Понятие техники. Основные этапы в развитии техники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие техники. Основные этапы в развитии техники.



Всё развитие трудового процесса обусловлено техникой. В экономической и других сферах жизни общества техника занимает стержневое положение; её различные виды имеют определяющее значение для общественного прогресса.

Применительно к сфере материального производства, понятие техники (от греч. «техне» – искусство, мастерство, умение) обозначает средства и орудия производства, а также приёмы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса.

В более широком понимании «техника» представляет собой область человеческой деятельности, направленной на изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека; искусство, мастерство человека, занимающегося этой деятельностью.

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Технические средства, с одной стороны, есть вещество природы, с другой – они призваны быть продолжением естественных работающих органов человека. Развитие техники совершается не только путем опредмечивания технологических функций человека, но и путем превращения вещества природы и естественных процессов в рабочее вещество и технологические процессы.

В развитии техники можно выделить 3 основных этапа:

· Орудия ручного труда (инструменты). Этот этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер.

· Машины (на уровне механизации). Основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет её своими органами труда, является её технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным.

· Автоматы (машины на уровне автоматизации). На этом этапе можно отметить свободный тип связи человека и техники. Человек перестаёт быть непосредственным звеном технологической цепи, получает условия для творческого использования своих способностей. Техника не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма.

Современная техника – это сложная система, в которой все элементы взаимосвязаны. В качестве таковых можно выделить: информационные технологии (приём, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; транспорт; техника процесса обучения; медицинские технологии; военная техника и технологии; бытовая; научная. Каждая из технических подсистем требует участия человека. Формирующаяся сегодня единая информационно-техническая система планеты влияет на массовое сознание и мировоззрение людей.

Основой развития техники и технологий является научно-техническое творчество. Одной из широко распространенных интерпретаций природы научно-технического творчества является понимание его как процесса применения достижений естественных наук в оптимизации технических и технологических решений. Этот подход согласуется с соответствующими утверждениями о природе техники, технического знания, технической теории, обосновывающими, что технические науки есть не что иное, как сумма прикладных разделов математики, физики, химии, кибернетики, а содержание технических теорий исчерпывается естественнонаучными знаниями.

Согласно противоположной точке зрения, развитие и утверждение техники происходит лишь благодаря тем преимуществам, которые она даёт, увеличивая физические, сенсорные или вычислительные способности человека. Однако эти подходы игнорируют важнейший стимул научно-технического творчества – социальную практику.

Структура и направленность научно-технического твор­чества связана с социокультур­ными характеристиками того типа общественной системы, в котором имеют место научные и технические инновации. Научно-техническому творчеству исторически предшествовало творчество техническое. Последнее становится научно-тех­ническим с возникновением и применением научно-техни­ческого знания, первоначально представленного статикой и гидростатикой Архимеда (изучение животрепещущих для античности проблем – переме­щение грузов, установление равновесия сил, распределение тяжести между опорами и т.д.). Будучи основой расчётов при ре­шении практических вопросов, научно-техническое знание выполняло методологическую функцию. На его основе были изобретены «архимедов винт», во­енные метательные машины, небесные сферы, прибор для измерения видимого диаметра Солнца, сделаны другие откры­тия и изобретения.

Интерес к научно-техническим знаниям, как и к до­стижениям античной механики, проявляется вновь лишь в эпоху Возрождения, когда предметно–практическая деятель­ность достигла уровня, на котором многие технические задачи не поддавались решению без применения науч­ных методов. Техническое творчество снова стало при­обретать естественнонаучный методологический базис. Одновременно складывался и развивался мир бытия техники, опосредующий взаимоотношения мира природы и мира человека, и управляемый относительно автономными за­конами. В со­ответствии с этими законами к техническим изделиям стали предъявляться специальные требования, основанные на их произво­дительности, способности служить достижению целей с возможно меньшими затратами.

С развитием рыночных отношений, формированием буржуазного образа мышления с присущими ему эгоизмом и прагматизмом на становление техники стали оказывать влияние такие социальные факторы, как обеспечение высокого качества и низкой себестоимости производимых товаров, гарантирующих их высокую конкурентоспособность. Методология научно-технического творчества дополнилась двумя важными принципами: бэконовским принципом господства над природой (всё служит человеку, он же извлекает и получает пользу из каждой окружающей его вещи) и веберовским принципом рациональности (в соответствии с которым прибыль – важнейший показатель ценности всякого технического ново­введения).

Применение этих принципов имело ряд негативных последствий. Подчинение творческой технической мыс­ли решению сиюминутных задач и коммерческим целям приводило её к противоречию с достижениями и тенденциями раз­вития науки. Получение результата любой ценой, про­тивопоставление человека и природы не могло не привести к нежелательным социокультурным результатам (например, стремление к коммерческому успеху, а не реальной пользе технических достижений, или формирование инженера-технократа, который и сегодня остается заметной фигу­рой на фоне научно–технического прогресса).

Складывающиеся социальные условия существенно влияли на формы, в которые выливалось поступательное движение техники в рамках существо­вания товарно-денежных отношений. В частности, в Европе XVII в. развивались прежде всего те области техники, в которых были заинтересованы абсолютист­ские правительства, – различные виды вооружения, военный и торговый флот, горное дело, ювелирное де­ло, измерительная техника (как средство совершенст­вования процедур взимания налогов). В то же время инновации в сфере производства орудий труда, быто­вого обслуживания населения и т. д. оставались на втором плане и не пользовались покровительством государства. Приоритеты стали меняться с победой буржуазных революций.

Социальные регулятивы играют исключительно важ­ную роль и на современном этапе научных и технологиче­ских преобразований. В их воздействии в наиболее явной форме проявляется непосредственная зависимость научно-технического творчества от общественных потребно­стей, чего нельзя сказать о творчестве естественно­научном, обладающем относительной автономией от социально-исторической практики.

Данные обстоятельства ведут к формированию но­вых представлений о характере и назначении совре­менной технологии.

Философия техники – динамически развивающийся раздел философии, предмет исследования которого – «явление техники». Проблематика философии техники охватывает, в частности: 1) попытки выяснения сущности техники в аспекте: а) её специфики как явления культуры; в) рассмотрение её в качестве продукта человеческой природы и результата деятельности человека; 2) анализ роли техники в исторической перспективе развития общества и человечества, её влияния на развитие науки, производства; определение роли и места т.н. научно-технических революций; 3) проблем обратного воздействия технической цивилизации на человека, мир его ценностей, его ожидания, идеалы, чувство смысла жизни и т.д.; 4) анализ проблем влияния, которое оказывает техника на политику, экономическую и хозяйственную деятельность человека и общества; на окружающую среду; 5) прогнозирование проблем дальнейшего развития техники, её влияния на изменение социальной жизни человека.

В истории философии можно выделить следующие основные интерпретации техники и её роли в человеческом существовании:

Аристотелевская – нейтральность техники по отношению к формам бытия человека в культуре, её асоциальность. Техника здесь рассматривается как небольшая область приложения творческой активности, связанная с созданием орудий труда.

Новоевропейская модель отражает изменения в обществе XVI–XVII вв, в частности заметно возросшую роль техники в жизни человека, запрос предприимчивого мышления на технические новации. Согласно Декарту, такой запрос может быть удовлетворён рационалистической традицией. Приоритет разума стал основанием не только научной методологии, но и деятельности в сфере производства.

В марксистской интерпретации техника выступает как активный элемент в преобразовании природы (научно- технический прогресс). Марксизм исходит при анализе общественных явлений не из техники самой по себе, а из уровня развития производительных сил. Техника занимает особое место в производительных силах: она фиксирует их рост, развитие – количественные и качественные изменения, таким образом уровень развития техники во многом определяет и соответствующий уровень развития общества. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится и какие используются орудия труда.

Технологический детерминизм (или техницизм) предлагает рассматривать технику как объективную реальность, обладающую высокой динамикой развития, собственными закономерностями, способными изменить не только социальные отношения, но и природу человека. Техника гуманна по своей природе, человек же некомпетентен, неадекватно интерпретирует её фундаментальный смысл. Технологический детерминизм утверждает мнение о том, что основная детерминанта социально-экономических и иных изменений в обществе связана с более или менее крупными сдвигами в технике и технологической системе производства. В динамике общества решающая роль принадлежит «техносфере», которая производит и распределяет блага. Для техницизма характерно стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания.

Антитехницистская интерпретация в современной философии в противовес техницистской традиции рассматривает технику как один из ведущих факторов, способствовавших подчинению человека государственной машине, лишению его способности противостоять разрушительному воздействию технической цивилизации. Акцентируется внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Феномен техники антитехницисты связывают со всеобщей рационализацией мира и интерпретируют как самую опасную для человека форму детерминизма. Техника превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, делая человека объектом бездуховных манипуляций. По мнению антитехницистов необходимо преодолеть узкие рамки технологического детерминизма и задуматься о возможных вариантах социального развития.

Под воздействием современной научной революции расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технического прогресса влияют многие направления общественных наук: экономика и организация производства, конкретные социальные исследования, производственная эстетика, психология и логика технического творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: атомная энергетика, химия синтетических материалов и другие. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигает перед ней новые требования и задачи и обеспечивает её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием.

С развитием социума роль техники в жизни людей постоянно возрастает. Технология вторгается в естественные процессы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы среды обитания искусственными. К концу XX века искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу. Подобная деятельность человека обострила экологические проблемы – они приобрели глобальное измерение. Совокупная человеческая деятельность способна коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и привести к гибели человеческую цивилизацию. Выход из этой критической ситуации состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя гуманистические ориентиры и ценности.

Влияние техники на общественное развитие возрастает в условиях научно-технической революции.

Начало технического прогресса следует искать в далёкой древности. Этот отсчёт справедливо ведётся от каменных орудий труда неандертальцев. Первой же технологической революцией с полным правом можно считать переход к использованию огня, именно огонь дал начало металлургии бронзовому и железному векам производственного развития. Однако много веков сменилось, а труд человека оставался ручным. И только в конце XVIII века произошла так называемая промышленная революция, давшая начало новой технологической эпохе – эпохе крупного машинного производства.

Исторически техника появилась и развивалась раньше науки. Это обстоятельство делало прогресс техническим. Когда же появляется наука как особая сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, человеке и обществе, дороги науки и техники стали перекрещиваться. С этого времени прогресс становится научно-техническим.

НТП (научно-технический прогресс) – это процесс поступательного, взаимосвязанного, прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления. НТР (научно-техническая революция) – это революционная форма НТП, это скачок в развитии производительных сил, переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.018 с.)