Подпункт 15. До революции 1917 года на крупных промышленных предприятиях России были ( -) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подпункт 15. До революции 1917 года на крупных промышленных предприятиях России были ( -)



заключены сотни коллективных договоров и все они получили юридическое подкрепление.

В первом Кодексе законов о труде 1918 г. нет упоминания о коллективных договорах, но содержание тарифных положений напоминали структуру и содержание коллективного договора. КЗоТ не внес особых изменений в законодательную регламентацию коллективных трудовых отношений. Новым явилось лишь то, что в качестве стороны уже назывался не работодатель (конкретное юридическое лицо), а руководитель (владелец) предприятия.

Считаю утверждение неверным, т.к в кодексе нет упоминания об этом. Было некое сходство.

Подпункт 16. (+) ВПЕРВЫЕ В РОССИИ НОРМАТИВНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНО- ДОГОВОРНОЙ ПРАКТИКИ НАШЛА ОТРАЖЕНИЕ В ДЕКРЕТЕ СНК (1918Г), УТВЕРДИВШЕГО «ПОЛОЖЕНИЕ О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ», ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО БЫЛО ОКАЗАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ НА СОВЕТСКИХ ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ.

Действительно, несмотря на наличие интересных примеров, практика заключения коллективных договоров в дореволюционный период российской истории носила эпизодический характер и не имела юридического признания. Только после Октябрьской революции 1917 года коллективно-договорное регулирование трудовых отношений приобрело правовой статус, закреплённый декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда» от 2 июля 1918 года. Коллективные договоры первых лет советской власти сыграли большую роль в формировании трудового законодательства того времени. «Статьи первого Кодекса законов о труде 1918 года, – отмечали Б.А. Архипова и Л.Н. Писарева, – воспроизводят основные нормы трудового права, выработанные именно коллективно-договорной практикой

В советской России коллективные договора заключались с 1918 года на всех предприятиях, регулируя в основном вопросы оплаты труда.

Подпункт 17. В периоды гражданской войны и «военного коммунизма» социально-трудовые отношения характеризовались повсеместным заключением коллективных договоров, при этом органы государственной власти строго следили за их соблюдением. + (верно).

Подпункт 18. В КЗоТ 1922 года были внесены положения о коллективных договорах и в это же время в советских социально-трудовых отношениях возникает распределение соглашений по отраслевому, территориальному и локальному уровням. Неверно.

В Кодексе 1922 года появились положения о коллективных договорах. Так, в ст. 15 КЗоТ они определяются как "соглашения, заключаемые профессиональным союзом, как представителем рабочих и служащих, с одной стороны, и нанимателем с другой, которое устанавливает условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений и хозяйств или групп таковых и определяет содержание будущих личных (трудовых) договоров найма".

Региональные, отраслевые и территориальные соглашения появились гораздо позже.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Это соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

 

Подпункт №19. С конца 1920-х годов в СССР по причине тотального доминирования централизованного управления производством коллективно-договорная практика была прекращена и вновь возродилась лишь после окончания Великой Отечественной войны в 1947 году

Ответ: Да, верно. В 20-е годы коллективные договоры заключались довольно активно, и этот процесс не оставался без внимания партийных и советских органов, которые год от года усиливали свое вмешательство, навязывая коллективным договорам задачи мобилизации трудящихся на выполнение плановых заданий. Поворотным этапом на пути к централизации коллективных переговоров стало Постановление ЦК ВКП (б) от 01.01.01 г. "О колдоговорной компании на 1929/1930 год". Однако начиная с 1934 года - года "съезда победителей", года окончательного утверждения в стране командно-административной системы и усиления массовых репрессий - коллективные договоры не заключались вообще. Переговорам не осталось места там, где главенствовал непререкаемый приказ.

В период восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны, когда очевидной стала необходимость задействовать все рычаги повышения энтузиазма и инициативы народных масс, руководство страны вновь обратилось к коллективно-договорной практике. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1947 года "О заключении колдоговоров на предприятиях промышленности, транспорта и строительства", они стали активно создаваться по всей стране.

Подпункт 20.. Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС «О заключении коллективных договоров на предприятиях» (1966 г.) устанавливало возможности обозначать в коллективных договорах отдельные условия оплаты труда, положения о рабочем времени и времени отдыха, нормы о материальном стимулировании работников

Утверждение является верным, т.к. в коллективном договоре указываются условия оплаты труда, а также продолжительность рабочего времени и времени отдыха и стимулировании работников (ТК РФ ст. 40 «Коллективный договор»).

Подпункт 21. В Постановлении Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР «О порядке заключения коллективных договоров» (1971 г.) закреплялось следующее, что коллективный договор должен включать две группы норм: находящихся под контролем государства централизованных положений и норм локального регулирования трудовых отношений.

В Постановлении Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР «О порядке заключения коллективных договоров» (1971 г.) закреплялось следующее, что коллективный договор должен включать две группы норм: находящихся под контролем государства централизованных положений и норм локального регулирования трудовых отношений.

Государство в данном постановлении установило двойной характер регулирования вопросов коллективного договора. При этом Постановление поставило императивное правило – в коллективный договор нужно включать как централизованные положения (нормы государства), так и локальные нормы.

Установление двойного регулирования имеет свои преимущества – государство может включить в договор свои обязательные правовые нормы, но оставить место для локального регулирования на местах, т.к. последние лучше знают специфику своих отношений с работниками.

Сбалансированное соотношение центральных и локальных норм позволяет также установить определенный порядок при составлении договора. Наличие государственных правил позволяет провести частичную унификацию данных актов в той степени, в которой это необходимо. При этом государство не делает упор на полное централизованное регулирование положений договора.

Проблема в данном закреплении сводится к тому, что государство принудительно установило наличие «двойного» регулирования в обязательном порядке. Значит, и государству, и составителям договоров локального уровня необходимо найти некое справедливое и действенное соотношение. То есть, нужно найти наиболее верный подход в определении компетенции центра и мест.

Здесь встает необходимость в определении вопросов и положений договора, которые будет регулировать государство. Остальные положения, не вошедшие в сферу регулирования центра, отойдут к определению на местах.

Таким образом, государство поставило верное направление в регулировании положений коллективного договора. Но при таком раскладе необходимо точное и верное определение центральной и локальной власти в положениях договора.

Подпункт 22. «Положение о порядке заключения коллективных договоров» (1987 г). Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС отменило государственную регистрацию коллективных договоров, а работникам советских предприятий предоставило право самим определять содержание этого документа.

НЕВЕРНО, так как это положение дало предприятиям значительную долю самостоятельности в определении содержания коллективного договора, повысило его роль в определении локальных норм трудового права. Однако в условиях, когда практически все аспекты социально-трудовых отношений регулировались государством, значение коллективных договоров по-прежнему оставалось ограниченным.

 

 

Подпункт 23. «Общее положение о порядке заключения коллективных договоров» (1988г). наделяло правом закреплять в них нормы о социально-бытовых льготах для отдельных категорий персонала предприятий, а также указывало, что коллективный договор заключается профсоюзным комитетом от имени трудового коллектива с администрацией предприятия после того, как его проект обсудили и одобрили на общем собрании работников.

+ «Общее положение о порядке заключения коллективных договоров» (1988г). Наделяло правом закреплять в них нормы о социально-бытовых льготах для отдельных категорий персонала предприятий, а также указывало, что коллективный договор заключается профсоюзным комитетом от имени трудового коллектива с администрацией предприятия после того, как его проект обсудили и одобрили на общем собрании работников.

Подпункт 24. Практика коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в нашей стране показывает, что её развитие зависело исключительно от политических условий, в которых она развертывалась, и не определялось экономическими факторами. (-)

Данное утверждение неверно.

Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений — это форма реализации принципов социального партнерства в социально-трудовой сфере, предполагающая проведение коллективных переговоров и заключение соглашений (коллективных договоров) по вопросам труда между сторонами социального партнерства на всех уровнях управления (федеральном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном). Эта форма позволяет согласовывать интересы сторон, выражает необходимость социального мира как одного из основных условий политической и экономической стабильности.

Формирование и утверждение советской системы коллективно-договорных отношений весьма сложный и противоречивый процесс, начавшийся в октябре 1917г. в России с ликвидации капитализма и провозглашения создания нового социалистического общества. Для данной модели характерны коллективные договоры и соглашения, подписываемые на уровне предприятий и организаций представителями профсоюзов, администрации и партийных комитетов. На городском, районном, областном, республиканском уровнях оформлялись договоры о социалистическом соревновании, предусматривающие соответствующие обязательства сторон в решении важнейших социально-экономических проблем.

Практика коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в нашей стране показывает, что на её развитие влияют как политические условия, в которых она развертывалась, так и экономические факторы. Это можно проследить, рассмотрев этапы развития социально-трудовых отношений в различные периоды экономических становлений.

Так, в 1922-1929гг на развитие социально-трудовых отношений повлияла НЭП. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. Это привело к возрождению коллективно-договорных отношений в социально-трудовой сфере.

В 1930-1946гг. произошли абсолютизация принципа единоначалия на производстве; введение обязательной трудовой повинности, административных мер за уклонение от работы, свёртывание коллективно-трудовых отношений, вследствие чего коллективные договоры и соглашения не заключались.

В 1947-1964гг. – данный этап характеризуется как период хозяйственно-экономической перестройки, сводившейся к развитию производства с помощью

механизма совершенствования руководства экономикой, реорганизации управленческого аппарата. Это приводит к возобновлению и совершенствованию практики подготовки, заключения и реализации коллективных договоров, соглашений.

В 1985-1991гг. происходит кризис советской системы социально-трудовых отношений; развитие новых форм организации и стимулирования труда; введение хозрасчёта, самофинансирования, самоуправления на производстве; развитие рабочего движения; возникновение новых независимых профсоюзов. Это приводит к формированию новых подходов в практике подготовки и заключения коллективных договоров и соглашений.

В 90-х гг. XX в. развитие системы партнёрских отношений в России происходит в качественно новых условиях, а именно в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественных отношений, всех социальных и экономических институтов. Кризис сопровождается нарушением экономических и социальных связей, спадом производства, сломом существовавшей в течение семидесяти лет советской системы управления и становлением новой государственности. Формирующаяся система социального партнёрства в России сопряжена с кардинальными изменениями трудовых отношений, с созданием нового механизма заключения коллективных договоров и соглашений, применением цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, конфликтов.

Таким образом, мы видим, что практика коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в нашей стране напрямую зависит и от экономических факторов.

 

Подпункт 25. Коллективно-договорные отношения в Советском Союзе, разворачивающиеся в условиях централизации экономики и сращивания профсоюзов с государством, в целом способствовали решению социально-экономических проблем.

+

Коллективно-договорное регулирование предоставляет работникам и работодателям возможность публично выразить и согласовать свои интересы в сфере труда, так как осуществляется демократическим путем, на основе проведения коллективных переговоров. Такое регулирование достаточно гибко, стороны могут учесть особенности организации труда и потребления в отдельном регионе, а также отраслевую и локальную специфику, финансово-экономическое состояние работодателя и т.д. Указанные преимущества в полной мере реализуются с учетом потребностей общества с государственными интересами. Государство по отношению к коллективно-договорному процессу выполняет две роли: оно выступает как участник

системы социального партнерства и одновременно как носитель публичной власти.

Как участник системы социального партнерства государство выполняет посреднические функции, способствует достижению согласования интересов работников и работодателей.

 

 

Задание 9.

Исходные данные и постановка задачи: При разработке коллективных договоров, чаще всего, применяют несколько групп норм и обязательств, координирующих разнообразные аспекты социально-трудовых отношений. Прежде всего, это обязательства, регулирующие условия труда (к примеру, оплата труда). Далее нормы и обязательства, регламентирующие отношения, непосредственно связанные с трудовыми взаимодействиями (в частности, обязательства по обеспечению занятости работников или предоставлению им льгот при высвобождении из организации и пр.). Еще одна группа включает нормы, связанные с социальным обслуживание работников (к примеру, нормы о компенсации работникам расходов на питание, транспорт и пр.). Четвертая группа правил посвящена социальному обеспечению и медицинскому страхованию работников. И, наконец, нормы, обуславливающие порядок заключения коллективного договора, внесения изменений в его содержание и нормы контроля за его выполнением.

 Приведите примеры указанных норм и обязательств, используя содержание коллективного договора, заключенных на одном из отечественных предприятий (в организации).

Обязательства, регулирующие условия труда:

1. Работнику устанавливается часовая ставка в размере 200,00 руб. в час. Оплата осуществляется пропорционально фактически отработанному времени.

2. Работнику устанавливается рабочее время продолжительностью не более 40 часов в неделю.

3. Стимулирующие и поощрительные выплаты производиться работнику в соответствии с системой оплаты труда действующей у Работодателя и отражённой в «Положении о системе начисления и выплат заработной платы и о премировании работников»

4. Работнику в установленных трудовым законодательством размерах и порядке выплачиваются районные коэффициенты к заработной плате и процентная надбавка за стаж работы в определенной местности.

5. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Нормы и обязательства, регламентирующие отношения, непосредственно связанные с трудовыми взаимодействиями

1. Работодатель обязаться предоставить работу в соответствии с условиями настоящего договора

2. При досрочном расторжении трудового договора по инициативе Работодателя, Работодатель обязаться выплатить компенсационные выплаты в размере 2 среднемесячных выплат.

3. Работник может привлекаться Работодателем к сверхурочным работам, а также к работе в выходные и нерабочие дни в порядке и с компенсацией, которые предусмотрены трудовым законодательством.

Нормы, связанные с социальным обслуживание работников

1. Компенсация транспортных расходов Работника настоящим трудовым договором не предусмотрена.

2. Осуществлении компенсации командировочных расходов осуществляется в соответствии с действующим туровым законодательством РФ.

Социальное обеспечению и медицинское страхование работников

1. Работодатель обязаться создавать для работников предприятий и организаций необходимых социальных условий на рабочем месте;

2. Работодатель обязаться осуществлять государственное социальное страхование на материальное обеспечение при временной потери трудоспособности, во время болезни и в пожилом возрасте (предоставляется помощь во время беременности, при рождении детей, при потере трудоспособности, во время выхода на пенсию и т.д.);

3. Работодатель обязаться обеспечить добровольное медицинское страхование Работника на весь период действия трудового договора.

Нормы, обуславливающие порядок заключения коллективного договора, внесения изменений в его содержание и нормы контроля за его выполнением

1. Настоящий трудовой договор может быть прекращен по основаниям и в порядке предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими Федеральными законами.

2. Условия настоящего договора могут быть изменены только по совершенному в письменной форме соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных трудовым кодексом России.

3. Стороны несут ответственность за нарушение настоящего договора в соответствии с действующим законодательством.

4. Настоящий трудовой договор заключен на неопределённый срок с 02.01.2017

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.043 с.)