Сущность звуковой культуры речи, ее значение, структурные компоненты звуковой культуры речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность звуковой культуры речи, ее значение, структурные компоненты звуковой культуры речи.



    звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

А.И. Максаков считает, что звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

    Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды - неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

    В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический:

1) акустический (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи;

2) артикуляционный (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата);

3) функциональный (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантов реализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функцию.

Компоненты звуковой культуры речи:

- речевой слух как предпосылка возникновения речи;

- речевое дыхание как условие для возникновения речепроизношения.

Речевое дыхание —это дыхание в процессе речи. Характеризуется правильным сочетанием вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз.

Речевой слух —это способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значение. Без речевого слух речевое общение невозможно.

 

 

27.Задачи и содержание работы по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ТНР

Звуковая культура речи понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую, орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию, т.е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.

Работу по формированию звуковой культуры речи нужно вести в следующих направлениях:

- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).

Задачи:

- научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.

- воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;

- различать звуки речи в словах;

- отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

- улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т.д.);

- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

- сравнивать свою речь с речью окружающих;

- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Содержание   работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.

На третьем году жизни у ребенка становятся более подвижными нижняя челюсть, мышцы языка, губ. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м,п,б,в,ф). Правильное и отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков.

Следует обращать внимание не только на правильное произношение ребенком звука, но и на четкое, внятное проговаривание слов в целом. Педагогу нужно подбирать такие слова, которые не представляют трудности для произношения: с открытым слогом (вода, вата) или односложные (дом, дым, кот).

Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать согласовывать слова.

На четвертом году жизни продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: губно-губные - м-п-б, губно-зубные - ф-в, переднеязычные - н-т-д, заднеязычные - к-г-х, с-з-ц.

Чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, это достигается, частности, правильной артикуляцией звука [а] и плотно смыкать губы (этому способствует четкое произношение звуков м, п, б).

В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению воспитателя. Важным условием является также речевая активность самих детей. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить слушать, воспринимать и понимать речь взрослого.

На пятом году воспитанию ЗКР уделяется самое серьезное внимание. Специальные занятия начинаются с показа и объяснения артикуляции звука: воспитатель фиксирует внимание детей на положении губ, зубов, языка и др. Дети уже способны выполнять упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями. («Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам»). Приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков (в идеале) становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать (дифференцировать) на слух и произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ж-з, с-ш, з-ж. Работа со звуками ведется более углубленно.

Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, т.к. добирая воздух, заканчивают длинное предложение на вдохе. Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале воспитатель напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого - индивидуально.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.009 с.)