Тема 4: «работа воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста с тнр на занятиях» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4: «работа воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста с тнр на занятиях»



Задание 1. Игры и упражнения по развитию компонентов звуковой культуры речи, используемые воспитателем в процессе проведения занятий.

Закрепление навыков правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова

«Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

 

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

 

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

 

Формирование фонематического слуха

Красный — белый.

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Игровой материал.

По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры.

Воспитатель предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

Где звук?

Цель: Нахождение места звука в слове.

Игровой материал.

Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры.

Воспитатель называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе педагога или раздать каждому ребёнку фишки.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.

Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

 

Кто больше?

Цель:

Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Игровой материал.

Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.

Описание игры.

Воспитатель показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растет на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.

 

Формирование речевого дыхания

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

«Цветочек»

Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).

«Одуванчик» (проводится на свежем воздухе).

Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.

«Узнай по запаху»

Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.

«Свеча» («Задуй свечу»)

Сделать вдох.

По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло.

По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.

Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, логопед гасит лампу),

макет дома с «включенным светом в окнах» (дети дуют - «свет гаснет»).

«Костер»

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

«Чей пароход (паровоз) дольше гудит?»

Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.н.).

Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька.

Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

«Не разбуди игрушку»

Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырехдольном размере.

На первую-вторую доли - два коротких шага и вдох носом,

на третью-четвертую доли - остановка и долгий выдох.

 

Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению.

Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4 раза):

а - э, о - у, и - ы, э - и (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза):

а-э~о,о-у-и,о-у-а, о-э-ы, а-у-о (шепотом, голосом).

4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза):

а-э~о-у,а-о-у-э,о-у~а-и,а-о~у-э (шепотом, голосом).

5. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

7. Произношение гласных в звукоподражаниях

музыкальным инструментам -труба гудит: у-у-у-у-у;

предметам - кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у;

животным - медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у;

явлениям природы ~ ветер (вьюга) воет: у-у-у;

людям - девочка плачет: а-а-а.

«Эхо»

Детей распределяют на две группы.

Первая группа вместе с воспитателем громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи).

Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их.

Затем группы меняются ролями.

«Вьюга»

10. Перед детьми - сюжетная картина «Вьюга».

По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у.

По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У.

По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки:

горизонтальное движение - дети говорят тихо,

руки вверх - усиление голоса,

руки вниз - уменьшение силы голоса.

 

Формирование темпа речи и качества голоса

Упражнение 1.

Ребенок произносит ряд гласных:

· на одном выдохе, при этом плавно;

· громко (тише, совсем тихо);

· чередуя громкость в пределах одного ряда;

· со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);

· быстро (медленно).

А – И                               А – И – О                           У – А – И – О

А – У                               У – А – И                           Э –У – А – И 

      И – О                               И – О – Ы                           А – И – О – Ы

 Ы – А                              Э – У – А                             И – Э – У – А

 У – Э                               А – Ы – О                            У – А –Ы –О

А – О                               И – Ы – Э                            О – И – Ы – Э

       О – У                               О –У – А                              Э – О – У –А

Формирование интонационной выразительности речи

«Дождь идет»

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

 

 

чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:

- Заяц белый,

- Куда бегал?

- В лес зеленый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Кисонька-мурысонька,

- Где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

-Что там делала?

- Муку молола.

 

«Чей домик?»

 - отработка вопросительной интонации, дикции, голоса.

Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

 

«Угадай, кто пришел»

 выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи.

Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь - «толстым» голосом).

«Оркестр»

- отработка голоса и ритма.

Трубачи: ру - ру - ру - грубый голос, скрипачи: ри - ри - ри - более тонкий голос, ударники: ра - ра - ра - отрывистый ритм.

 

Задание 2. ПРИЛОЖЕНИ 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.018 с.)