Тема 6. Построение текста и написание статьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Построение текста и написание статьи.



Тезисы лекции:

 

Известный российский журналист Дмитрий Быков заявил однажды: «Оглупление страны начинается с отказа от анализа». Возможно, такое «оглупление» больше касается радио и телевидения.

Этому есть научное объяснение. Аналитика - серьезное преимущество «бумажных» СМИ в силу специфики кодирования информации. В процессе восприятия аудитория усваивает: на телевидении - только 5% информации, на радио – 15%, а в периодической печати - 25 %. Получается так, что газеты и журналы издаются больше для тех, кто жаждет познания. К бумажным СМИ можно вернуться неоднократно, перечитать, обсудить ту или иную статью.

Восприятие аналитической статьи во многом зависит от ее структуры. Не каждый аналитический текст можно свести к стандартным схемам построения, но есть некоторые принципы. Любой текст подразумевает наличие факта (предмет отражения) и комментария (авторская оценка, прогноз и т.д.).

Кстати, статьи, представляющие какую-то одну точку зрения, не называются в странах Запада аналитическими. Они называются комментарием. Это означает, что под жанром анализа в постсоветской и западной журналистике понимаются разные типы статей.

При написании аналитической статьи западный журналист должен представить событие с разных точек зрения.

Пример: в зарубежной статье об обсуждении одного из законопроектов, находящегося на рассмотрении в казахстанском парламенте, представлены точки зрения, как сторонников, так и противников этого законопроекта. Неважно, согласен ли с этими мнениями сам журналист, который помимо прочего, приводит еще и точки зрения тех, кого этот законопроект, когда станет законом, непосредственно коснется.

 

То есть западные журналисты-аналитики не доказывают свою точку зрения, а представляют событие, явление или ситуацию как сложное целое, оценки которого могут быть разными, иногда даже диаметрально противоположными.

Следовательно, западная аналитическая журналистика относится к «журналистике факта». Минусами такой журналистики постсоветские авторы называют то, что материалы часто лишаются полемичности и публицистической окраски.

Однако это проверенные мировым опытом стандарты написания аналитических статей. Только так надо работать, если есть желание публиковаться во влиятельных мировых СМИ.

 В постсоветской журналистике выделяют несколько типов построения аналитических статей. Например, познавательно-ориентированные и коммуникативно-ориентированные статьи. В основе их восприятия лежит человеческое любопытство. Так, познавательно-ориентированные статьи используются в случае, если аудитория предельно заинтересована в предмете.

Пример: журналист, работая над статьей о проблемах одного из казахстанских банков, просто описывает свои познавательные действия и приводит мнения экспертов.

 

В обобщенном виде познавательно-ориентированный тип выглядит как: описание фактов – объяснение – оценка – предписание (выводы). Существуют разные методы построения таких текстов. В чистом виде в постсоветской журналистики эти методы выявить трудно, они обычно синтезируются друг с другом.

 Кроме того, уходит старое поколение журналистов, а новое, обученное на семинарах и тренингах, все чаще использует в казахстанских СМИ самый распространенный в мире вид статей, которые принято называть «новостная аналитика» («информационно-аналитическая статья»). Эти статьи лаконичны по объему (обычно 800 – 1200 слов), богаты на цитаты, а все самое главное видно из заголовка и первых предложений.

Это делается для того, чтобы читателя завлечь, а статья стала понятной и убедительной. Кроме того, несмотря на стандартный объем, аналитические материалы всегда богаче на «начинку», поскольку строятся не на одном факте или событии, а на их совокупности.

Сначала журналист показывает сам факт (или резюмирующий «пучок фактов»). Затем в нескольких абзацах объясняет, как возникло это событие или в результате каких именно явлений или фактов оно стало возможным. После этого показывает, в каком именно контексте оно происходит.

Статья в целом развивается по принципу пирамиды, то есть важнейшая информация сообщается в ее начале, а затем, по мере продвижения к концу, сообщаются все менее важные факты. Можно использовать и принцип зигзага, то есть переходить от фактов к краскам и обратно.

Но нужно помнить, что для статей этого жанра факты важнее красок, и поэтому статья, как правило, должна начинаться с изложения факта, события или явления, а краски придут потом, когда нужно будет иллюстрировать факт. Чем ближе к концу статьи, тем менее значимы факты и мнения, которые в ней приводятся.

В некоторых случаях можно разбивать текст на небольшие логически завершенные фрагменты, используя подзаголовки. Это облегчает чтение, но также и позволяет автору организовывать свои мысли, способствует более логичному изложению.

Как правило, сами издания в своей редакционной политике определяют, будут ли они использовать подзаголовки или нет.

Этап написания текста аналитической статьи предъявляет к пишущему большие требования, чем для подготовки новостей.

Автору необходимы исследовательские задатки, логика, глубина и нестандартность мышления, богатый языковой потенциал, риторические способности. Важно быть «в теме», хорошо владеть ситуацией.

Наконец, профессионализм отмечается там, если журналист способен посмотреть на ту или иную тему с другой точки зрения, выбрать свой, необычный «угол» статьи.

Ориентировочная структура аналитической статьи (вариант):

I. Лид

A. Новость

B. Ее значение

II. Основа/контекст

B. Основа 1

C. Основа 2

«Тело»: Цитаты и детали 1

«Тело»: Цитаты и детали 2

«Тело»: Цитаты и детали 3

и т.д.

III. Вывод

Успешность аналитической статьи определяется следующими параметрами.

Во-первых, отбором «новых сторон» действительности, адекватных задачам аналитического выступления (крайним представлением «новых сторон» действительности являются сенсации: реальные; инициированные прессой; «утки»).

Во-вторых, выбором предметно-тематической направленности, адекватной интересам аудитории (привязкой содержания к конкретному актуальному виду деятельности; выявлением функциональной роли описываемой деятельности; выявлением соответствия описываемого с нормативными требованиями и идеалами аудитории).

В-третьих, соотнесенностью анализа с предварительной информированностью о нем аудитории.

 

Тема 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.007 с.)