Политический и идеологический плюрализм в Конституции Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический и идеологический плюрализм в Конституции Российской Федерации.



Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Политический плюрализм предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Необходимыми, но недостаточными условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода массовой информации, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.

Статья 13 КРФ подтверждает наличие политического и идеологического плюрализма:

"1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. "

Конституция выделяет два вида плюрализма: идеологический и политический. Идеология представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Идеологическое многообразие предполагает возможность граждан и их объединений: вырабатывать, предлагать обществу и государству взгляды на политическое, экономическое устройство России; пропагандировать эти взгляды и идеи всеми доступными средствами, в том числе посредством разработки политических программ политическими партиями; публично защищать свою идеологию.

Идеологическое многообразие естественно дополняется политическим многообразием, которое предполагает равенство перед законом всех общественных объединений. При этом запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

22. Принцип разделения властей, его сущность и содержание.

Ветви власти самостоятельны, но имеют правовые рычаги влияния друг на друга.
Разделение власти по ветвям дополняется вертикальным разделением власти.
Каждая ветвь власти обладает средствами воздействия на другие с целью принятия согласованных решений.
Разделение гос власти дополняется разделением муниципальной власти.

Итак, составим понятие:
Разделение властей — политическая теория, подразумевающая распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

23. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе Российской Федерации
В основе понятия «непосредственная демократия» — идеи прямого правления народа, его руководства собственной жизнью, самоуправле- ния и самоорганизации в общественных и государственных делах. Не- посредственная демократия — это совокупность конституционно- правовых институтов, посредством которых народ выражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления. Синонимами понятия «непосредственная демократия» являются также понятия «прямая демократия», «непосредственное народовла- стие», «прямое народовластие».
В одних случаях это выражение воли народа может иметь обяза- тельный (императивный) и окончательный характер, т.е. принятые им решения не требуют утверждения кем-либо. Соответствующие инсти- тутыможноназватьимперативными институтами непосредственной демократии. Сюда относятся:
императивный референдум (т.е. референдум, решение которого окончательно и не требует оформления актом органа государствен- ной власти иди местногосамоуправления);
выборы депутатов и выборных должностных лиц;
отзыв народом (избирателями) своих, т.е. избранных им (ими)
представителей.
В других случаях воля народа носит так называемый консульта-
тивный характер. Консультативность в данном случае предполагает, что официальное окончательное решение принимает компетентный ор- ган государства или орган местного самоуправления. Однако эти орга- ны не могут пренебречь выраженной волей большинства и вынести ре- шение, противоречащее этой воле. Консультативность также означа- ет, что компетентный орган правомочен на выбор конкретной формули- ровкирешения (однако отражающей, а не искажающей волю народа).
Соответствующие институты можно назвать консультативными институтами непосредственной демократии. К ним относятся:
опрос народа, или консультативный референдум;
всенародное (народное) обсуждение проектов правовых актов ор- ганов государственной власти или местного самоуправления, других важных вопросов чаще государственной, порой — общественно-по- литической жизни;
публичные слушания как форма контакта (диалога) органов пуб- личной власти с населением;
коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции);
народные правотворческие инициативы;
наказы избирателей.
Могут быть и смешанные институты непосредственной демокра-
тии, которые сочетают в себе черты императивногоиконсультатив- ного характера. Примером таких институтов непосредственной демо- кратии являются собрания (сходы) граждан по месту их жительства.
Наличие, набор и степень «императивности» институтов непо- средственной демократии в значительной мере зависят от характера политической системы и концепции власти в соответствующем госу- дарстве. Институты непосредственной демократии свойственны не
любой национальной системе конституционного права; то, что есть в одной стране, может отсутствовать в других вообще либо на каких-то уровнях — например, далеко не во всех странах проводятся общегосу- дарственные референдумы (их нет в США, ФРГ).
Таким образом, в систему представительной демократии в России включаются:
Федеральное Собрание — парламент (обе его палаты — Совет Фе- дерации и ГосударственнаяДума); Президент РФ;
законодательные собрания (это обобщенное их наименование, некоторые так и называются, но есть думы, государственные собра- ния, государственные советы и др.) субъектов РФ; избранные населе- нием главы исполнительной власти субъектов (с 2004 г.они получают должность по решению законодательных собраний субъектов, одна- ко избранные до этого высшие должностные лица субъектов остаются на постах до окончания срока своих полномочий);
представительные органы местного самоуправления (думы, соб- рания депутатов, представителей, советы и др.); избранные населени- ем главы муниципальных образований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.004 с.)