Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы территориально-государственного устройства
Форма государственного устройства дает представление о политико-территориальном устройстве государства, статусе его территориальных единиц и характере взаимоотношений региональных (местных) властей с органами верховной власти. Она представляет собой территориальную организацию власти, отражающую характер взаимодействия государства как целого с составными его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами. В юридической науке разновидностями форм государственного устройства принято считать унитарное государство и федерацию. Часто упоминают также конфедерацию, которую лишь условно можно назвать государством. Унитаризм свойственен государству в классическом его понимании и характеризуется наличием единой иерархически выстроенной системы органов государственной власти, при которой административно-территориальные единицы не наделены признаками государственности. Унитарная форма политико-территориального устройства характерна в основном для небольших по площади и моноэтнических государств (например, Белоруссия, Польша, Венгрия). Между тем в ряде унитарных государств (Италия, Украина и некоторые другие) имеются административно-территориальные единицы с особым статусом, которые наделены большей национально-культурной автономией в сравнении с другими, что не меняет в целом характера унитарного государства. Федерация представляет собой децентрализованное государство, в котором субъекты федерации наделены значительной степенью государственности и собственными полномочиями. Федерациями являются в основном большие по площади государства с многонациональным составом населения (Россия, США, Канада и пр.). Главные причины появления федеративных государств - необходимость достижения согласия между субъектами такой федерации, соблюдение интересов коренных народов и экономически эффективное управление территориями государства. Таким образом, в основу федеративной организации государственной власти положены национально-культурный и экономический принципы. Федеративная система Российской Федерации сочетает в себе оба этих принципа. Национально-культурный принцип положен преимущественно в основу существования республик в составе России, а экономический - областей, краев.
Унитаризм является наиболее простой и распространенной формой территориально-политической организации государства (Польша, Франция, Великобритания, Испания и др.). Для унитарного государства характерны единые (для всей страны) высшие органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные). Основной структурной единицей являются административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом. На территории государства действует единая система законодательства, одноканальная система налогов, единое гражданство. Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное. В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности. Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др. Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия. Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций. Федерация – это единое союзное государство, субъекты которого строят свои взаимоотношения с центром на основе разделения предметов ведения. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д. В федеративном государстве существует одна неразделимая суверенная власть. Наличие в федерации отдельных государственных образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями. В противном случае суверенное государство превратилось бы в союз отдельных государств, имеющих возможность отделиться (выйти из состава федерации) в одностороннем порядке.
Для федерации типично наличие двух уровней в системе органов государственной власти - самой федерации, и ее субъектов, а также конституционно закрепленное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (штатами, кантонами, землями). В ряде случаев устанавливается двойное гражданство. Союзный законодательный орган, как правило, двухпалатный: одна из палат представляет и выражает в федеральном парламенте интересы субъектов федерации. Единую территорию федеративного государства образуют территории составляющих ее субъектов. Двухуровневая система права действует в рамках единого правового пространства, а федеральные законы имеют прямое действие на территории всех субъектов федерации. Как правило, вся полнота власти осуществляется только всей совокупностью государственных органов: федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Целостность федеративного государства, кроме того, обеспечивается единой денежной и налоговой системами, а также едиными вооруженными силами. Федеративные государства формировались двумя путями. В зависимости от этого выделяют конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации (их большинство) создавались «сверху» путем децентрализации, преобразования унитарных государств. Договорные - образуются в результате объединения ранее независимых государств, существовавших, как правило, в рамках конфедерации. Различаются национальные, территориальные и смешанные формы федерации. Национальная федерация характеризуется тем, что составляющие федеративное государство субъекты отличаются национальным составом населения, компактно проживающим на определенной территории, особенностями его культуры, языка, быта и т.д. Смешанная форма представляет собой сочетание некоторых признаков национально-территориальной организации союзного государства (в зависимости от национального состава населения) и административно-территориального устройства. Типичный пример смешанной федерации - Российская Федерация. Следует заметить, что большинство зарубежных федераций построено по территориальному принципу. Несмотря на то, что в основном это многонациональные государства, перед ними не стоит проблема решения национального вопроса (Австралия, Бразилия, ФРГ, США и др.). Выбор той или иной формы государственного устройства зависит от многих факторов и продиктован реальными условиями существования данного государства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.006 с.) |