Лекция 1. Глобальные проблемы и перспективы человечества. Техника и её роль в истории цивилизации. Феномен информационного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Глобальные проблемы и перспективы человечества. Техника и её роль в истории цивилизации. Феномен информационного общества



Начало формы

1. Научно-технический прогресс и его последствия.

Научно-технический прогресс понимается как единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.Истоки научно-технического прогресса коренятся в мануфактурном производстве XVI-XVIII веков, когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало в основном за счёт накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в научно- теоретических знаниях о природе, которые находились под влиянием религии и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существенного влияния на производство. Научный и технический прогресс были двумя относительно самостоятельными потоками человеческой деятельности.

Научно-техническая и технологическая революция, широко развернувшись во второй половине XX века, породила, с одной стороны, проблемы и противоре­чия, а с другой – надежды на решение всех проблем с помощью науки и техники. Эти надежды оформились в течения сциентизм (от лат. – наука) и техницизм, которые реализовались в концепции индустриально­го, постиндустриального, информационного общества, компьютерной эры и др., сменявших друг друга в 50 – 80-е гг.

Популярные авторы, например, Д. Белл, полагаясь на научно-технический разум, обещали:

– общество всеобщего благоденствия,

– рост образованности;

– научность управления группой технократов и учёных.

Иллюзии рассеялись в 80-е гг., когда наряду с невиданными научно-техническими достижениями лавиной накатились проблемы и противоречия, поставившие человечество на грань гибели: тут и загрязнение среды обитания, и опасные болезни, и истощение ресурсов, и накопление средств уничтожения и др.

Отрицательные последствия научно-техническо­го прогресса раскололи сторонников сциентизма и технократизма на две группы. Одни, разочаровав­шись в возможностях науки и техники, но не видя других механизмов прогресса, стали умеренными оптимистами или даже пессимиста­ми. Другие всё же возлагают надежды на новую волну научно-технического прогресса, например, на компьютеризацию. Американский социолог О. Тоффлер ввёл понятие «третьей волны» как беспредельного творчества в сфере информации, что приведёт к реализации новых возможностей человека, но в сочетании с гуманисти­ческими идеалами.

Антисциентизм – философская позиция, подверга­ющая резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшить жизнь людей. Крайние формы антисциентизма считают науку и технику враждеб­ными и чуждыми подлинной сущности человека.

Антисциентистские умонастроения вызвали к жизни новый литературно-философский жанр – антиутопии. Их авторы: К. Воннегут, Р. Брэдбери, Е. Замятин, Дж. Оруэл, О. Хаксли. Они нарисовали критические образы машинизированного будущего с тоталитарным государством, подавлением свободы, всеобщем контролем и др. гуманистичес­кими предостережениями.

Историческое развитие человечества осуществля­лось неравномерно и противоречиво. Обострение неравномерности заметно сказывается на социально-экономическом, политическом, экологическом, демографическом, научно-техническом, культурном положении человечества, выражаясь в контрастах, конфликтах, проблемах.

На рубеже столетий человечество столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими существованию цивилизации, да и самой жизни на Земле.

Сам термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 6О-х годов XX века. Глобальными (от лат. «глобус» – шар, земля) называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации). Хотя сами проблемы появились даже немного раньше и были порождены колоссально возросшими техническими средствами воздействия общества на природу (включая и природу самого человека), огромными масштабами его хозяйственной деятельности, интернационализацией всей общественной деятельности, прямо или косвенно затрагивающей все человечество.

Груз противоречий между природой и обществом накапливался долгое время. Первые локальные экологические кризисы можно обнаружить ещё в древности, а с переходом человека к индустриальной цивилизации они стали обретать общепланетарный размер, угрожая существованию человека.

Можно сказать, что глобальные проблемы представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших и ранее противоречий в системе «человек-общество-природа». Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса:

1) они являются результатом совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результатом развития материальной культуры общества;

2) с другой – возникновение и обострение глобальных проблем является результатом социального прогресса.

Если на первых ступенях человеческой истории эти два процесса носили локальный, а затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение по времени бурного развития НТР с крупнейшими социальными переменами в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставил и проблемы сохранения, и проблемы выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.

Итак, основные причины обострения глобальных проблем в современную эпоху связаны с развитием общества, его производительных сил, с бурным развитием НТР и социальным прогрессом.

Таким образом, глобальные проблемы – это совокупность проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации; для своего решения они требуют объединенных усилий всего человечества.

Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Основные группы этих проблем вырастают из отношений между основными социальными общностями, из отношения между человеком и природой и отношений между человеком и обществом.

Можно выделить 3 типа глобальных проблем:

1. Общемировые глобальные проблемы. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Это: проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны; установление нового международного порядка на принципах равноправия; развитие экономической интеграции.

2. Общепланетарные глобальные проблемы (проблемы ресурсов). Они связаны с регулированием отношений общества к природе. Это – экологическая проблема во всех проявлениях, демографическая, энергетическая, продовольственная, проблема использования космоса…

3. Общечеловеческие проблемы гуманитарного плана, связанные с демократизацией отношений общества и личности. Это – проблема ликвидации эксплуатации, нищеты, социального неравенства; проблемы здравоохранения и образования и качества жизни; гарантия прав человека.

Глобальные проблемы взаимозависимы: невозможно решение ни одной из них как самостоятельной, вне связи с другими. Так, невозможно решать экологические проблемы без решения общечеловеческих. Те же экологические проблемы затрудняют решение демографической, продовольственной проблем.

Наиболее острыми являются следующие проблемы:

1) неразумное использование полезных ископаемых порождает проблему поиска других источников энергии. Использование ядерной энергетики порождает другие проблемы;

2) возникла угроза глобального загрязнения окружающей среды: атмосферы, земли и особенно мирового океана;

3) необходимо преодолевать экологический кризис и его последствия;

4) по-прежнему остро стоит проблема предотвращения мировой войны. Запасы вооружений в мире не уменьшились, кроме того, некоторые державы, обладающие огромным запасом вооружений, пытаются говорить с мировым сообществом с позиции силы, провоцируя напряжённость в различных регионах;

5) огромной опасностью для человечества стал международный терроризм, являющийся следствием противоречивости развития современной цивилизации. Его опасность связана прежде всего с тем, что современный уровень технологического развития позволяет относительно небольшой антисоциальной группе получить вещества и материалы, способные уничтожить либо нанести непоправимый ущерб целым континентам;

6) всё большее значение приобретает демографическая проблема, распадающаяся на две составляющие: демографический взрыв в развивающихся странах и отрицательный уровень воспроизводства населения в высокоразвитых государствах. Бурный рост народонаселения порождает комплекс проблем: образования, питания, медицинского обслуживания и т.п. Проблема высокой рождаемости ставит, например, острые вопросы, связанные с необходимостью обеспечения людей в регионах с высокой рождаемостью питанием и питьевой водой. Что касается высокоразвитых стран, то отрицательный демографический баланс может привести к «старению нации». Это явление обычно ведёт к тому, что соотношение «работающие-пенсионеры» увеличивается в сторону последних, что становится причиной роста социальных расходов;

7) с демографической проблемой тесно связана проблема «Север-Юг». Она связана с необходимостью сокращения разрыва между уровнями экономического развития развитых и развивающихся стран;

8) характер эпидемии приобрела в современном обществе наркомания, порождаемая двумя противоположными причинами: духовным кризисом беднейших слоёв населения и итогом потребительского отношения к жизни;

Глобальные проблемы требуют для своего решения широких теоретических научных и философских исследований, коалиции всех социальных сил и общественных движений, громадных экономических ресурсов, приоритета общечеловеческих, а не национальных, интересов и ценностей.

Для исследования глобальных проблем создана международная организация ученых и общественных деятелей – Римский клуб, который публикует свои исследования в форме докладов. В последнее время научно-технические предложения стали дополняться социально-этическими, так как становится ясно, что для решения глобальных проблем необходимо изменение самого человека, его сознания, морали, образования. Глобальные проблемы ставят под угрозу само существование человечества, для их решения необходимо сотрудничество в мировом масштабе и использование научных, экономических, политических, нравственных возможностей человечества.

Пути решения глобальных проблем:

Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса человечества. Трудность их решения обусловлена двойственной сущностью этих проблем. Они одновременно являются и естественно-природными, и социальными по своему характеру. Разорвать все эти стороны глобальных проблем практически невозможно, и для их решения необходимо учитывать естественно-природные и социально-политические аспекты. В проектах решения глобальных проблем можно выделить такие позиции:

1) концепции, которые связывают решение глобальных проблем только с достижениями НТП;

2) концепции, которые полностью отрицают достижения НТП, выступая за остановку роста производства и прекращение деятельности по развитию науки, техники, освоению и преобразованию природы;

3) концепции, которые, не отрицая НТП, основной упор делают на изменение духовной жизни людей.

Прежде всего, следует перейти от потребительского подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природо-сберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь).

Однако ощутимый эффект эти меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Глобальные проблемы требуют соблюдения определенных нравственных норм, позволяющих соотнести возрастающие потребности человека с возможностями планеты их удовлетворить. Ряд учёных справедливо считают, что необходим переход всего земного сообщества от тупикового техногенно-потребительского к новому духовно-экологическому, или ноосферному типу цивилизационного существования.

Одна из наиболее популярных точек зрения решения данной проблемы – привить людям новые нравственно-этические ценности. Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

Итак, без соответствующих человеческих качеств, без ответственности каждого человека невозможно решение ни одной из глобальных проблем. Все проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна, лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества.

Подлинное решение глобальных проблем современности возможно лишь при условии тесной взаимосвязи процесса формирования ноосферы и практической реализации технологических решений по преодолению глобального кризиса. Огромное значение имеет развитие международного сотрудничества и осуществление международных исследовательских проектов.

ХХ век после окончания Второй мировой войны, наряду с другими его особенностями, характеризуется как период глобализма и глобализации. Проблемы глобализации стали достаточно популярной темой научных дискуссий, которые особенно активизировались в 90-е годы XX века и начале третьего тысячелетия.

В современной научной литературе используются понятия «глобализм» и «глобализация».

Глобализация в современном мире представляет собой род политики (геополитики), который осуществляется одной или группой стран, и направлен на распространение своего влияния (экономического, информационного, военного, финансового, культурного) – на весь мир.

Глобализм же представляет собой идеологию глобализации, то есть теоретическое обоснование и преломление через призму интересов одной или группы стран универсальности для всего мира своих ценностей, правил, норм.

Таким образом, глобализация – очень широкое понятие, позволяющее подводить под него различные, даже противоречивые социальные явления, лишь бы эти явления имели глобальные, т.е. мировые, масштабы.

Прежде всего, анализируя понятие глобализации, можно отметить то, с чем согласны все исследователи: это процесс, оказывающий серьёзное воздействие на развитие современной цивилизации. Если говорить о глобализации в отношении мирового сообщества, то она может рассматриваться как переход от мирового сообщества, состоящего из национальных государств, к образованию глобального мирового сообщества, в рамках которого «размываются» границы национальных государств и происходит образование «мегаобщества» или так называемой «мировой деревни».

Итак, глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.

Глобализация – это процесс всестороннего сближения различных стран и становления единой глобальной системы технологических, финансовых, экономических, хозяйственно-политических и культурных связей на основе новейших информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс ведёт к формированию единого экономического и информационного пространства, развитию общих стандартов качества жизни.

Экономическая глобализация предполагает свободное движение капиталов, зависимость национальных экономик от мирового финансового рынка и транснациональных корпораций, усиление роли международных организаций, таких, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т.д.

Воздействие глобализации на современную культуру проявляется в возрастании влияния универсальных феноменов культуры (Интернет, мода, спорт, наука и др.), в усиливающемся единообразии форм языкового общения, широком распространении единых стандартов досуга, образа жизни в целом.

Глобализации соответствует политика, которая служит определённым интересам. С одной стороны, она ослабляет государственный суверенитет, а с другой – выражается в росте влияния международных организаций. Глобализацию также можно рассматривать и как идеологию неолиберализма, которая способствует развитию демократии и свободы.

Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся в XX веке значением США в мире. Американский Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. Американская сеть быстрого питания McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Однако другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.

Некоторые исследователи трактуют глобализацию как модернизацию или вестернизацию. Этот последний тезис является одним из определяющих для характеристики процесса глобализации, и он явно декларируется как теоретиками глобализма (К. Поппер, Ж. Аттали, Ф. Фукуяма), так и его практиками (З. Бжезинский, Г. Киссинджер), а также умеренными критиками глобализма (С. Хантингтон).

Направленность и цели глобализма, наиболее явно и открыто, сформулированы в практических рекомендациях по осуществлению идей глобализма, т.е. в реализации их через глобализацию. Эти практические рекомендации в значительной мере разработаны З. Бжезинским. В своих многочисленных работах по геополитике З. Бжезинский обосновывает американский гегемонизм стремительным экономическим ростом США, чему, по его мнению, способствовала американская национальная культура. Это, по мнению Бжезинского, гегемония нового типа, которая отражает многие из черт, присущих американской демократической системе: она плюралистична, проницаема и гибка. Америка в настоящее время присвоила себе функции и роль арбитра для Евразии, причём нет ни одной крупной евразийской проблемы, решаемой без участия Америки или вразрез с интересами Америки. В течение нескольких ближайших десятилетий, по мнению теоретиков глобализма и глобализации, может быть создана реально функционирующая система глобального сотрудничества, построенная с учётом геополитической реальности, которая постепенно возьмет на себя роль международного «регента», способного нести груз ответственности за стабильность и мир во всем мире. Таким образом, геостратегический успех, достигнутый в этом деле, надлежащим образом узаконит роль Америки как первой, единственной и последней истинно мировой сверхдержавы».

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики и цели современного глобализма:

– разрушение традиционных, прежде всего национальных духовно-нравственных ценностей и внедрение иных, так называемых общечеловеческих ценностей в странах, которые, по мнению США, не являются демократическими;

– формирование надгосударственных, наднациональных центров власти, приоритет международного права над национальным;

– содействие возникновению межгосударственных, межрегиональных, межконфессиональных конфликтов; формирование деструктивных сектантских, сепаратистских и других организаций;

– размывание сложившихся нравственных норм, обычаев; поощрение и содействие развитию аморальных и асоциальных норм, ценностей, программ и моделей поведения, особенно в молодёжной среде;

– использование новых информационных технологий для нивелирования индивидуальности, неповторимости личности, ведущих к её обезличиванию, рассмотрение личности не в качестве субъекта, а лишь объекта различных социальных технологий.

Глобализация представляет собой довольно противоречивое явление. Она имеет не только позитивные, но и отрицательные последствия. Например, огромная концентрация богатства на одном полюсе (Север) и бедности на другом (Юг), что и приводит к обострению противоречий между странами. Реакцией на противоречивый характер глобализации является новое движение – антиглобализм. Чаще всего антиглобалисты осуждают разрушительные социально-экономические последствия глобализации и считают, что этот процесс должен быть связан с распространением принципов социальной справедливости. Антиглобалисты выдвигают такие требования: реформа существующей глобальной финансово-экономической системы, справедливое распределение доходов между странами и регионами, соблюдение норм международного права и защиты окружающей среды, сокращение внешнего долга для развивающихся стран.

Люди всегда стремились увидеть образы будущего. Поэтому пророки и предсказатели во все времена имели огромное общественное значение. С целью прогнозирования будущего возникли многие эзотерические учения, астрология, хиромантия. Развитие большей части физики также легко объяснить как попытку сделать объективные прогнозы о будущих событиях. Фантастика возникла как средство сверхдальнего прогноза с помощью художественного воображения.

Прогнозируемые варианты будущего включают как пессимистические картины будущего (экологическая катастрофа, третья мировая война, нанотехнологическая катастрофа), так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, и даже трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни.

Оптимистические сценарии будущего:

1. Многие известные марксисты в рамках своего видения развития цивилизации неоднократно постулировали наступление коммунизма как неизбежного социального будущего.

2. В научной фантастике сложился образ будущего, в котором существует межзвёздная человеческая цивилизация, иногда включенная в более сложную систему цивилизаций иных разумных рас.

3. Земная цивилизация осознает свой исторический выбор и встанет на вечный и бесконечный путь развития в свете новой парадигмы мировоззрения.

4. Искусственный интеллект или будет создан людьми, или самозародится в сети (эмержентная эволюция). Искусственный интеллект будущего будет иметь следующие преимущества над интеллектом человека: при управлении цивилизацией не будет сказываться «человеческий фактор» (у любого человека всегда есть недостатки, а также, возможно, непонимание приоритетов развития).

Пессимистические сценарии будущего:

1. В связи с развитием нанотехнологий получил в последнее время в прессе популярность сценарий «серая слизь», согласно которому вышедшие из-под контроля самореплицирующиеся нанороботы поглотят всю биомассу Земли. Однако такой сценарий маловероятен, если источник управления будет находиться рядом с этими роботами, то есть будут предприняты соответствующие меры предосторожности.

2. Согласно пессимистическому сценарию энергетического кризиса, энергии просто не хватит на поддержание нашей высокотехнологической цивилизации, и мир вернётся к доиндустриальному состоянию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.032 с.)