Структура механизма государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура механизма государства



Механизм государства следует рассматривать как взаимосвязанную систему следующих элементов:

- Государственный аппарат или система государственных органов, созданных и функционирующих на законодательной основе, отражающих потребности исторического, политического и социально-экономического развития общества. Он выступает системно-структурным элементом механизма государства, фактически скелетом или каркасом. Сама система государственных органов не может быть застывшей, а должна быть многовариантной. Принцип разделения властей лишь одна из конструктивных особенностей государственного аппарата. Он всегда носит национально-государственный характер.

- Механизм государства состоит также из специально подготовленных, профессиональных управленцев, людей, способных осуществлять законотворческие, исполнительные, надзорные и охранительные функции. Их всех объединяет наличие статуса должностного лица и наделение соответственно набором властных компетенций.

- Наличие сложной системы внутренних связей между структурными элементами механизма, без существования которых государственный аппарат как целостная машина не способна работать. Данные связи обусловлены субординацией государственных органов, их иерархичностью, оперативностью при принятии решений и самостоятельностью, преобладанием централизованных или децентрализованных начал. От такого, как реально строиться система власти и подчинения, исполнение поручений и компетенций зависит весь результат функционирования власти.

- Механизм государства – это не только конструкция, это ещё и живой, постоянно изменяющийся процесс государственно-управленческой жизни. Поэтому важно учитывать его формы и процедуры реализации, которые подвержены воздействию множества факторов субъективных и объективных.

- В механизм государства также входят, помимо сложной системы государственных органов, государственные предприятия и учреждения, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии для реализации функций государства.

Общеизвестно, что государственные учреждения не обладают признаками государственных органов, но они созданы и выполняют конкретно-практическую деятельность для реализации определенных функций государства. Они имеют четко обозначенную сферу деятельности: учебную, научную или иную, которая осуществляется ими под контролем государственных органов. В зависимости от сфер государственной деятельности их классифицируют на два вида: государственные учреждения, осуществляющие охранительные функции (вооруженные силы, полиция, спецслужбы, пенитенциарные учреждения и др.) и реализующие экономические, социальные, образовательные и культурные задачи (государственные предприятия и учреждения).

- За рамками государственного аппарата остается система местного самоуправления. Фактически данные структуры наделены определенными государственно-властными компетенциями и выполняют работы, которые также нацелены на решение основных целей и задач государства. Однако, конституционные положения не относят органы местного самоуправления к структуре государственных органов. Возникает явная коллизия и противоречие. Было бы неправильным выводить структуру местного самоуправления за механизм государства, считая их специфическими структурами с делегированными полномочиями.

- Обязательным составным элементом механизма государства должны выступать принципы его организации и функционирования, взаимодействия всех структур. Представляется неверным их отождествлять исключительно с принципами организации и деятельности только органов государственной власти, т.к. необходимо рассматривать более широкие связи. Вообще на каждом историческом этапе развития государственных моделей преобладают те или иные конструктивные принципы, что вполне объективно закономерно. Они варьируются от системы наследственной организации дворцово-вотчинной системы управления, местничества, приказного, служебного и бюрократического, элитарного принципов до системы «государственных менеджеров». Данные принципы лежат в основе не только институциональной основы механизма государства, но и влияют на характер всех складывающихся внутренних связей и отношений по реализации целей и задач государства. Они носят больше объективный характер, т.к. формируются под конкретно-исторические, политические и национальные условия для наиболее эффективного функционирования механизма государства. Среди современных основополагающих принципов можно назвать: принцип широкого представительства интересов граждан, демократическая избирательная система, разделение властей, гласность и открытость системы управления, управленческий профессионализм, законность и демократизм, субординация общегосударственных и федеративных структур.

- Процесс функционирования механизма государства и его результативные параметры напрямую зависят от наличия в государстве эффективной системы надзорно-контролирующих структур и их работы. Даже самая идеальная конструктивная система механизма государства не способна предотвратить управленческие сбои, коррупционную составляющую, служебные злоупотребления, некомпетентность госслужащих. В механизме государства изначально должна предполагаться четко организованная система контролирующих инстанций и совокупность эффективных мер воздействия на государственные структуры.

- В механизме государства должны быть представлены и такие элементы, как политические партии и общественные объединения. Они являются составным элементом всего процесса функционирования государства. Их политические программы напрямую обусловлены целями и задачами государства на определенном этапе. Они идеологически и непосредственно включены в процесс формулирования и реализации функций государства. Не важно, партократическая или плюралистическая модель государства, государственные чиновники непосредственно ассоциируют себя с конкретной политической партией или общественно-политическими интересами, что отражается на результатах их государственной деятельности. Для реализации некоторых функций государства, как например экологической, роль и влияние общественных организаций бывает гораздо более значимой, чем управленческие рычаги.

- Механизм государства нельзя отрывать от материальной составляющей государства. Наличие качественно хорошего государственного плана или программы ещё не гарантия достижения истинное и ожидаемого результата, как и наличие профессиональных управленческих кадров. Все структурные элементы механизма способны функционировать только при значительном государственном финансировании.

Таким образом, структура механизма государства выступает динамическим институтом, на которые оказывают влияние множество социальных, политических, экономических и даже внешних факторов. Каждый элемент приспосабливается к новым потребностям и условиям жизни, меняется его конструкция и содержание.

Эффективность механизма государства может быть обусловлена наличием следующих параметров:

- преобладанием централизованных или децентрализованных методов государственного управления, с явным преобладанием первого;

- четким юридическим оформлением системы государственного управления с определенной компетенцией, правами и обязанностями;

- рационально-организованной системы занятия и способов замещения государственных должностей. Выбор её определяется не идеалистическими теоретическими моделями, а конкретно-историческими, политическими факторами. Следует признать, что эти способы должны меняться, эволюционировать, сохранять национальные традиции и подходы. Это не означает, что, например, в российском государстве может существовать исключительно только принцип «местничества» при занятии государственной должности, но и полностью не учитывать национальный менталитет нельзя;

- разделение ведомств по отраслям управления, что облегчает сам процесс его деятельности и конкретизации функций;

- наличие определенной системы принятия решений и их исполнения. Жестко директивный метод должен допускаться как исключительный и при наличии определенной кризисной политической ситуации. Свобода выбора действий и определенная самостоятельность, безусловно, предпочтительнее;

- эффективная система контроля и отчетности за всеми элементами механизма государства;

- широкое участие общественного элемента на всех этапах работы механизма государства – от привлечения их в государственный аппарат, обсуждения насущных целей и задач, методов их достижения, до народного контроля за правильной реализацией функций;

- четко юридически закрепленный статус государственных служащих, с объемом предоставленных им компетенций, привилегий и форм ответственности;

- «здравая финансовая политика», как верно подметил Б.Н. Чичерин, без которой невозможен процесс создания и функционирования всех государственных структур, предприятий и учреждений, реализации государственных программ;

- правильно организованные связи власти и подчинения между государственным аппаратом и обществом. Следует помнить, что понимающий и одобряющий народ только может являться реальной поддержкой любого государственного механизма;

- механизм государства складывается из властных распоряжений и действующей законодательной базы. Их качество, и самое главное, результат реализации и есть живой процесс достижения поставленных задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.006 с.)