Унитарное государство, как форма государственного устройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Унитарное государство, как форма государственного устройства.



Под государственным устройством понимаются внутренняя структура государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения. Существует две основные формы государственного устройства — унитарное государство и федеративное государство.
Унитарное государство — это простое государство, оно состоит из административно-территориальных единиц (область, провинция, губерния и т. п.). Эти единицы не имеют признаков государства или государственного образования, хотя и могут обладать значительной самостоятельностью в решении вопросов жизни соответствующей территории. В наименовании административно-территориальной единицы отражаются чаще всего географический фактор, название главного города соответствующей территории. В унитарном государстве, как правило, существует высокая степень централизации управления и нормативного правового регулирования общественных отношений.
1. Унитарное государство состоит из единиц, не обладающих государственно-правовыми признаками.
2. В унитарном государстве статус административно-территориальных единиц определяется актами центральной власти.
3. В унитарном государстве не только организация государственной власти предопределяется актами центра, но можно говорить и о включении всех уровней управления в единую общегосударственную администрацию.
4. В унитарном государстве административно-территориальные единицы либо наделяются центром конкретными полномочиями, за рамки которых выходить они не могут, либо вообще не существует такого понятия, как компетенция административно-территориальной единицы, а полномочиями наделяются ее соответствующие органы.
5. В унитарном государстве более жестко централизованы вопросы налогов и бюджета.
6. В унитарном государстве в административно-территориальных единицах наряду с органами, избранными населением, есть назначаемый государством (президентом, правительством, министерством внутренних дел) представитель (правительственный комиссар, префект и др.), на которого возлагаются надзорно-контрольные и координационно-согласовательно-объединительные задачи.
7. В унитарном государстве нет разветвленного законодательства административно-территориальных единиц.
8. В унитарных государствах население административно-территориальных единиц избирает депутатов в общегосударственный парламент в избирательных округах, образуемых на их территории. Во многих унитарных государствах специального представительства от административно-территориальных единиц в парламенте нет. Парламент является однопалатным органом.
9. Границы административно-территориальных единиц в унитарном государстве определяются и изменяются центром.

46. Федерация, как форма государственного устройства
Как уже говорилось, федеративным (сложным) является государство, которое состоит из входящих в него государств, либо государств, национально-территориальных (автономных) и территориальных (территориально-государственных) образований. Федерация не конгломерат независимых единиц, а самостоятельное и единое государство с более сложной системой отношений между центром и отдельными субъектами.
1. Федерация состоит из частей — субъектов федеративного государства.
2. В федеративном государстве общие основы статуса субъектов федерации устанавливаются в конституции федерации. Однако наряду с этим (разумеется, на основе и в развитие федеральных основополагающих актов) субъект федерации вправе в собственной конституции, уставе или ином документе определить более детально свои статус, внутреннюю организацию и компетенцию.
3. В федерации центр может установить общие основы организации государственной власти в субъектах федерации. Однако в деталях сама эта организация определяется каждым субъектом.
4. В федеративном государстве используются различные варианты разделения полномочий между федерацией и ее субъектами, но при любом из них компетенция субъекта федерации существует как конституционно-правовая категория.
5. В федеративном государстве центр имеет ведущие позиции в вопросах налогов и бюджета. Но вместе с тем у субъектов федерации есть несколько более широкие права (по сравнению с унитарным государством) по установлению собственных налогов. Что касается бюджета, центр определяет общие позиции и доли расходов из федерального бюджета для отдельных субъектов. Последние самостоятельны в установлении конкретных своих расходов, а тем более в использовании доходов, изысканных в рамках собственной инициативы.
6. Субъекты федеративного государства имеют право не только на свою конституцию (устав), но и на свое законодательство, т. е. вправе принимать не просто нормативные решения, но и законы, постановления органов законодательной (представительной) власти, указы президентов, губернаторов.
7. В федеративных государствах парламент состоит из двух палат.
8. В федеративном государстве, как правило, субъекты обладают принципом верховенства в отношении своей территории, т. е. ее нельзя изменить без их согласия или участия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.005 с.)