Лекция 2. Источники и факторы социальной динамики. Направленность и формы социальной динамики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Источники и факторы социальной динамики. Направленность и формы социальной динамики



Начало формы

С самого начала своего возникновения общество имеет не только постоянные характеристики, но и находится в состоянии изменений, в динамике. Социальная динамика характеризует многообразные изменения, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными элементами общества.

Содержательная характеристика социальной динамики предполагает выявление ее источников, факторов, субъектов, движущих сил, основных механизмов трансформации общества и направленности исторического процесса.

Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования системообразующих факторов социальной динамики.

Выделяют две группы факторов социальной динамики:

1) объективные – формируются независимо от сознания и воли как отдельных индивидов, так и сообществ людей; среди них выделяются:

- социально-экономические (включают в себя уровень развития экономики, ее характер, потребности, уровень развития науки и техники);

- природно-географические (включают в себя климат, ландшафт, наличие или отсутствие природных ресурсов, удаленность или близость к путям коммуникаций);

- демографические (включают в себя численность населения, плотность расселения, половозрастную структуру населения, соотношение городского и сельского населения);

2) субъективные – являются результатом сознательной деятельности людей и социальных групп. К ним принадлежат мировоззрение и сознание людей, их духовный мир, социальный опыт, менталитет, потребности, интересы, цели и ценности.

Разные представители социально-философской мысли по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. К.Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения, которые обуславливают различные виды деятельности и характер социальных связей. М. Вебер в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

Проблема источников социальной динамики состоит в выяснении вопросов: Почему возможна социальная динамика? Что в обществе определяет качественную смену его состояний?

В решении данной проблемы можно выделить три основных подхода в рамках социально-философской мысли:

1) Основным источником социальной динамики являются социальные противоречия. Ведущая роль в обществе принадлежит антагонистическим отношениям между субъектами истории, коренные интересы и цели которых в принципе несовместимы, и значит разрешение социальных противоречий возможно только в конфликтной форме, что приводит к изменениям в обществе. Наиболее отчетливо этот подход получил теоретическое выражение в марксизме, который объясняет сущность исторического процесса в смене общественно-экономических формаций, субъектами которых выступают противоположные друг другу «основные классы» (рабы – рабовладельцы, крестьяне – феодалы, пролетариат – буржуазия). Борьба между ними с объективной необходимостью ведет к социальной революции, означающей смену устоев общества, и к переходу к новой формации.

2) Основным источником социальной динамики являются консолидация и гармонизация общественных отношений. Ведущая роль в обществе принадлежит достижению ценностно-нормативного единства и приоритетности для всех субъектов общих целей, обеспечивающих стабильное и эффективное развитие общества в целом и каждого субъекта в отдельности. Такой подход типичен для ряда т.н. «солидаристских» социально-философских концепций. Для них характерна исходная установка на достижение консенсуса всех участников социального взаимодействия на основе общего ориентира (прежде всего материального процветания общества), что и составляет источник общественного развития. В 19 в. солидаризм получил развитие в концепциях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. В 20 в. наиболее ярким его выразителем стала школа структурного функционализма. Ее представитель Т. Парсонс абсолютизирует состояние гармонии между подсистемами общества и рассматривает любой конфликт как дисфункцию, т.е. нарушение стабильного существования общества.

3) Равными по значимости источниками социальной динамики являются как социальные противоречия, так и социальные компромиссы. Признается неизбежность конфликтов в обществе, но задача социального управления состоит в том, чтобы регулировать процесс их развития. Наиболее содержательно этот подход был разработан в рамках концепции социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Утверждается то, что любое общество содержит в себе противоречия; социальный конфликт квалифицируется как важнейшее звено социального взаимодействия, способствующее разрушению или укреплению социальных связей. Последнее обстоятельство зависит от типа общества. В «закрытых» обществах конфликты разделяют общество на враждебные группы и, разрешаясь путем насилия, ведут к разрушению сложившихся социальных связей. В «открытых» (плюралистических) обществах им дают выход, а социальные институты оберегают стабильность социальной системы. Ценность конфликтов в «открытом» обществе заключается в предотвращении возможности окостенения социальной системы и открытии возможности для нововведений, инноваций. Отслеживание и рациональная регуляция социальных противоречий и конфликтов частного социально-группового характера является условием контролируемой эволюции, сохраняющей стабильность социальной системы в целом.

Общество – это продукт деятельности людей. Поэтому возникает необходимость выяснить: кто осуществляют общественные изменения, являясь их движущими силами, и что движет людьми, каковы источники их действий.

Развитие общества осуществляется через взаимную деятельность различных социальных групп и общностей. Поэтому всякая деятельность людей как участников исторического процесса является движущей силой социальной динамики.

От понятия «движущие силы» следует отличать понятие «субъект социальной динамики». Субъектами социальной динамики становятся те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении. Формирование социального субъекта происходит в ходе развития истории.

Проблема определения субъектов социальной динамики является одной из наиболее дискуссионных в рамках социальной философии. Следует выделить три основных подхода к решению данной проблемы:

1) В качестве субъекта и главной движущей силы социальной динамики признается народ (народные массы). Данный подход представлен, прежде всего, в концепции марксизма. Понятие «народ» обозначает социальную общность, которая на конкретных этапах истории включает в себя социальные слои и группы, способные по своему реальному положению решать задачи прогрессивного развития общества. Аргументом в пользу этой позиции обычно является то, что именно народ, во-первых, выступает главной производительной силой, создающей все материальные блага, необходимые для существования общества; во-вторых, представляет реальную социально-политическую силу, преобразующую общество; и, в-третьих, формирует народную культуру, определяющую преемственность в развитии общества.

2)В качестве субъекта и главной движущей силы социальной динамики признается элита. Данный подход представлен в концепции элитаризма (элитизма), оформившейся в конце 19 – начале 20 вв. (представители: В. Парето, Г. Моска,Р. Михельс). Согласно этому подходу общество подразделяется на две неравные части: элиту и массу. Главный признак элиты – способность к сознательному и реальному влиянию на общественную жизнь, поэтому она выступает в роли субъекта исторического развития общества. Поскольку общество многообразно и в нем представлены различные сферы жизни, существуют такие виды элит, как политическая, экономическая, военная, культурная, религиозная и т.д. Неэлита (масса) может выступать в роли движущей силы, но не субъекта социальной динамики.

3) В качестве субъекта социальной динамики рассматриваются великие личности – вожди, правители, герои, лидеры. Данный подход преобладал в классической социальной философии 17 – первой половины 19 вв. Аргументом в пользу этой позиции обычно является то, что именно деяния великих личностей и принятые ими решения меняют ход истории и запечатлеваются в исторической памяти человечества. В рамках данного подхода великим личностям противопоставляется толпа, для которой характерны такие особенности, как восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, возникновение стадного инстинкта, бездумное следование за лидерами и т.д.

Направленность и формы социальной динамики.

Проблема социальной динамики тесно связана с вопросом о направленности социальных процессов. Для характеристики этой направленности в социальном познании используются понятия социального прогресса и социального регресса.

Социальный прогресс – направленность изменений, при которой осуществляется переход от более низкого уровня развития социальной системы к более высокому, при котором социальная система обладает более интегрированной структурой и более эффективными функциями.

Социальный регресс – направленность изменений, при которой осуществляется переход от более высокого уровня развития социальной системы к более низкому, при котором социальная система обладает менее интегрированной структурой и менее эффективными функциями.

В рамках различных социально-философских подходов проблема прогресса и регресса понимается по-разному. Можно выделить две противоположные концепции:

- социальный оптимизм;

- социальный пессимизм.

Социальный оптимизм является преобладающим направлением в социальной философии. Вместе с тем критерии социального прогресса понимаются по-разному различными направлениями, примыкающими к данной концепции. Можно выделить основные подходы к критериям общественного прогресса в социальной философии:

1) основной критерий социального прогресса – распространение христианских идей, рост христианской церкви (религиозная христианская философия);

2) основной критерий социального прогресса – распространение и внедрение рациональных знаний о мире (философия Просвещения 18 в.);

3) основной критерий социального прогресса – совершенствование духовных ценностей, определяемых развитием Абсолютной идеи (Мирового разума) (гегельянство);

4) основной критерий социального прогресса – усложнение и разделение различных видов человеческой деятельности (концепции О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма);

5) основной критерий социального прогресса – развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (марксизм, технократизм).

В современных социальных исследованиях преимущественно используется комплексный подход, фиксирующий два основных критерия социального прогресса:

- становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого;

- положение человека в обществе, уровень его свободы, счастья, степень его индивидуализации.

Представители социального пессимизма либо вовсе отвергают способность общества к поступательному развитию, либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций. Подобный подход проявляется в концепциях О. Шпенглера, А. Тойнби и др.

В философии постмодернизма подчеркивается, что понятия социального прогресса и регресса являются исключительно субъективными, а поэтому не могут использоваться для характеристики направленности социальных процессов.

Современные социальные исследования подчеркивают сложность и неоднозначность определения каких-либо социальных явлений с точки зрения прогресса и регресса. Одно и то же явление может содержать в себе и прогрессивные и регрессивные тенденции. Например, быстрое и широкое внедрение машинного производства в период промышленной революции может рассматриваться как прогрессивное явление с точки зрения развития производительных сил общества. В то же время сопутствующие этому социальные процессы (массовое разорение и пролетаризация мелких ремесленников, ускоренное социальное расслоение общества, ухудшение экологической обстановки в районах интенсивного промышленного производства) можно рассматривать как регрессивные с точки зрения благополучия значительной части людей в обществе.

Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция.

Социальная эволюция предусматривает постепенные количественные изменения, преимущественно необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях (экономика, политика, культура, социальные отношения). Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой процесс постепенного накопления новых элементов, свойств, функций, приводящих в конечном счете к изменению системы.

Эволюционные изменения могут носить двоякий характер:

1) Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы. В этом случае они приобретают характер социальных реформ – преобразований каких-либо сторон социальной системы в целях совершенствования ее структуры или функций без разрушения самих основ этой системы.

2) Эволюционные социальные изменения могут носить стихийный, неорганизованный характер (например, урбанизация, развитие товарно-денежных отношений, миграции).

Социальная революция в отличие от эволюции предусматривает:

- изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направленные на радикальное преобразование социальной системы (экономики, политической сферы, науки);

- изменения, неразрывно связанные с социальным кризисом, которые без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят;

- изменения, захватывающие основные структуры и функции социальной системы, а не второстепенные.

В процессе социальной динамики эволюционные и революционные процессы тесно между собой взаимосвязаны. Эволюционные процессы преобладают на протяжении исторического развития общества. Социальные революции происходят, как правило, тогда, когда господствующие социальные институты оказываются неспособными обеспечить эволюционное развитие общества. Сравнительный анализ социальной динамики разных регионов показывает, что нередко эволюционные и революционные процессы приводят к одним и тем же результатам; различие, прежде всего, состоит в скорости и темпе протекания процессов.

МОДУЛЬ 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.017 с.)