Законы и подзаконные акты, как источник конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы и подзаконные акты, как источник конституционного права



В России источники конституционного права – это Конституция, законы (федеральные и субъектов федерации), договоры (в том числе международные), соглашения, декларации, подзаконные акты (в том числе акты президента), акты Конституционного суда, акты органов местного управления и самоуправления, судебные решения.

Подзаконные акты как источники конституционного права
Подзаконные и локальные источники
К федеральным подзаконным источникам относятся нормативные указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Названные акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам.

7. Особые категории источников Конституционного права:

1) Внутригосударственные договоры (между РФ и субъектами РФ);
2) Решение Конституционного суда;
3) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ратифицированные). Основные международные конвенции:
Всеобщая декларация прав человека 10.12.1948,
Конвенция о статусе беженцев 28.07.1951,
Европейская конвенция о правах человека 3.09.1953,
Конвенция о правах ребенка 20.11.1989.
4) Конституционно-правовой обычай – сложившиеся традиции, правила поведения должностных лиц и высших органов власти;
5) Судебные прецеденты;
6) Правовая доктрина;
7) Религиозные источники права.

8. Понятие и виды Конституции:

Конституция – основной закон государства, выражающий волю народа в целом, либо отдельных соц. групп и закрепляющих в их интересах важнейшие начала общественного строя и гос. организации
Конституция: фактическая и юридическая.
По форме – всегда нпа.

Основные виды Конституции:
1. По социальному содержанию:
1) полуфеодально-теократические (Ближний Восток)
2) капиталистические (Западная Европа, Скандинавия)
3) пост-социалистические (СНГ)
4) тоталитарно-социалистические (КНР, КНДР)
5) переходного периода (Африка, Океания)

2. По юридической структуре:
1) консолидированные (РФ)
2) неконсолидированные (несколько нормативных актов, Швеция)
3) комбинированные (смешанные) (Британия, Новая Зеландия, Австралия – в англо-саксонской системе «живая Конституция»)

3. По юридическому содержанию:
1) инструментальные (только органы власти) 2) социальные (включает в себя инструментальные + права человека и т.д.)

4. По порядку принятия:
1) октраированные (дарованные монархом народу – Ближний Восток, Монако)
2) принятые специально созданным органом (Учредительное собрание – результат революции)
3) принятые законодательным органом
4) принятые военным парламентом (Африка, Турция)
5) одобренные на референдуме

5. По способу изменения:
1) гибкие (Израиль)
2) жесткие (США)
3) смешанные (разный порядок для разных частей Конституции – РФ)

6. По целям:
1) программные (цель… коммунизм в КНР)
2) констатирующие (РФ – демократическое правовое гос-во с республиканской формой правления)

7. По территориальному масштабу:
1) федеративные
2) конституции унитарных государств
3) конституции субъектов федераций
4) конституции автономий

9. Функции конституций
Конституция - это правовой акт высшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права; ее отличают от других правовых актов легитимность (законный путь принятия), стабильность, реальность (исполнимость и гарантированность ее предписаний в условиях режима законности и правопорядка), верховенство (акт высшей юридической силы); она является политическим и идеологическим документом.
Сущность и действие конституции проявляется через ее функции.
Выделяют следующие основные функции конституции:
1. Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным законом и обладает высшей юридической силой для всей системы правового регулирования.
2. Политическая функция заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.
3. Учредительная функция заключается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы.
4. Системообразующая функция заключается во взаимосвязи между такими составными частями конституции, как отрасли права, и создает условия для сбалансированного ее развития.
5. Охранительная функция характеризует конституцию с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов.
6. Идеологическая (мировоззренческая) функция заключается в том, что конституция выступает средством идеологического воздействия, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.
Своими функциями конституция закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, совершенствует отраслевое законодательство, обеспечивает устойчивость общества, систематизирует национальное право и усиливает системность права.

10.Структура и основные черты конституций
Основные черты Конституции:
-оснополагающий характер
– регулирование наиболее важных общественных отношений
-народность – принятие народом или от имени народа
-реальность – адекватность Конституции фактически существующим отношением в обществе -юридическое верховенство
-стабильность – длительное действие без внесения существенных поправок

11. Порядок пересмотра конституции и внесения в нее поправок.
-Пересмотр Конституции РФ означает изменение наиболее важных ее положений, что потребует принятия новой Конституции.
-Внесение же правок в главный закон страны предполагает изменение некоторых конституционных положений, что, однако, не требует принятия новой Конституции.

В целом глава 9 КРФ устанавливает правила изменения:

• глав 1, 2, 9 КРФ (т. е. пересмотра Конституции);
• глав 3–8 КРФ (внесение правок);
• ст. 65 КРФ в части изменения состава РФ по субъектам (внесение правок);
• ст. 65 КРФ в части переименования региона РФ (внесение правок).

Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136
Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

12. Акты конституционного значения до 1917 г. и Конституция РСФСР 1918 г.
Акты:
6 августа 1905г – манифест об учреждении Государственной Думы
17 октября 1905г – манифест об усовершенствовании Государственного порядка
23 апреля 1906г – новая редакция основных государственных законов Российской Империи
10 ИЮЛЯ 1918г была принята Конституция РСФСР. Она состояла из преамбулы, декларации и 5 разделов
В ней:
- оформление диктатуры пролетариата в форме советской власти
- Федеративное устройство страны и ее название –РСФСР
- высший орган власти Всероссийский съезд советов, а в промежутках ВЦИК
- СНК – исполнительная власть
- Утверждение герба и флага РСФСР
- закрепление прав и обязанностей трудящихся

13.  Конституции СССР 1924 и 1936 гг. и РСФСР 1925 и 1937 гг.
Конституция СССР 1924г
Состоит из преамбулы, декларации и договора о создании СССР
Особенности
- первая Конституция СССР.
- утверждалась добровольность объединения Советских республик
- свобода выхода из состава СССР, равноправие республик, право вхождение в состав СССР новых государств
- закреплялась передача центральным органом власти прав в области управления народного хозяйства, обороны, внешней торговли и иностранных дел

В Конституции РСФСР 1925г все основные положения строились в соответствии с Конституцией СССР 1924г

Конституция СССР 1936г
Особенности:
- СССР провозглашался социалистическим государством рабочих и крестьян
- понятие «политическая основа СССР» (из Советов депутатов трудящихся)
- понятие «экономическая основа СССР» (плановая социалистическая система хозяйства, социалистическая собственность на средства производства)
- круг союзных республик расширился до 11
- вводится всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании
- новая система органов государственной власти (Верховный Совет СССР вместо ЦИК; Президиум Верховного Совета СССР)
- закрепление широкого перечня прав и свобод граждан
На труд
На бесплатную медицину, образование и социальное обеспечение
Свобода слова, печати, массового мероприятия

Конституция РСФСР 1937г совпадает с Конституцией СССР 1936г

14. Конституции СССР 1977г. и РСФСР 1978 года.
Отличия от предыдущей конституции:

Появилось понятие социальной основы (“СССР - нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции”)

Впервые зафиксировано, что власть принадлежит не только трудящимся, но и всему народу

Политическая система общества определялась как совокупность государственных и негосударственных организаций (закрепление роли КПСС)

Бали расширены права и обязанности граждан (право на охрану здоровья, право на пользование достижениями культуры)

Также увеличилось количество статей, появилась преамбула



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.011 с.)