Тема 1: теоретические основы обучения игре детей дошкольного возраста с тнр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: теоретические основы обучения игре детей дошкольного возраста с тнр



Тема 1: Теоретические основы обучения игре детей дошкольного возраста с ТНР

Задание 1. Рекомендации родителям на тему «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с ТНР в домашних условиях»

1. Создайте для своего ребенка предметно-игровую среду с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Организуйте для него место для игр.

2. Обучайте ребенка игровым действиям (показывайте порядок игровых действий);

3. Развивайте речевую активность детей. Много разговаривайте со своим ребенком, всячески побуждайте ребёнка обращаться к Вам с вопросами по поводу той или иной игрушки. Никогда не игнорируйте своего ребенка!

4. Следите за тем, как ребенок понимает речь взрослого.

5. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним. Играя,  обязательно сопровождайте свои действия речью. При этом важно сразу передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а взрослый сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка;

6. Не отвлекайтесь на посторонние вещи во время игры. Важно проиграть весь сюжет до конца.

7. В процессе игры со своим ребенком будьте всегда искренни и эмоциональны.

8.

 Ваш ребенок будет рад минутам, подаренным ему Вами в игре. Доставьте радость своему ребенку—поиграйте вместе!

 

 

Задание 2. Различные игры для проведения с детьми дошкольного возраста с ТНР одной возрастной группы на протяжении дня.

Лексическая тема: «Наши мамы»

Год обучения: третий год обучения

Дидактическая игра: «Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык

образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей.

Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

 

 

Подвижная игра «Наседка и цыплята»

--Давайте вспомним, как наша курочка говорит? Ко-ко-ко

--Я наседка надеваю на себя шапочку «курочка». Вы мои цыплята. Цыплята бегают мелками шашками за наседкой за моей спиной. Присели, клюем травку. Большая птица. Все цыплятки прячутся за моей спиной наседки. Прячемся, прячемся, а то поймает. Все цыплята спрятались, ни кого большая птица не поймала. Улетела большая птица, пошли снова гулять гуляем мелками шажками (10-15). Большая птица…. Никого Большая птица не поймала. Все спрятались за наседку. Все цыплятки молодцы!

Игра проводится 3-4 раза

 

Речевые игры

«Скажи, какая?»

Твоя мама какая? (ласковая, хорошая, любимая, добрая, красивая…)

 

«Что делает мама?»

Ребенку предлагается ряд картинок. Он должен сказать, что делает мама.

Мама моет посуду.

Мама готовит обед.

Мама гладит одежду.

Мама стирает одежду.

Мама убирает в доме.

 

Задание 3. Анализ просмотренных игр

«Попугайчики», «Светофорик», «Назови одинаковый звук в словах», «Цепочка»

 

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности

Даны четкие инструкции перед началом каждой игры

2. Вид игр, их роль и место в коррекционно-педагогической работе

Дидактические, словесные; формирование речевой активности

3. Возраст ребенка

Старший дошкольный

4. Использование в образовательной области

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

5. Задачи игры, коррекционная и воспитательная направленность

развитие фонематического восприятия и слух, слоговой структуры речи, развитие способности звукоподражания, развитие слухового внимания, памяти; формирование чувства ритма.

6. Игровой материал

Картинка с изображением банана, карточки красного и зеленого цветов

7. Игровые действия

Подними светофорик, повтори

8. Отношение детей к различным видам игр.

Девочка выполняла все предложенные ей игры, как мне показалось, не с особым интересом.

9.     Состояние игровых навыков и умений.

Ребенок довольно хорошо владел инструкциями к игре, практически все задания были выполнены правильно.

10. Окончание игры

Каждая игры завершалась резким переходом к другой игре.

 

Игра на дифференциацию с-ш

 

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности

Перед началом игры инструкция была нечеткая, речь педагога немного невнятная.

2. Вид игр, их роль и место в коррекционно-педагогической работе

Дидактическая, словесная; формирование речевой активности

3. Возраст ребенка

Старший дошкольный

4. Использование в образовательной области

Обучение грамоте, формирование произносительной стороны речи

5. Задачи игры, коррекционная и воспитательная направленность

Закрепление артикуляции, научить ребенка различать данные звуки; формировать фонематический слух

6. Игровой материал

Ладошки ребенка

7. Игровые действия

Поймать звук ручкой (правой, левой)

8. Отношение детей к различным видам игр.

Мальчик старательно выполнял предложенное ему задание. Однако в силу несформированности его общей моторики ему это не очень удалось.

9. Состояние игровых навыков и умений.

Сформированы слабо

10. Окончание игры

Игра завершилась словесным поощрением ребенка

 

Задание 1-3. Игры с правилами для проведения с детьми дошкольного возраста с ТНР на протяжении дня

 

 

Задание 1. Использование физминуток в коррекционно-педагогической работе.

А) Упражнения без речевого сопровождения   

1. Упражнения на релаксацию

с сосредоточением на дыхании

 

“Ленивая кошечка”

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

 

“Задуй свечу”

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

 

Упражнения на расслабление мышц лица

“Озорные щечки”

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

 

“Рот на замочке”

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет,

не скажу его вам,

нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться,

ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю,

А секрет себе оставлю.

 

 

Упражнения на расслабление мышц шеи

“Любопытная Варвара”

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
(Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:)
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:)
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

 

Упражнение на расслабление мышц рук

“Лимон”

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.


Выполнить это же упражнение левой рукой

 

Упражнения на расслабление мышц ног

“Палуба”

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

 

Упражнение на расслабление всего организма

“Птички”

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

 

2. Упражнения с элементами психогимнастики

«Ракушка»

В море мы нашли ракушку.

Складываем ладони лодочкой.

Мы её приложим к ушку,

(Прикладываем ладонь к правому уху, голову наклоняем к правому плечу.)

И суровою зимой

(Прикладываем ладонь к левому уху)

Будем слушать мы прибой.

Наклоняем голову к левому плечу.

Упражнение снимает напряжение с мышц плеч и шеи, а так же повышает уровень психической активности.

«Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст:

Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки),

 А котёнок ей мешал: Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

(«Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).

 

Б)Упражнения с речевым сопровождением

Речевые игры фонетической направленности

«Эхо»


Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

 

Игра «Найди картинку»

Направлена на нахождение графических изображений, в названии которых присутствует изучаемый звук. Наглядным материалом могут быть любые предметные картинки: изображения предметов мебели, игрушек, овощей, фруктов и т.д. Ребенку предлагается найти картинку, в названии которой есть отрабатываемый звук. Например, вы выложили перед ребенком изображения стола, стула, кровати, шкафа. После чего предлагаете ему найти звук С в названии предметов мебели.

Игра «Будь внимателен!»

Направлена на вычленение слов, в которых есть звук, требуемый отработки. Ребенку предлагается подавать сигнальный знак, например, хлопать в ладоши, нанизывать кольца пирамидки или бусинки, когда он услышит в слове звук, над которым ведется логопедическая работа.

 

Речевые игры лексико-грамматической направленности

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы.

 

«Чудесный мешочек"

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

 

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

 

Задание 2. Игры и упражнения, направленные на реализацию коррекционных задач в процессе проведения занятий по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста с ТНР.

 

Упражнения на расслабление после интенсивной физической нагрузки, между частями занятия, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия

При использовании релаксации на физкультурных занятиях стоит придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления.

1 этап. Принять правильное положение.

Детям предлагается удобно лечь на спортивные коврики, руки вытянуть вдоль туловища, ноги положить прямо, расслабиться, глаза желательно закрыть.

Сопровождение: ложитесь поудобнее, прикройте глаза, дышите ровно и свободно

2 этап. Почувствовать свое тело

Детям предлагается последовательно мысленно «осмотреть свое тело»

Сопровождение: ваши ручки отдыхают, положите их ровно, вытяните и расслабьте ножки, дышите спокойно, прислушайтесь к своему дыханию, звукам вокруг вас, ваше тело отдыхает, расслабляется.

3 этап. Получить удовольствие от состояния покоя.

Детям дается возможность почувствовать приятное тепло, комфорт, удовольствие, покой расслабленного тела.

Сопровождение: дышите свободно, слушайте, что я вам расскажу.

Основой используемых упражнений является мышечная релаксация по представлению. Эффект усиливается сопровождением приятной, спокойной музыки.

Лимон

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой

руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

- Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

 

Птички

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке

 

«Улыбка маме»

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

 

Подвижные игры с рифмованным текстом

 

Игра «Цапли и лягушки»

Цель. Совершенствовать навыки прыжков на корточках, быстрого бега.

Воспитывать внимание, сообразительность, умение быстро действовать по сигналу.

Ход игры

Детей разделяют на две одинаковые подгруппы, одна из которых становится «лягушками», а другая - «цаплями».

Во время слов воспитателя:

Лягушки-квакушки по берегу прыгают,

Мошек и комариков на обед собирают.

«Лягушки» прыгают вприсядку по всему коврику.

Воспитатель продолжает:

Прилетели цапли с длинными клювами,

Смотрите, лягушки, будет беда с вами!

На эти слова «цапли» бегают по залу, пытаясь поймать «лягушек».

Указания к игре: при повторении игры дети меняются ролями, побеждает та команда, которая поймает больше «лягушек». Пойманных лягушек отводят на другую сторону зала.

 

Игра «Еж и мыши»

Задача: бег с ловлей. Воспитание сообразительности, внимания, быстрой ориентации в пространстве, ловкости.

Ход игры

Все дети становятся в круг и берутся за руки. Из детей выбирают ежа и мышку. Мышка становится посередине круга, еж вне круга. Воспитатель вместе с детьми, ходя по кругу, говорит:

Ёжик носит не футболки,

Не рубашки, а иголки!

Мышку хочет он поймать,

Чтобы ей позавтракать.

Затем дети останавливаются, поднимают вверх руки, образуя ворота и говорят:

Мышка, Мышка, не зевай,

А скорее убегай!

После слов «убегай» мышка выбегает из норки, а еж начинает ее ловить. Игра заканчивается, если еж поймает мышь. При повторении игры воспитатель выбирает другого ежа и мышку.

Правила игры: Еж начинает ловить мышку на слово «убегай»

Указания к игре: Когда мышка устает бегать, воспитатель говорит: «норку закрываем». Тогда дети приседают, опуская сцепленные руки и игра заканчивается.

 

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

Упр.1

Встать прямо. Наклониться как можно ниже, руки висят почти касаясь пола. Качать головой 10 раз из стороны в сторону и вперед – назад.

Упр.2

Стоя, ладони сжать в кулаки, руки согнуть в локтях, раскачиваться вправо и влево 15-18 раз, стараясь соблюдать ритмичность дыхания.

Упр.3

Стоя, слегка согнув руки в локтях, ноги в бедрах и коленях, спина и шея прямые, Делать повороты вправо и влево, не отрывая стоп от пола. Следить, чтобы двигались все суставы, поясница, шея.

 

Упражнения для укрепления мышц спины и живота, улучшения осанки, укрепления плечевого пояса

«Качалочка»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!

И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

«Цапля»

Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

«Морская звезда»

Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

«Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей.

И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить: «Ах, ладошки, вы, ладошки! За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

 

Дыхательные упражнения

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

 

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

 

Часики

 

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

Повторить до 10 раз.

Паровозик

 

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».

Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить

«ту-тууу».

Продолжительность – до 30 секунд.

 

Пальчиковая гимнастика

«Грибы»

Топ – топ – пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы – сделали туесочек,
Мухомор красный – гриб опасный. большие пальцы – ручка.
А второй – лисичка, Загибают по одному пальцу на обеих
Рыжая косичка. руках на каждое название гриба,
Третий гриб – волнушка, начиная с мизинцев.
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!

«Здравствуй, ягода».

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягода лесная!

Ты поспела и вкусна

Мы лукошко несем

Всю тебя мы соберем.

Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.

 

Задание 1. Игры и упражнения по развитию компонентов звуковой культуры речи, используемые воспитателем в процессе проведения занятий.

Закрепление навыков правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова

«Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

 

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

 

Формирование фонематического слуха

Красный — белый.

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Игровой материал.

По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры.

Воспитатель предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

Где звук?

Цель: Нахождение места звука в слове.

Игровой материал.

Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры.

Воспитатель называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе педагога или раздать каждому ребёнку фишки.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.

Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

 

Кто больше?

Цель:

Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Игровой материал.

Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.

Описание игры.

Воспитатель показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растет на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.

 

Формирование речевого дыхания

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

«Цветочек»

Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).

«Одуванчик» (проводится на свежем воздухе).

Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.

«Узнай по запаху»

Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.

«Свеча» («Задуй свечу»)

Сделать вдох.

По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло.

По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.

Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, логопед гасит лампу),

макет дома с «включенным светом в окнах» (дети дуют - «свет гаснет»).

«Костер»

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

«Чей пароход (паровоз) дольше гудит?»

Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.н.).

Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька.

Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

«Не разбуди игрушку»

Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырехдольном размере.

На первую-вторую доли - два коротких шага и вдох носом,

на третью-четвертую доли - остановка и долгий выдох.

 

Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению.

Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4 раза):

а - э, о - у, и - ы, э - и (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза):

а-э~о,о-у-и,о-у-а, о-э-ы, а-у-о (шепотом, голосом).

4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза):

а-э~о-у,а-о-у-э,о-у~а-и,а-о~у-э (шепотом, голосом).

5. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

7. Произношение гласных в звукоподражаниях

музыкальным инструментам -труба гудит: у-у-у-у-у;

предметам - кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у;

животным - медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у;

явлениям природы ~ ветер (вьюга) воет: у-у-у;

людям - девочка плачет: а-а-а.

«Эхо»

Детей распределяют на две группы.

Первая группа вместе с воспитателем громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи).

Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их.

Затем группы меняются ролями.

«Вьюга»

10. Перед детьми - сюжетная картина «Вьюга».

По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у.

По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У.

По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки:

горизонтальное движение - дети говорят тихо,

руки вверх - усиление голоса,

руки вниз - уменьшение силы голоса.

 

Формирование темпа речи и качества голоса

Упражнение 1.

Ребенок произносит ряд гласных:

· на одном выдохе, при этом плавно;

· громко (тише, совсем тихо);

· чередуя громкость в пределах одного ряда;

· со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);

· быстро (медленно).

А – И                               А – И – О                           У – А – И – О

А – У                               У – А – И                           Э –У – А – И 

      И – О                               И – О – Ы                           А – И – О – Ы

 Ы – А                              Э – У – А                             И – Э – У – А

 У – Э                               А – Ы – О                            У – А –Ы –О

А – О                               И – Ы – Э                            О – И – Ы – Э

       О – У                               О –У – А                              Э – О – У –А

Формирование интонационной выразительности речи

«Дождь идет»

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

 

 

чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:

- Заяц белый,

- Куда бегал?

- В лес зеленый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Кисонька-мурысонька,

- Где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

-Что там делала?

- Муку молола.

 

«Чей домик?»

 - отработка вопросительной интонации, дикции, голоса.

Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

 

«Угадай, кто пришел»

 выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи.

Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь - «толстым» голосом).

«Оркестр»

- отработка голоса и ритма.

Трубачи: ру - ру - ру - грубый голос, скрипачи: ри - ри - ри - более тонкий голос, ударники: ра - ра - ра - отрывистый ритм.

 

Задание 2. ПРИЛОЖЕНИ 1

 

Задание 1. Игры и упражнения, направленные на обогащение, активизацию, уточнения словаря

«Ребенок и общество»

 

Кто чем занимается?

Цель: активизировать словарь детей по теме «Профессии»

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается.


Повар… (варит еду),

врач… (лечит людей),

 учитель… (учит детей),

строитель… (строит дома),

 художник… (рисует картины),

пианист…(играет на пианино),

 писатель…(пишет книги),

портниха…(шьет одежду),

прачка…(стирает одежду),

уборщица…(моет полы),

продавец…(продает товар),

фотограф…(фотографирует людей),

воспитательница…(воспитывает детей),

 ткачиха…(ткет ткани),

машинист…(ведет поезд),

 контролер…(проверяет билеты),

 машинистка…(печатает на машинке)


Кто подберет больше слов?

Цель: активизировать словарный запас существительных по темам «Одежда. Головные уборы»

Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предмета или картинки.

--Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, юбку, берет, кепку, штаны и т.д.)

--Что можно связать? (шапку, варежки, шарф, свитер, носки и т.д.)

--Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шапку, штаны и т.д.)

--Что можно завязать? (шарф, завязки у шапочки, шнурки у ботинок, платок, косынку и т.д.)

--Что можно обуть? (сапоги, кроссовки, тапки, туфли и т.д.)

 

Речевая подвижная игра:

Называем мы слова: Нос, живот, коленки, пятки,

Лоб, затылок, голова, Губы, бедра и лопатки…

Шея, плечи, пальцы, ногти, Части тела изучаем,

Кулаки, ладошки, локти, Части тела называем.

«Ребенок и природа»

«Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры:

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

«Узнайте животного по описанию»

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

Угадай - ка

Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить словарь детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

 

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.352 с.)