Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный подход к понятию мыследеятельности
В последнее десятилетие теоретические проблемы различных аспектов деятельности привлекают особое внимание представителей бизнеса в самых разных его областях. Обусловлено это, в частности, тем, что именно деятельностный подход ориентирован на анализ работы современных организаций с позиций их развития и координации работы их функциональных подразделений. Деятельностный подход ориентирован на качественное обеспечение организационного развития и предлагает определенный инструментарий, основанный на специализированных способах построения совместной работы представителей функциональных подразделений организации. Следует в этой связи особо отметить исследования под руководством В.В. Рубцова, В.К. Мульдарова и его коллег (И.И. Баннов, В.К. Мульдаров и др., 2002), результаты которых положены в основу этой лекции. Большой вклад в разработку теории деятельности был внесен Г.П. Щедровицким и его последователями при создании системного подхода и понятия мыследеятельности. Идеи, заложенные в работах методологов этой школы (О.И. Генисаретский, Ю.В. Громыко, В.Я. Дубровский, Н.С. Пантина и др.), во многом расходятся с традиционным пониманием деятельности как атрибута отдельного человека. С их позиций, человек должен включиться в систему человеческой деятельности, т.е. овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. Сами люди оказываются включенными в деятельность в качестве либо материала, либо элементов наряду с машинами, вещами, знаками, социальными организациями и т. п. Таким образом, система человеческой социальной деятельности является полиструктурной, т. е. состоит из многих как бы наложенных друг на друга структур, а каждая из них, в свою очередь, - из многих частных структур, находящихся в иерархических отношениях друг с другом. При этом, как отмечает Г.П. Щедровицкий (1991), "то, что мы называем "деятельностью", выступает, с одной стороны, как предельно широкая, по сути дела универсальная, конструктивная или оперативная система, из единиц которой можно строить модели любых социальных явлений и процессов, а с другой стороны (при соответствующей интерпретации) - как "субстанция" особого типа, подчиняющаяся специфическим естественным законам функционирования и развития".
Г.П. Щедровицкий выделяет два основных типа деятельности. С его точки зрения, можно, например, в качестве единицы деятельности представить весь социальный организм: такое социологическое рассмотрение деятельности он считает исходным в ее теории, оно дает раздел так называемой массовой деятельности. Но аналогично можно взять в качестве единицы ту деятельность, посредством которой решаются отдельные частные задачи: в этом случае деятельность берется как бы в другом повороте и на другом уровне увеличения и именуется частной деятельностью. Более того, в рамках работы организаций деятельность понимается в первую очередь именно как процесс освоения определенного рода инструментария и технологий, которые используются как отдельным функциональным подразделением организации, так и организацией в целом. Деятельностный подход к работе организации интересен тем, что он принципиально по-новому показывает, каким образом организация в своей работе может ориентироваться на способы построения взаимодействия в совместной работе. Поэтому деятельность в работе организаций имеет значение как определенная технология обеспечения их развития. В этой связи необходимо отметить работы социально-генетической психологии, проведенные В.В. Рубцовым (2002) применительно к обучению детей. В своей обобщенной форме результаты этих исследований обеспечивают построения различных форм взаимодействия внутри организации (т.е. ее функциональных подразделений) и форм взаимодействия организации и ее клиентов. В.В.Рубцов рассматривает кооперацию действий участников совместной деятельности как форму происхождения новой психической функции. В условиях кооперации деятельность, первоначально разделенная между ее участниками, выступает как исходное основание, из которого вырастают формы индивидуальной активности человека. В рамках этого подхода на основании исследовательского материала сформулированы принципиально важные выводы о генезисе внутренних, психологических структур: 1. Кооперация и координация предметных действий составляют основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности. Относительно работы организации это положение означает, что в зависимости от формы построения совместной работы различных функциональных подразделений организации создаются разные по своим характеристикам и свойствам модели и прототипы продуктов организационной деятельности.
2. Основой для выделения и дальнейшего усвоения ребенком содержания интеллектуальной структуры является выполнение особого действия по замещению предметных преобразований (перераспределение деятельности). Выполняя это действие, ребенок обращается к основаниям организации самой совместной деятельности, раскрывает всеобщий характер того или иного предметного преобразования (общий для всех участников совместной работы) (В.В. Рубцов, 2002). Относительно работы организации это положение означает, что эффективная и рентабельная организационная работа и взаимодействие различных функциональных организационных подразделений должны в обязательном порядке включать замещение функциональных позиций участников организационной работы. Замещение функциональных позиций становится для организации основным инструментом выявления своих функциональных возможностей и ограничений. Именно эти положения в дальнейшем используются нами при построении процессов разработки новых продуктов, при проектировании организационных стратегий и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.004 с.) |