Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность понятия «связного учебного»
В лингвистических, психолингвистических и логопедических литературных источниках, освещающих вопросы, связанные с изучением связной речи, термины связное высказывание, текст, часто употребляются как синонимичные. В связи с этим нам необходимо определить, какое понятие вкладывается в эти термины разными авторами. В психолингвистической литературе термин связность употребляется для обозначения одного из основных свойств текста, развернутых высказываний. Считается, что без этого свойства речевое высказывание потеряет всякий смысл и не будет понятно для собеседника. С. Л. Рубинштейн понимал под связностью адекватное речевое оформление мысли говорящего или пишущего, с точки зрения понятности данной мысли для слушателя или читателя [Рубинштейн 2015]. По мнению В. П. Глухова, законченная последовательность одиночных высказываний (предложений), связанных друг с другом по смыслу и грамматически в рамках общего замысла автора является связным речевым процессом [Глухов 2008]. Связность определяется И. Н. Гореловым как категория, характеризующая особенности соединения элементов языка внутри произведения речи, в основе связности лежат лексико-грамматические возможности языка [Горелов 2001]. А. А. Леонтьев отмечает, что в ходе порождения текста вследствие его смысловой целостности возникают признаки связности. Цельность текста обусловлена процессом общения, возникает во взаимодействии говорящего (пишущего) и слушающего (читающего) [Леонтьев 2003]. Связность текста, по мнению И. Р. Гальперина, осуществляется по средствам когезии или сцепления, эти особые виды связи обеспечивают континиум, т.е. логическую, временную и пространственную взаимосвязь сообщений в тексте. Если связность, обеспечивается повтором элементов какого-либо языкового уровня, выделяют фонетическую, морфемную, морфологическую или грамматическую, лексическую, синтаксическую когезию. Когезия может быть обеспечена смысловым тождеством элементов текста, тогда говорят о синонимическом, антонимическом, гипонимическом, омонимическом и паронимическом повторе, перефразе, ассоциативном повторе [Гальперин 2007]. А. А. Андреева отмечает, что в языкознании нет общепризнанного подхода к выделению средств выражения связности текста, в свою очередь лингвисты выделяют те или иные принципы, которые являются основой соответствующей классификации: лексический принцип, он является основным и главным во всех классификациях; семантический, морфологический, синтаксический [Андреева2007]. К лексическим средствам связи относят: повтор слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, родовидовые слова, тематическая группа слов.
А. А. Леонтьев [Леонтьев 2014] приводит примеры нескольких классов признаков связности. 1. Синтаксические признаки, например, одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, другими словами синтаксический параллелизм; грамматическая зависимость предложений-реплик от исходного предложения. 2. Сенсемантические характеристики, заключаются в способности некоторых языковых единиц выражать определенное значение лишь в сочетании с другими языковыми единицами (определенные правила употребления личных местоимений и других замещающих слов). 3. Характеристики актуального членения, то каким образом предложение поделено на тему (исходную часть сообщения) и рему (что-то новое об исходной части сообщения). 4. Фонетические признаки, фонетическая соотнесенность связных компонентов, паузирование, интонация. 5. Семиотические признаки, коммуникативная соотнесенность (определенный вопрос требует определенного ответа). Соотнесенность предложений по внешним количественным характеристикам, например, по длине. Все перечисленные признаки характеризуют структурную связность текста. Становясь самоцелью, структурная связность лишается содержательного смысла, поэтому она должна лишь проявлять смысловую и коммуникативную связь. В работе В. П. Глухова указывается, что тематическое, смысловое и структурное единство, а также композиционное построение и грамматическая связность обеспечивают цельность текста и как следствие связность речевого высказывания [Глухов 2008]. Необходимо отметить, различие монологической и диалогической речи (если она является связной) по признакам связности: «...для диалога особенно характерны фонетические и коммуникативные признаки связности, а из грамматических - частичное или полное воспроизведение синтаксической структуры исходного предложения. Объём речевой единицы, характеризуемой связностью, по-видимому, в общем случае больше в монологической речи, чем в диалогической» − пишет А. А. Леонтьев [Леонтьев 2003].
Термин связность применим как для устных речевых процессов, так и для письменных. Связность обусловлена лексикограмматическими возможностями языка, выражается за счет определенных средств связи и проявляет смысловую, коммуникативную связь речевого высказывания. Вопросом соотнесения речи и языка занимались ученые из разных областей наук: лингвистики, психологии и психолингвистики. Мы будем рассматривать понятие речи и языка представленные в психолингвистической литературе. Связная речь определяется Н. А. Стародубовой как отрезок речи, обладающий значительной протяжённостью, который можно разделить на более или менее самостоятельные части; высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание [Стародубова 2012]. Анализ литературы позволил сделать вывод, что основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. В данной работе мы будем придерживаться определения, данного А.В. Ястребовой и Т.П.Бессоновой, которые под связным учебным высказыванием понимают умение младших школьников производить отбор языковых средств для построения высказывания в процессе обучения, таких как доказательство, оценка и т.п.[Ястребова, Бессонова 1996]. То есть мы будем приписывать связному учебному высказыванию следующие характеристики: содержательная и смысловая законченность, лексическая наполненность, грамматическая оформленность, композиционная структура, а также наличие невербальных компонентов. Тогда связное речевое высказывание – это содержательно законченная мысль, логически и грамматически правильно построенная, реализованная в речи в процессе образовательной деятельности. Остановимся поподробнее на условиях формирования связного учебного высказывания. Полноценное овладение навыками связного высказыания возможно только в условиях целенаправленного обучения. Одним из наиболее важных условий успешного обучения и овладения детьми монологической речью являются формирование специальных мотивов, потребность в употреблении монологических высказываний, а также сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Еще одним необходимым условием овладения монологической речью и построением развернутых связных высказываний является возникновение регулирующей и планирующей функции. Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, при этом одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что навык овладения связной речью возможен только при наличии у детей определенного уровня сформированного словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому для решения задач по формированию связного высказывания у ребенка должна быть проведена речевая работа, направленная на развитие лексических и грамматических языковых навыков [Ивлякова 2017]. В младшем школьном возрасте у детей продолжает совершенствоваться связная речь. Дети уже осознанно усваивают грамматические правила, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На данном этапе начинает формироваться письменная речь. Интенсивно совершенствуется обобщающая функция речи, увеличивается словарь ребенка. Обогащается устная речь, ее лексическое и синтаксическое разнообразие, усложняется морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложений. Таким образом, связная речь – это развернутое, законченное, структурированное и грамматически оформленное, эмоционально-смысловое высказывание, которое состоит из ряда логически связанных между собой предложений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.) |