Лекция 1. Понятие познания. Проблема познаваемости мира в истории философии. Проблема субъекта и объекта познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Понятие познания. Проблема познаваемости мира в истории философии. Проблема субъекта и объекта познания.



Начало формы

С давних пор в философии сложился целый круг вопросов, относящихся к человеческому познанию: о сущности этого процесса, его условиях и закономерностях, о соотношении знания и познаваемого предмета и т.д. Данные вопросы рассматриваются в рамках гносеологии. Под гносеологией понимается раздел философии, в рамках которого осуществляется исследование проблемы познания. Гносеологию интересуют самые общие и необходимые признаки и закономерности познавательной деятельности – независимо от того, кем и в каких конкретных условиях она осуществляется. Задача ее состоит в том, чтобы дать предельно общее представление о познании, составить его целостную картину.

Можно выделить основные проблемы гносеологии:

- проблема познаваемости мира;

- проблема соотношения субъекта и объекта познания;

- проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания;

- проблема истины и ее критериев.

Таким образом, познание это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.

Вместе с тем можно выделить основные аспекты познания:

- Познание – это процесс приобретения человеком знаний о мире и о самом себе. При этом знания трактуются как верные сведения о реальности, в то время как ошибочные сведения считаются заблуждениями, а отсутствие достоверных знаний о чем-либо – незнанием. В этом смысле познание может быть рассмотрено как целенаправленный процесс движения от незнания к знанию, преодоления заблуждений, достижения все более полных и верных сведений о мире.

- Предпосылкой процесса познания является социально-культурное бытие человека и общества. Специфика бытия человека в мире обуславливает особенности человеческого познания.

Вместе с тем познание любой сферы бытия реализуется лишь потому, что сам человек имеет к этому определенные предпосылки и способности, данные ему от природы и развитые в долгом процессе биологической и социокультурной эволюции: органы чувств, мышление, творческая активность и т.д.

Познавательная деятельность человека зарождается на ранних стадиях становления человеческого общества. Первоначально познавательная деятельность была неотделима от практической (в силу этого она выступала как практическое или обыденное познание). Однако постепенно возникала потребность познания законов природы и общества, которые выходили за пределы практики и с помощью которых можно было объяснить природные и социальные явления для того, чтобы адаптироваться к миру, ориентироваться в нем и успешно его преобразовывать. На первоначальном этапе данная потребность могла быть удовлетворена только в мифологической, а затем религиозной форме. В ходе дальнейшего развития культуры практическое познание сохранилось и сохраняется, поскольку в деятельностном отношении человека к миру существуют такие области, в которых его практика должна руководствоваться теми знаниями, которые он добывает самостоятельно в своих практических связях с природой, другими людьми, с обществом.

В зависимости от характера знания, исторического и социокультурного контекста, в котором формируется то или иное знание, соответствующих средств и методов выделяются такие формы познания, как мифологическое, религиозное, художественное, философское. В последующем по мере накопления знаний в различных областях познавательная деятельность стала научно-теоретической, приобрела дифференцированный характер в зависимости от предмета познания.

В зависимости от ответа на фундаментальный вопрос о возможности познания мира, адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик изучаемого объекта выделяются:

- гносеологический оптимизм;

- гносеологический пессимизм.

В рамках гносеологического оптимизма признается принципиальная познаваемость мира, наличие у человека необходимых и достаточных для этого способностей и средств; утверждается, что полученные в процессе познания знания адекватно отображают свойства объектов внешнего мира. Такой позиции придерживается, например, классическая наука.

В рамках гносеологического пессимизма утверждается, что познавательные возможности человека так или иначе ограничены, что есть сферы, недоступные человеческому познанию. В рамках данного направления выделяют следующие течения:

- скептицизм – направление, выражающее сомнение в возможности достижения абсолютно достоверного знания (мир, скорее всего, не познаваем, чем познаваем);

- критицизм – направление, утверждающее, что познавательные возможности человека носят ограниченный характер; с целью контроля необходимо устанавливать границы или пределы познания, за рамками которых невозможно получение достоверных знаний;

- агностицизм – направление, согласно которому утверждается невозможность познания мира в его объективных характеристиках (мир, каким он является на самом деле, не познаваем).

Проблема субъекта и объекта познания.

Важнейшими компонентами познавательной деятельности являются субъект и объект познания.

Субъект познания – это наделенный сознанием и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания. Определяющую роль в формировании конкретного субъекта познания играет выработанная обществом культура.

Объект познания – это фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Иначе говоря, объектом познания является все то, что не принадлежит субъекту и противостоит ему в познании.

Познание, таким образом, выступает как особое отношение между субъектом и объектом. Познание, таким образом, выступает как особое отношение между субъектом и объектом. Каков характер этого отношения? В истории философии сложилось несколько подходов в трактовке взаимосвязи субъекта и объекта познания. В классической философии возникли два основных подхода по этому вопросу:

1. Объектно-натуралистический подход: главная роль отводится объекту познания, а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта.

Истоки данного подхода лежат в античной философии, но наиболее отчетливо он стал применяться в гносеологии Нового времени XVII-XVIII вв. Ее основные положения сводятся к следующему: Под субъектом познания понимается отдельный человек («гносеологический Робинзон»), который будучи природным существом, взаимодействует с объектами по чисто физическим законам; его роль сводится, главным образом, к созерцанию познаваемых предметов. И хотя им могут применяться и различные экспериментальные операции с ними, тем не менее и в этом случае субъект выступает преимущественно в роли наблюдателя, фиксирующего опытные данные. Объект познания активно воздействует на субъекта и вызывает в нем чувственные образы. Эти чувственные данные обрабатываются, анализируются субъектом с помощью разума – таким образом обнаруживается сущность вещи, законы ее бытия. Таким образом, наше знание имеет своим источником чувственно воспринимаемые объекты, а сам процесс есть «зеркальное» отражение объекта в сознании субъекта.

Главным недостатком этого подхода выступает игнорирование активной природы субъекта познания, созерцательность, неспособность объяснить происхождение общих понятий в системе знаний.

2. Субъектно-рефлексивный подход: субъект познания выступает как совокупность познавательных способностей, основывающихся на ощущениях, восприятиях, представлениях, то есть – на формах чувственного опыта. Эти способности являются не только средствами познания, но и условиями существования объекта, который, в соответствии с этой концепцией, есть совокупность ощущений.

Истоки этого подхода можно найти в философии Декарта, который обратил внимание на проблему достоверности познания и обоснования знаний, получаемых субъектом (поскольку непосредственный доступ человек имеет лишь в свою субъективность, поэтому наиболее простым и достоверным является познание субъективных состояний). Свою завершенную форму данный подход приобретает в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель). Кант пересматривает традиционное представление об отношении субъекта и объекта: субъект из созерцателя превращается в деятеля. Объект не противостоит субъекту, а является результатом его творческой активно-конструктивной деятельности, основанной на априорных формах организации познания; характеристика познаваемого объекта зависит от способов познания. Субъект же – это не биологический индивид и не эмпирически-психологическое сознание, а чистый разум, обусловленный априорными формами чувственности и рассудка, которые только и делают возможным сам процесс познания. В немецкой философии ХІХ в. указывается также на то, что субъект обладает социально-историческим статусом. Он формируется в процессе практической деятельности и является результатом культурно-исторического опыта. Гегель этот опыт понимал как историческое развитие Абсолютного духа.

Перечисленные концепции основаны на противопоставлении субъекта и объекта, а поиск условий и способов связи между ними предстает здесь главной проблемой.

В современной философии сформировался деятельностный подход. Его основные принципы:

- Субъект познания всегда социально обусловлен. Любой человек, познающий мир, является частью какой-либо социальной группы. Человек только тогда становится субъектом познания, когда он усваивает некоторые знания, а также нормы и ценности общества в процессе социализации.

- Познавательная деятельность субъекта направляется и организуется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, интересов, целей, ценностей, в рамках которых действует субъект.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.205.123 (0.009 с.)