Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Аналитическая журналистика как продукт в рыночных условиях
Тезисы лекции
Современный информационный рынок постоянно наращивает объем предложений, формирует конкурентные отношения между изданиями. В условиях борьбы за выживание каждое СМИ вынуждено заботиться о своей «аудиторной нише». Аналитическая журналистика наполняет качественную прессу, которая приходит на смену «массовой», распознаваемой по стандартному набору ценностей и информации с разницей в стиле подачи материалов. Качественная журналистика отличается стремлением к аналитичности и проникновением в глубь событий и явлений действительности. Такая аналитика самоценна, она может являться средством заработка для СМИ. Пример: хорошим ориентиром многие наблюдатели называют журнал «The Economist» - у него большой тираж и много рекламы, сочетающиеся с обилием серьезных аналитических материалов. В Казахстане много аналитики можно увидеть в журналах «Эксперт-Казахстан» или «National Bussines». Каковы критерии рыночного профессионализма аналитического журналиста и аналитического СМИ? Это рефлексивность (способность не догматически, а рассудительно отстаивать свою позицию), доверие и уважение к читателю (а не критика за то, что он не понимает законов, к примеру, «финансового рынка»), компетентность и непредвзятость. Однако от многих журналистов можно услышать заявления о том, что время аналитической журналистики миновало, что большие, «заумные» материалы публика читать не станет. Но так говорят, чаще всего, чтобы скрыть неумение и нежелание писать на сложные темы. Образовывать и просвещать население гораздо труднее, чем писать заметки после пресс-конференций. Нужно самим понимать происходящее так, чтобы быть способным объяснить это своим читателям и зрителям. Надо читать учебники и справочники, специализированные журналы, вести многочасовые беседы с экспертами, чтобы выловить в их профессиональной абракадабре зерно, нужное и полезное читателю и зрителю. Действительно, аналитика представлена далеко не во всех казахстанских СМИ. Аналитическая журналистика должна перестать быть неким элитарным собранием кучки экспертов, которые пишут весьма сложные и длинные статьи для столь же малой кучки продвинутых читателей. Нужно уметь отделять зерна от плевел. Например, автор/редактор жалуется на отсутствие потребителя, готового платить за аналитику, - непонятно, кокетство это или неумение выстроить бизнес-модель.
Причинами тому является не только низкое мастерство части журналистов, но и порой предрассудки, нежелание собственников СМИ поднимать «сложные» темы. Но спрос на аналитическую журналистику в Казахстане есть, особенно в пору политических кампаний, экономических кризисов и т.п. Иными словами, существует целевая аудитория, которая потребляет аналитический продукт. Но его, представленного в популярной, доходчивой форме, пока мало. Другая сложность в том, что рентабельных СМИ также немного. Вопрос в том, если для СМИ сегодня очень важным стало зарабатывание денег, то насколько коммерчески обоснована аналитическая журналистика? Читательский спрос есть. На это, в частности, указывают высокие рейтинги воскресных информационно-аналитических передач на казахстанских каналах, приличные тиражи некоторых еженедельных газет. Между тем, мировой опыт свидетельствует, что аналитическая журналистика, способная снабжать общество адекватными интерпретациями событий (и в чем-то даже определять повестку дней), возникает лишь при устойчивой структуре потребления. Но существование в Казахстане аналитической журналистики в чистом виде определить очень трудно. Часто аналитикой называют публицистику, пропаганду, слухи и сплетни, которые мимикрируют под аналитику. Аналитическая журналистика с экономической точки зрения - это проблема не только журналистики, но и менеджмента СМИ. Он должен уметь продать издание благодаря наличию работающих в нем талантливых аналитиков. Решаема проблема самоокупаемости и прибыльности. Многие рекламодатели считают за честь размешать свои материалы в изданиях, где работают «маститые» эксперты. Потребитель аналитической журналистики - образованный читатель, бизнес-элита и политическая элита. Сама же аналитическая журналистика как продукт часто включает в себя обязательную информационную компоненту и имеет пересечения с другими жанрами. О качестве аналитического издания можно судить по качеству экспертизы - других формальных критериев нет. Поэтому аналитическая пресса представлена, прежде всего, специализированными изданиями, задающими на рынке тон. Как правило, их информация нацелена на лиц, принимающих решения (ЛПР) в соответствующей области. К тому же рекламодатели готовы оплачивать их привлечение в качестве аудитории.
Пример: в Казахстане и в других странах о том, что многие издания нацелены на аудиторию ЛПР, свидетельствуют сами их названия – «Я – Руководитель», «Совет директоров» и т.д. Рентабельность специализированного издания определяется оборотами капитала в этой области. Деловой аналитический журнал может быть устойчиво рентабельным даже при умеренных тиражах (за счет высокой цены рекламных площадей), а гуманитарно-ориентированные СМИ часто вынуждены либо дотироваться, либо осваивать специфические смежные ниши, например, размещение пиар-статей. Эта доля оплачивается не потребителем, а заказчиком. Заказчиком, как правило, выступают бизнес-структуры, чем, возможно, объясняется более экономизированная направленность аналитической журналистики и ее сравнительное равнодушие к интеллектуальной сфере. Кроме того, наибольший прогресс на рынке аналитической журналистики Казахстана наблюдается в области экономического анализа еще и потому, что, в отличие от политики, более закрытой от общества, экспертам здесь легче называть вещи своими именами. Государство, бизнесмены, а также иностранные организации продолжают дотировать СМИ, работающие с аналитикой. Однако дотируемые СМИ привлекательны для журналистов-аналитиков своей стабильностью, поэтому они выкачивают из рынка множество ресурсов, а независимые эксперты работают на грани рентабельности. Аналитическая журналистика весьма затратна по ресурсам, а значит, ее перспективы зависят не только от помощи меценатов, но и от увеличения количества квалифицированных потребителей, знающего, какой журналистике доверять и хорошо платить за ее продукт.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.006 с.) |