Особенности связного учебного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности связного учебного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи



 

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте понимается такая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас. В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети, у которых присутствуют различные нозологические формы речевых нарушений, такие как: алалия, дизартрия, ринолалия и афазия, в случаях если наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным составляющим. В общем, для детей с недоразвитием речи характерно позднее появление экспрессивной речи, ограниченный словарный запас, нарушения в произношении, аграмматизмы и нарушения слоговой структуры слова [Поваляева 2016].

Речевое недоразвитие у младших школьников может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи до развернутой речи с проявлением лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. Отсюда следует, что общее недоразвитие речи – это разнообразные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к звуковой и смысловой стороне речи[Спирова 2010].

Для овладения связным учебным высказыванием необходим определённый уровень владения языковыми структурами, наличие речевой мо­тивации, а также правильная работа механизма программирования речи. При общем недоразвитии речи все эти структуры оказываются в различной степени нарушенными. По мнению M. F. Berry, для выявления нарушений семантиче­ских аспектов развития устной речи, а также для эффективной коррекции этих нарушений необходимы комплексные подходы [Berry 1980].

Следует помнить, что у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи страдают многие высшие психические функции: память, внимание, мышление. Поэтому для этих детей закономерными являются трудности и нарушения в процессе построения связного высказывания. Всё это ведёт к снижению у детей способности к коммуникативному взаимодействию. Л. М. Шпак отмечает, что детям с общим недоразвитием речи сложно реализовать собственный замысел, построить содержательный и завершенный рассказ [Шпак 2018].

Степень нарушения речи при общем её недоразвитии, определяют за счет описанных Р. Е. Левиной уровней развития речи. Они выделены на основе ана­лиза формирования компонентов языковой системы. У детей с общим недораз­витием речи наблюдается задержка в прохождении данных уровней, часто на достаточно длительный период [Левина 2003]

По данным Р. Е. Левиной первый уровень речевого развития может встречаться у детей с общим недоразвитием речи вплоть до 5-6 лет. Для него характерно полное отсутствие речи или использование лишь элементов речи. Более обширный пассивный словарь и практически полное отсутствие активно­го. В некоторых случаях дети пытаются высказать свои мысли лепетными предложениями. Для первого уровня речевого развития характерно отсутствие фразовой речи [Основы теории и практики логопедии 1968].

Исходя из особенностей развития речи, работа по формированию связно­го высказывания с ребёнком с первым уровнем речевого развития, невозможна, а точнее сводится к работе по расширению пассивного словаря и переводе слов из пассивного словаря в активный.

Появление фразовой речи свидетельствует о том, что ребёнок перешёл на второй уровень речевого развития. Он характеризуется появлением постоянных общеупотребительных слов, возможно искаженных по звуковому составу. В речи встречаются грамматически не оформленные нераспространенные или даже распространенные предложения. Р. Е. Левина пишет, что дети со вторым уровнем речевого развития могут отвечать на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых предметах, явлениях и событиях. Данный уровень ре­чевого развития может наблюдаться у детей с общим недоразвитием речи вплоть до 7-8 лет [Основы теории и практики логопедии 1968].

Даже такое краткое описание состояния речи детей со вторым уровнем речевого развития, позволяет сделать вывод, о несформированности связного высказывания у этих детей. В тоже время работа на данном этапе будет направ­лена на формирование основы для овладения связным высказыванием, а имен­но на развитие понимания речи и развитие умения пользоваться её языковыми компонентами.

О работе над формированием связного высказывания можно говорить, когда дети достигают третьего уровня речевого развития. По данным Р. Е. Левиной, наиболее часто дети с общим недоразвитием речи к 5-6 годам достигают этого уровня. Для него характерно появление развёрнутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического не­доразвития, использование всех частей речи, правильное употребление простых грамматических форм. Несмотря на это, наблюдается большое количество ошибок в словоизменении, приводящих к нарушению синтаксических связей слов в предложении. У детей возникают затруднения и ошибки при составле­нии сложных предложений, поэтому они используют в основном простые предложения. Речь детей становится более или менее развернутой [Основы теории и практики логопедии 1968].

Необходимо также отметить, что Т. Б. Филичевой выделен четвёртый уровень речевого развития, выявить который у детей с общим недоразвитием речи можно только при углубленном логопедическом обследовании, так как нарушения являются слабо выраженными и носят стойкий характер. У детей с четвёртым уровнем речевого развития обнаруживаются недостатки смысловой стороны речи, такие как смешение родовых и видовых понятий. Наблюдаются стойкие ошибки в словообразовании, особенно уменьшительно-ласкательных существительных, существительных с суффиксом единичности, прилагатель­ных образованных от существительных и др. Ошибки лексико-грамматического уровня носят непостоянный характер, в связи с недостаточным овладением всеми лексико-грамматическими формами [Филичева 1989].

Из общего описания состояния речи детей с третьим и четвёртым уров­нем речевого развития, понятно, что их речь носит достаточно развёрнутый ха­рактер и для освоения правильного связного высказывания им необходима по­мощь. В связи с этим обратимся к описанию трудностей и ошибок, которые до­пускают дети с общим недоразвитием речи при построении связного высказы­вания.

По данным В. П. Глухова развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости изложения, что выражается в смысловых пропусках, нарушении последовательности развития событий, ситуативность речи [Глухов 2004].

Понимание слушателем инициативной речи ребёнка с общим недоразви­тием речи, как пишет С. Н. Коновалова, затрудняет грубое нарушение синтак­сических конструкций, вызванное ограниченным предикативным словарем и неадекватностью ввода лексических единиц в построенную конструкцию [Коновалова 2006].

Исследуя особенности связного высказывание у детей с общим недораз­витием речи, Л. М. Шпак также отмечает её структурную несостоятельность, вызванную отсутствием связок между фрагментами рассказа, нарушением по­следовательности лексических единиц в предложении, неправомерно частым использованием одних и тех же слов [Шпак 2018]. Л. В. Ковригина и А. А. Крупина, исследуя понимание детьми связного высказывания, обращают внимание на невозможность детей разграничивать правильно и неправильно построенный текст [Ковригина, Крупина 2016].

Трудности составления связного текста возникают у детей с общим недо­развитием речи и при наличии определенной заданности. Так составление рас­сказа по сюжетной картинке или серии сюжетных картин, не способствует улучшению качества связного высказывания, об этом пишет И. А. Тютюева [Тютюева 2016].

Детям сложно выделить основную мысль повествования, определить логиче­скую последовательность в изложении событий. Рассказ может быть составлен с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц [Тютюева 2016].

Т. Ю. Четверикова отмечает затруднения в самостоятельном составлении рассказ, даже если детям с общим недоразвитием речи предоставляются раз­личные вербальные опоры в виде лексических единиц, словосочетаний, словес­ного плана из вопросительных или повествовательных предложений [Четверикова 2010]. При пересказе текстов, дети не всегда полностью понимают смысл прочитанного, что приводит к пропускам существенных смысловых элементов, сокращению количества действующих лиц, нарушению логической последовательности событий.

О затруднениях в понимании содержания текста и подтекста пишет Л. В. Ковригина. Она также отмечает, что дети с общим недоразвитием речи, не имея интеллектуальных нарушений, затрудняются выделять главную мысль текста и точно, полно передавать его содержание [Ковригина 2016].

Составление рассказа описания, по данным Н. С. Жуковой, оказывается малодоступным для детей с общим недоразвитием речи. Дети часто просто пе­речисляют отдельные предметы и части описываемого, могут возвращаться к уже описанным моментам или не завершить описание [Жукова 2011]. У детей с общим недоразвитием речи страдает образность высказывания, как отмечает О. Г. Грибукова, они затрудняются сообщать об объекте или субъекте в ласка­тельной форме; указывать на материал, из которого изготовлен предмет; назы­вать лицо по роду деятельности, использовать соответствующие аффиксы для образования лексем, указывающих на результат того или иного действия [Грибукова 2018].

Еще одной причиной малообразности речи детей с данным нарушением, по мнению Л. В. Ковригиной, является неспособность включать в рассказ сред­ства вторичной образной номинации (фразеологизмы). Это вызвано непонима­нием семантики фразеологических оборотов, неспособностью усмотреть их пе­реносное значение [Ковригина 2016].

Необходимо отметить, что трудности в составлении самостоятельного рассказа наблюдаются и у детей младшего школьного возраста при нормальном развитии речи, закономерно, что данный вид деятельности труднее всего даётся детям с общим недоразвитием речи. У таких детей процесс развития связного высказывания тормозится также отсутствием инициативы общения, они редко задают вопросы взрослым, не сопровождают свою игру рассказом. Это объясняется тем, что мотивы у детей с общим недоразвитием речи долгое время остаются игровыми, в то время как в младшем школьном возрасте на первый план должны выходить социальный и познавательный мотивы.

Ещё одним фактором, тормозящим процесс овладения связной речью детьми с общим недоразвитием речи, по данным И. А. Тютюевой, являются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний. Дети владеют ограниченным и упрощенным набором слов и синтаксических конст­рукций, объединение отдельных элементов в структурное целое и отбор мате­риала для той или иной цели вызывают трудности [Тютюева 2016].

Таким образом, анализ литературных данных показывает, что спонтанное усвоение детьми с общим недоразвитием речи связного высказывания ослож­нено не только недостаточностью словаря, сложностями в понимании и как следствие в построении логико-грамматических конструкций, но и незрелостью социальных и познавательных мотивов, как следствие отсутствием инициативы общения, а также трудностями в программировании развёрнутого сообщения.

Это приводит нас к выводу о необходимости создания специальных усло­вий обучения для детей с общим недоразвитием речи, позволяющих осуществ­лять целенаправленное формирование способов построения связного учебного высказы­вания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.008 с.)