Основные направления развития связного учебного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами инновационных технологий и методик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития связного учебного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами инновационных технологий и методик



 

Инновационные методы воздействия в деятельности учителя − логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекциии помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего иорганизма [Бекетова 2014].

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога [Воробьева 2009].

 


Рис. 1 Инновационные технологии в логопедии

 

Лексико-грамматическая сторона речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у младших школьников с общим нарушением речи.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и краткоих формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни [Ушакова 2014].

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной ипсихокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемамио существить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

 

 


                                     

Рис. 2.Виды арт − терапии

 


Рис. 3 Телесноореинтированные техники

 

 

 

 

-

 

-

-

-

-

-

-

 

 


Рис. 4 Элементы сказкотерапии. Коррекционные задачи.

 

Мнемотехника. Мнемотехника в переводе с греческого–искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для младших школьников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

     
 
Мнемотехника помогает в развитии

 

 


Рис. 4 Мнемотехника

 

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Песочная терапия. Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях: совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

 

 


Рис. 5 Песочная терапия

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов [Мелкозерова 2018].

Таким образом, поиск инновационных приемов и способов развития связного учебного высказывания побуждает учителей − логопедов расширять диапазон приемов и использовать, кроме игры, потенциал других видов деятельности (конструирования, познавательной, знаково-символической деятельности и др.).

 

Вывод по I главе

Таким образом, изучение и анализ психолингвистической, лингвистиче­ской, психологической и логопедической литературы, посвященной исследова­ниям речи и связного учебного высказывания, позволяет сделать следующие выводы:

Связная речь – это развернутое, законченное, структурированное и грамматически оформленное, эмоционально-смысловое высказывание, которое состоит из ряда логически связанных между собой предложений.

Связное высказывание – это сложное структурное целое, содержательно законченная мысль, логически и грамматически правильно построенная, реали­зованная в речи с какой-либо когнитивной или коммуникативной целью. В то­же время для текста также характерна коммуникативная направленность и под­чинённость одной идее – это обуславливает цельность текста и как следствие его связность, то есть языковую, структурную взаимосвязь его составляющих. Следовательно, мы можем употреблять термины текст, связное высказывание (монологическое), связная речь как синонимы.

Речевое развитие детей обусловлено социальными факторами, а от веду­щей деятельности зависят речевые мотивы детей. В связи с этим, при работе по формированию связного высказывания необходимо учитывать, какие мысли­тельные операции доступны ребёнку, какие речевые мотивы преобладают на данном этапе.

В литературе выделяют различные способ связи и средства их реализа­ции. Ситуация общения и характер передаваемых мыслей, обуславливают ис­пользование определённых функциональных типов текста: повествования, опи­сания и рассуждения. Каждый из них имеет свои особенности построения, свою структуру и для каждого характерно использование определенных видов связи: цепной, параллельной, лучевой и др. В повседневной монологической речи мы сочетаем разные типы текста и соответственно связи между собой. Порождение связного высказывания − это сложный процесс, для его за­пуска необходимо наличие коммуникативной потребности, после чего во внут­ренней речи осуществляется переход от мысли к её лексико-грамматическому выражению - тексту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.014 с.)