Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Проблема истины в философии
Начало формы Формулировка и осмысление этой проблемы возникает уже в античной философии. Еще Аристотель, анализируя знания с точки зрения их достоверности, приходит к выводу, что, во-первых, знания являются истинными только тогда, когда они соответствуют предметам и их признакам, существующим вне и независимо от сознания, а во-вторых, характеристика истинности относится не к предметам, а именно к знаниям об этих предметах. Это значит, что под истиной Аристотель понимал такие знания, которые содержательно соответствуют состоянию вещей. Эта идея и легла в основу классической концепции истины как соответствия знаний познаваемой действительности (Р.Декарт, Д.Локк, Г.Гегель). Эта концепция основывается на следующих положениях: - признание объекта, независимого от субъекта и состояний его сознания; - признание возможности выявить однозначное соответствие между знанием и действительностью; - наличие надежного критерия, с помощью которого можно установить это соответствие либо отсутствие его. Однако в процессе развития философии и науки были обнаружены неточности и противоречия этой концепции. Выяснилось, что: - реальность не дана, а задана человеку в зависимости от его культуры, уровня знаний, чувственного восприятия и абстрактного мышления; - соответствие знаний реальности не является простым и однозначным копированием реальности (это соответствие включает целый ряд соглашений); - некоторый критерий истины должен быть в свою очередь доказан на основе другого критерия и т.д. Преодоление этих недостатков классической концепции истины осуществлялось в двух направлениях: - совершенствование этой концепции посредством решения ее проблем; - разработка альтернативных концепций истины. Реализацией первого направления стали: 1) Диалектико-материалистическая концепция истины (марксизм), сущность которой заключается в следующих постулатах: - истина всегда носит объективный характер (включает в себя содержание, не зависящее от человека и человечества); - процесс познания – это процесс восхождения от истин относительных к абсолютной истине (от неполного и приблизительного до полного и исчерпывающего знания об объекте, все этапы имеют момент объективности, долгий процесс, а не одновременный акт);
- истина всегда конкретна (свойство истины, основанное на знании реальных связей и закономерностей объекта, учете условий, места, времени, в которых сформулированы истины); - единственным надежным и объективным критерием определения истины является практика. 2) Семантическая концепция (А. Тарский): любая формулировка истины должна отвечать двум требованиям: материальной адекватности (знание обозначает определенную ситуацию в реальности) и формальной непротиворечивости. Представители второго направления вместе с критикой классической версии истины предлагают альтернативные варианты решения проблемы: ¨ прагматическая концепция предлагает считать истинными только такие знания, которые являются полезными для человека и эффективными в качестве средства познания (Ч.Пирс, П.Бриджмен); ¨ конвенционалистская концепция рассматривает истину как результат соглашения между членами научного сообщества, которое определяется свободным выбором научно-методологического аппарата (К.Айдукевич, А.Пуанкаре); ¨ когерентная концепция предлагает интерпретацию истины как языкового феномена, отличающегося формально-логической непротиворечивостью и подтверждающегося в ходе эмпирической проверки (верификация) (Р.Карнап, О.Нейрат). Названные концепции можно рассматривать как в известной мере дополняющие друг друга, поскольку они фиксируют внимание на разных аспектах истинного знания. Проблема истины в неклассической философии корректируется пониманием того, что содержание истины зависит не только от объекта, но и от познавательной деятельности субъекта.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.004 с.) |