировым опытом стандарты написания аналитических статей. Только так надо работать, если есть желание публиковаться во влиятельных мировых СМИ.
В постсоветской журналистике выделяют несколько типов построения аналитических статей. Например, познавательно-ориентированные и коммуникативно-ориентированные статьи. В основе их восприятия лежит человеческое любопытство. Так, познавательно-ориентированные статьи используются в случае, если аудитория предельно заинтересована в предмете. Пример: журналист, работая над статьей о проблемах одного из казахстанских банков, просто описывает свои познавательные действия и приводит мнения экспертов.
В обобщенном виде познавательно-ориентированный тип выглядит как: описание фактов – объяснение – оценка – предписание (выводы). Существуют разные методы построения таких текстов. В чистом виде в постсоветской журналистики эти методы выявить трудно, они обычно синтезируются друг с другом. Кроме того, уходит старое поколение журналистов, а новое, обученное на семинарах и тренингах, все чаще использует в казахстанских СМИ самый распространенный в мире вид статей, которые принято называть «новостная аналитика» («информационно-аналитическая статья»). Эти статьи лаконичны по объему (обычно 800 – 1200 слов), богаты на цитаты, а все самое главное видно из заголовка и первых предложений. Это делается для того, чтобы читателя завлечь, а статья стала понятной и убедительной. Кроме того, несмотря на стандартный объем, аналитические материалы всегда богаче на «начинку», поскольку строятся не на одном факте или событии, а на их совокупности. Сначала журналист показывает сам факт (или резюмирующий «пучок фактов»). Затем в нескольких абзацах объясняет, как возникло это событие или в результате каких именно явлений или фактов оно стало возможным. После этого показывает, в каком именно контексте оно происходит. Статья в целом развивается по принципу пирамиды, то есть важнейшая информация сообщается в ее начале, а затем, по мере продвижения к концу, сообщаются все менее важные факты. Можно использовать и принцип зигзага, то есть переходить от фактов к краскам и обратно. Но нужно помнить, что для статей этого жанра факты важнее красок, и поэтому статья, как правило, должна начинаться с изложения факта, события или явления, а краски придут потом, когда нужно будет иллюстрировать факт. Чем ближе к концу статьи, тем менее значимы факты и мнения, которые в ней приводятся.
В некоторых случаях можно разбивать текст на небольшие логически завершенные фрагменты, используя подзаголовки. Это облегчает чтение, но также и позволяет автору организовывать свои мысли, способствует более логичному изложению. Как правило, сами издания в своей редакционной политике определяют, будут ли они использовать подзаголовки или нет. Этап написания текста аналитической статьи предъявляет к пишущему большие требования, чем для подготовки новостей. Автору необходимы исследовательские задатки, логика, глубина и нестандартность мышления, богатый языковой потенциал, риторические способности. Важно быть «в теме», хорошо владеть ситуацией. Наконец, профессионализм отмечается там, если журналист способен посмотреть на ту или иную тему с другой точки зрения, выбрать свой, необычный «угол» статьи. Ориентировочная структура аналитической статьи (вариант): I. Лид A. Новость B. Ее значение II. Основа/контекст B. Основа 1 C. Основа 2 «Тело»: Цитаты и детали 1 «Тело»: Цитаты и детали 2 «Тело»: Цитаты и детали 3 и т.д. III. Вывод Успешность аналитической статьи определяется следующими параметрами. Во-первых, отбором «новых сторон» действительности, адекватных задачам аналитического выступления (крайним представлением «новых сторон» действительности являются сенсации: реальные; инициированные прессой; «утки»). Во-вторых, выбором предметно-тематической направленности, адекватной интересам аудитории (привязкой содержания к конкретному актуальному виду деятельности; выявлением функциональной роли описываемой деятельности; выявлением соответствия описываемого с нормативными требованиями и идеалами аудитории). В-третьих, соотнесенностью анализа с предварительной информированностью о нем аудитории.
Тема 6.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.007 с.) |