Тема 3. Жанры аналитической журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Жанры аналитической журналистики



Тезисы лекции

 

Если верить теории, то в постсоветской журналистике выделяется больше сорока жанров. Однако, журналисты, работающие в редакциях, как правило, не думают о тонкостях жанровых различий. В действительности они «видят» значительно меньшее количество жанров, чем в учебниках.

Да и в работе журналисты оперируют небольшим количеством жанров - в зависимости от конкретного издания их число может варьироваться. Что касается аналитической журналистики, то в данной лекции описываются именно те жанры, которыми наиболее часто пользуются журналисты.

Аналитические жанры – это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции: индукцию и дедукцию, установление причинно-следственных связей, синтез, анализ (как рассмотрение с разных сторон, разложение на детали и подробности, соотнесение общего с частным); и общенаучные процедуры: систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.

Потребность в аналитических статьях особенно возросла в последнее время, когда люди сначала узнают новости по радио или по телевидению. Помимо того, что пишущие журналисты вообще копают глубже, чем радио- и телерепортеры, газетам следует также разъяснять значение событий и явлений.

Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т. д.

Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли.

Журналисту необходимо, прежде всего, выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть.

Как соотносятся информация и жанр? Информация может быть сырой, минимально улучшенной и тщательнейшим образом, скрупулезно аналитически обработанной. Результаты, резонансы от такой информации подчас несопоставимые.

Пример: Возьмем кусок глины. Он имеет небольшую ценность – им можно замазать щели, заровнять неровности и т.д. С другой стороны, вдохновившись, можно вылепить из этого куска кружку, чашку или скульптуру. Стоимость такого куска глины будет уже совсем иная.

Чем сложнее задача стоит перед автором, тем сложнее методы, технологии ее реализации: глубина разработки темы, многообразие внутренних связей между фактами и явлениями, объем и композиция материала, характер общения с аудиторией, приемы аргументации, авторское «Я», богатство языковых и стилистических средств.

Жанры аналитической журналистики не являются застывшим, жестким набором технологий. Меняется жизнь вокруг, корректируются функции журналистики, развиваются технические возможности. Очень многое в творческом процессе зависит и от индивидуальных особенностей, от личности автора.

Пример: Несколько  поваров будут варить солянку по одному рецепту из кулинарной книги, а получится у каждого повара разное по вкусу блюдо (но это будет именно солянка).

 

Иметь представления о жанрах аналитической журналистики важно и в смысле профессионального общения: если редактор поручает кому-то написать статью, то и начальник, и автор должны представлять себе одно и то же.

Настраиваясь на контакт с читателем, мы делаем ставку не только на упрямые факты, но и на форму, выбирая наиболее адекватную, лучше всего подходящую для решения той или иной задачи.

Аналитические жанры показывают неочевидные, часто скрытые процессы, которые стоят за событийной картиной. Аналитические жанры, безусловно, требуют тщательной работы на всех этапах творческого процесса, больших временных и душевных затрат.

Для подготовки выступления в новостных жанрах обычно достаточно бывает эмпирических методов (общение, наблюдение, работа с документами). В аналитике же более значим теоретический этап. Это когда автор возвращается из командировки, с места события, и принимается за собранный материал.

 В процессе такой работы тоже приобретаются новые знания, но они будут преимущественно выводного характера. Давая определения основным рабочим понятиям, сопоставляя цифры и факты, исследуя их причинно-следственные связи, проводя аналогии, предпринимая исторические экскурсы, журналист проявляет сущность явлений, вскрывает их корни.

Практика убедительно показывает, что в разные исторические периоды востребуется в большей мере то один, то другой жанр.

Пример: в 1980-90-е годы в советских и постсоветских СМИ был распространен аналитический жанр «докторальной публицистики», когда профессора, доктора наук делились с читателями своим видением той или иной проблемы. В 2000-х годах большую популярность обрел западный стиль написания информационно-аналитических статей.

 

В постсоветской журналистике исследователями выделяются следующие жанры аналитической журналистики: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация, аналитический пресс-релиз.

Краткая характеристика некоторых аналитических жанров:

Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Некоторые исследователи (например, А. Тертычный) выделяют две группы корреспонденций – информационные и аналитические. Однако даже в информационной допускают присутствие «элементов оценки, предписания, прогноза».

Колонка – жанр, недавно получивший широкое распространение. В газетно-журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк.

Рецензия - как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения).

Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора.

Статья – жанр, характеризующийся широтой анализируемого материала, обобщение которого дает автор. Если в корреспонденции журналист освещает конкретное явление, то в статье он исследует целую социальную ситуацию или процесс, то есть несколько групп фактов и явлений, тесно взаимосвязанным между собой.

Обозрение и обзор прессы - призваны, во-первых, давать панораму событий, и только во-вторых – отыскивать связывающие их нити. Предмет обозрения – осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками.

Обозрения – своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода; еженедельные, ежемесячные и т. п. Близко к обозрению примыкают такие жанры, как обзор редакционной почты и обзор СМИ.

Вопросы по данному блоку

1. Понятие жанра, трудности в определении понятия.

2. Типология аналитических жанров, их общая характеристика.

3. Особенности функционирования жанров на современном этапе, мода на жанры: причины и условия возникновения.

4. Сегодняшнее состояние аналитических жанров в российской журналистике, федеральной и региональной.

5. Комментарий и колонка как жанры аналитической журналистики.

6. Корреспонденция как жанр аналитической журналистики.

7. Статья как жанр аналитической журналистики.

8. Обозрение как жанр аналитической журналистики.

9. Рецензия как жанр аналитической журналистики

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.008 с.)