Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с ТНР литературных произведений и их учет в процессе ознакомления с художественной литературой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с ТНР литературных произведений и их учет в процессе ознакомления с художественной литературой.



Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

· непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);

· понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

· влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда ребенок недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе:

1.Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

2.В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

3.В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

 

44. Задачи и содержание ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ТНР

Задачи:

1. воспитывать интерес к худ литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях худ литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

Критерии отбора произведений художественной литературы:

1. Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе.

2 .Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык.

3 .Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и речевым особенностям детей с ТНР. При отборе книг также учитываются особенности внимания, памяти, круг интересов детей, их жизненный опыт.

4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.

5. Конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

 

 

47. Методика художественного чтения и рассказывания детям дошкольного возраста с ТНР

Основные методы:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

Методика художественного чтения и рассказывания М. М. Кониной:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

- чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

- чтение в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

 -чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

- настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

- кукольный и теневой театр, фланелеграф;

- диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия:

- оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

- чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Объяснение незнакомых слов. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Этапы работы над произведением:

· В первом этапе происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям с ТНР правильное и яркое восприятие путем художественного слова.

· Во втором этапе проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

· В третьем этапе организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

     Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей с ТНР к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

     Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

48. Методика заучивания стихотворений

 

35. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и принципы его реализации

Звуковой аналитико–синтетический метод обучения грамоте ориентирован на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза.

Основные принципы аналитико-синтетического метода:

а) с точки зрения целей формирования личности:

· воспитывающий и развивающий характер обучения грамоте;

· опора на жизненный опыт дошкольников;

б) с психолого-лингвистической точки зрения:

· обучение грамоте опирается на живую речь;

· за основу аналитической и синтетической работы берется звук (буква

· вводится после знакомства со звуком);

· привлекается огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха;

· в качестве единицы чтения берется слог;

в) с организационной точки зрения:

· устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв;

· выделяются добукварный и букварный (основной) периоды обучения;

· письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним.

Отличительная особенность метода - введение большого объема звуковой работы, которая имеет многоаспектный характер и преобладает на всех этапах обучения.

На занятиях ведётся работа по ознакомлению детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; называние и подбор слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков предмета и так далее. В процессе обучения грамоте предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, отработку навыков словоизменения и словообразования, развитие связной речи.

приёмы:

1) разложение слова на звуки и выделение нужного звука; 2) нахождение слов с новым звуком; 3) слияние звуков в слове; 4) письмо элементов букв; 5) письмо новой буквы;

6) письмо слов с новой буквой; 7) чтение написанных слов;

В добукварный период происходит освоение деления речи на предложения и предложений на слова. Работа над речью и предложением приобретает по мере овладения детьми навыков чтения аналитико – синтетический характер. Уже в подготовительный период применяются графические модели слов, воспроизводящие их слоговую структуру: лиса – два прямоугольника, курица – три прямоугольника, жук – один прямоугольник.

Таким образом, всю работу по обучению письму и чтению пронизывают два процесса: звуковой анализ, т. е. разложение слов на слоги и звуки, и синтез, т. е. соединение звуков в слоги, слогов в слова, составление слов из букв разрезной азбуки. Ребенок должен усвоить звуко-слоговое строение слов речи и обозначение звуков буквами.

 

 

36. Понятие о готовности к обучению грамоте

Понятие готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как:

- общая и мелкая моторика, - координация движений, - пространственно-временные представления, - чувство ритма, - зрительно-пространственные представления, - сформированность фонематической системы.

Несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение дошкольников к обучению грамоте.

Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к обучению. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе таких игр у детей улучшается внимание, слухо-зрительно-моторная память.

Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают в себя не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения.

Еще одним компонентом готовности к обучению грамоте является чувство ритма. По определению И.Н. Садовниковой, чувство ритма – это способность, проявляющаяся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда.

Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Фонематическая система представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В нашем языке такими признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость, способ образования, участие небной занавески.

Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:

· фонематическое восприятие; фонематическое представление;

· фонематический анализ и синтез.

Недоразвитие одного из этих компонентов ведет к трудностям усвоения звуков речи, а также к затруднениям при овладении грамотой.

Координация движений является еще одной составляющей готовности к обучению грамоте. Это согласованная работа всех мышц тела, в результате чего движения становятся размеренными, пластичными, экономичными и при этом незаметно, что отдельные мышцы (антогонистические) действуют противоположно.

Таким образом, успешное обучение ребенка грамоте может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и предполагает формирование у детей умственных, нравственных и физических качеств.

 

38. Основные задачи подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР

Цел ь– развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей дошкольников. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения.

Основные задачи:

· развитие фонематического слуха;

· формирование ориентировки в языковой системе;

· уточнение и закрепление правильного произношения звуков;

· формирование интереса к учебной деятельности;

· расширение словарного запаса; отработка навыков словоизменения и словообразования; развитие связной речи;

· формирование умения осуществлять и координировать движения пальцев рук в процессе письма.

В процессе подготовки к обучению грамоте дети учатся:

ü различать гласные и согласные звуки;

ü делить предложение на слова, слова на слоги, слоги на звуки;

ü объединять слоги и звуки в слова;

ü определять позицию и последовательность звуков в слове.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.04 с.)