Основные направления развития связного учебного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами кубика Блума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития связного учебного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами кубика Блума



 

Анализ результатов исследования показывает, что наряду с проблемами порождения связного учебного высказывания у обучающихся с ОНР отмечается нарушения узнавания образов связного текста и понимания его структуры, а также способов построения высказывания.

Развитие критического мышления - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем – логопедом.

По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений [Ткаченко 2013].

Основу технологии развития критического мышления составляет трехфазовая структура урока, которая в системе логопедического воздействия мы конкретизируем в условия логопедического занятия:

 


увязать новое с уже известным, создать новое понимание;
активизировать;
                            

     
выражение новых идей и информации своими словами;
заинтересовать;
мотивировать на дальнейшую работу.
 
обмен идеями;

 


Рис. 7 Фазы урока. Задачи.

Инновационный методический прием развития критического мышления у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи – это прием «Написание Синквейна».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Написание синквейна– это рефлексивное осмысление накопленной информации, форма свободного творчества по определенным правилам. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему Воробьева 2009].

Одним из приёмов данной технологии является кубик Блума (рис. 2.2).

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

Рис. 8 «Кубик Блума»

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания [Воробьева 2009].

Работа с кубиком строится следующим образом:

1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

2. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности обучающихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Кубик Блума можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.

Можно назвать грани фигуры так:

- Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

- Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

- Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

- Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

- Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

- Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Или так:

- Предложи (свой вариант названия сказки);

- Назови (основных героев);

- Придумай (другой ход событий);

- Почему (основной герой поступил так);

- Объясни (почему такой конец сказки);

- Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки) [Поваляева 2016].

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа логопеда с кубиком Блума позволяет выбирать младшему школьнику из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально-нравственный опыт. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

 

Вывод по II главе

Проведя констатирующий эксперимент, можно сделать следующие выводы:

1.Констатирующий этап эксперимента предусматривал выявление уровня владения связным высказыванием детьми 7-8 лет с общим недоразвитием речи.

Для оценки состояния связного высказывания мы использовали разрабо­танную и описанную выше систему диагностических заданий.

2. По результатам диагностического обследования выявлено, что дети 7-8 лет с общим недоразвитием речи имеют крайне низкий уровень разви­тия связного учебного высказывания или не владеют им вовсе.

Также результаты обследования свидетельствуют о том, что большинство детей не понимают структуры связного высказывания, не видят ошибок в по­строении деформированного текста, в большинстве случаев, они додумывают середину деформированного рассказа для того что бы последовательность со­бытий вставала на свои места и не считают это за какую-либо ошибку в исто­рии. Также тексты с опущенным началом или концом воспринимаются детьми как полноценные и не вызывают вопросов.

3. Продуманная и целенаправленная работа логопеда с кубиком Блума позволяет выбирать младшему школьнику из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально-нравственный опыт. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


Заключение

 

Один из основных аспектов коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи. Развитие связной речи – наиважнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, обучающийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы в процессе обучения, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.

В основе связной речи лежит мыслительная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей в ходе общения. Любое отклонение от нормальной интеллектуальной деятельности формирования мысли, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, носит название - общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень тяжести: от полного отсутствия речи до развернутого высказывания с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. На основе изученного материала в 50 - 60-х годах XX века Р. Е. Левиной были выделены и подробно описаны три уровня общим нарушением речи [Левина 2008], четвертый уровень общим нарушением речи был представлен Т. Б. Филичевой в 2001 году [Филичева 2001].

При первом уровне речевого недоразвития отмечается полное отсутствие речи.

Второй уровень общего недоразвития речи характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно улучшаются, но общение осуществляется с помощью сильно искаженных речевых средств, жестов и мимики.

В третьем уровне речевого недоразвития описаны дети, с более развернутой обиходной речью и отсутствием грубых лексико- грамматическихи фонетических отклонений.

При четвертом уровне общим нарушением речи наблюдаются пробелы в развитии лексики и грамматического строя детей.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Анализ работ В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, И. Н. Лебедевой, Р. И. Лалаевой, Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой, Н. С. Жуковой, Л. Н. Ефименковой позволил разработать систему заданий, позволяющую оценить степень сформированности связного высказывания.

Проведенная с ис­пользованием данных заданий диагностика (на базе ОКОУ «Обоянская школа-интернат» Обоянского района Курской области) показала, что трудности освоения связной речи возникают не только у детей с общим не­доразвитием речи, но и у детей, которые со слов воспитателей имеют норма­тивное речевое развитие. Мы также выявили особенности связного учебного высказыва­ния, присущие детям с общим недоразвитием речи и выяснили, что между результатами детей двух групп, сравниваемых в последующем, нет статистически значимых отличий.

Одним из приёмов инновационной технологии сиквейн является кубик Блума. Кубик Блума – на гранях кубика написаны начала вопросов (Опиши, Назови, Почему, Подумай, Поделись). Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Таким образом, можно говорить о том, что если в процессе обучения использовать кубик Блума, то процесс развития связного учебного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективным.

Библиографический список

 

1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика. М.: Академия, 2015. 400 с.

2. Андреева А. А. Речевое развитие школьников при овладении лексическими средствами выражения связности текста на уроках русского языка в 5 классе якутской школы: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 СПб, 2007. 23 с.

3. Бекетова О.А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СПб.: СатисЪ, 2014. С. 1-2.

4. Воробьева В.К. Методика формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. М.: Астрель, 2009. 160 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Проблемы общей психологии /Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.

6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования /И. Р. Гальперин. М.: КомКнига, 2007. 144 с.

7. Глухов В. П. Основы психолингвистики /В. П. Глухов. М.: АСТ: Астрель, 2008. 351 с.

8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2017. 304 с.

9. Грибукова О. Г. К вопросу о преодолении нарушений словообразования прилагательных у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи //Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы науч.-практ. конф. /под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. Новосибирск: НГПУ, 2018. С. 134-136.

10. Гриншпун Б.М., Шаховская С.Н. Алалия // Логопедия. учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд., перераб. доп. М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2008. 703 с.

11. Дридзе Т.М., Леонтьев А.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: НАУКА, 1976. 263 с.

12. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2011. 288 с.

13. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 432 с.

14. Ивлякова Т.А. Формирование связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи: методическое пособие. М.: ТОИПКРО, 2017. 57 с.

15. Ковригина Л. В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /Л. В. Ковригина //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S8. С. 52-58. [Электронный ресурс] - URL: http://ekoncept.ru/2016/76103.htm (дата обращения 08.06.2020).

16. Ковригина Л. В. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии. /Л. В. Ковригина А. А.Крупина //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 6 (июнь). С. 118-127. [Электронный ресурс] - URL: http://e- koncept.ru/2016/16131.htm (дата обращения 08.06.2020).

17. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. 4-е изд. испр. и доп. СПб.: КАРО, 2006. 304 с.

18. Коновалова С. Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи различного генеза /С. Н. Коновалова //Дефектология. 2006. № 3. С. 59-67.

19. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М.: Владос, 2014. 77 с.

20. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи.СПб.: Наука-Питер, 2006. 102 с.

21. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности /И. Н. Лебедева //Специальное образование. 2011. № 2 (22). С. 88-98.

22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи. М.: Просвещение, 2008. 181 с.

23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Владос, 2009. 365 с.

24. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003. 287 с.

25. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Стереотип, 2014. 316 с.

26. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.

27. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: ВЛАОС, 1992. 94 с.

28. Мелкозерова И.В. Особенности формирования связной описательной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня // Совушка. 2018. N2 (12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения 20.06.2020)

29. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. 173 с.

30. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 445 с.

31. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2013. 212 с.

32. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Традиции и инновации в коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей (этап постановки звука) // Коррекционная педагогика: исследования и практика. 2012. № 6. С. 33-43.

33. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М.: Айрис пресс, 2005. 240 с.

34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб: Питер, 2015. 713 с.

35. Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. М: Высшая школа, 2006. 128 с.

36. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. М.: АПН РСФСР, 1962. 100 с.

37. Спирова Л.Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием. М.: Просвещение, 2010. 245 с.

38. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 256 с.

39. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: ЕНОМ и Д, 2013. 112 с.

40. Тютюева И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /И. А. Тютюева //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 2. С. 91-95.

41. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: Владос, 2014. 68 с.

42. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: учебно­-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: Еном-Пресс, 2009. 80 с.

43. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А, Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. 223 с.

44. Четверикова Т. Ю., Кузьмина О.С., Сорокин А.Д. Частные методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями: метод. пособие.О: БОУ ДПО ИРООО, 2010. 52 с.

45. Шпак, Л. М. Оценка структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников с патологией речи /Л. М. Шпак //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № V8. 0,4 п. л. [Электронный ресурс] - URL: http://e-koncept.ru/2018/186074.htm (дата обращения 08.06.2020).

46. Berry, M. F. Teachinglinguisticallyhandicappedchildren /M. F. Berry. EnglewoodCliffs (N. J.): Prentice-Hall, 1980. XIV, 318 p.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.033 с.)