Понятие и основные черты механизма государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные черты механизма государства



Базовой структурой, без которой невозможно представить процесс реализации функций государства является механизм государства. Именно он позволяет стать государству живым организмом, а не застывшей конституционной конструкцией, который развивается, эволюционирует, иногда болеет и даже разрушается. Представляется очень точным сопоставление механизма государства с «государственной машиной», которое было высказано В.С. Нерсесянцем. Только функционирует она не по законам механики, а по законам и потребностям социума, на основе права, свободы и справедливости.

Использование правовой категории «механизм государств» в теории государства и права, российской юридической доктрине характерно только для советского и современного исторических этапов. Традиционно механизм государства понимался и интерпретировался как «государственный аппарат». Фактически в учебниках по теории государства и права эти термины использовались и до сих пор используются как синонимы, чисто механически заменяя один другого. Сам же термин «механизм государства» чаще использовался для выявления целостности, иерархичности системы государственных органов. Или применяя термин «государственный аппарат» ученые понимали систему государственных органов в статике, а используя «механизм государства» отражали ту же систему государственных структур в динамике, в процессе функционирования.

Спиридонов Л.И. подходит крайне упрощенно, обозначая механизм государства как систему государственных органов. В.С. Нерсесянц определял механизм государства как систему органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства. Он отстаивал точку зрения, что механизм государства выступает институциональной системой сущности государства.

По мнению М.Н. Марченко, М.И. Байтина понятия механизм государства и государственный аппарат являются идентичными, т.к., по сути, представляют собой систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. Этой же позиции придерживается и А.В. Малько, аргументируя данный подход тем, что именно государственные органы непосредственно осуществляют государственные функции.

Практически аналогичное определение представлено Е.Г. Лукьяновой, которая под механизмом государства понимает «Выражающую сущность государства систему государственных органов, осуществляющих функции и задачи государства».

Ряд авторов разделяли данные категории, исходя из объема имеющихся у них государственно-властных полномочий. Так, под государственным аппаратом понимается система органов, которые непосредственно осуществляют управленческую деятельность, а к механизму государства, помимо собственно государственного аппарата, ещё отнесены государственные учреждения и организации, вооруженные силы, полиция, уголовно-исправительные учреждения.

А.Б. Венгеров вообще не использует понятие механизма государства, выделяя исключительно институт государственного аппарата, понимая под ним «систему государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций». Государственные органы, как официальные представители государства, имеют право издавать нормативно-правовые (общего характера) либо индивидуальные правовые акты (акты применения права), обязательные для исполнения. Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, обладающих необходимой квалификацией и профессионализмом. Слой людей, занятых на работе в аппарате государства и профессионально занимающихся управлением общественными делами, определяют как бюрократию.

Самым распространенным пониманием механизма государства выступает восприятие его как «совокупности средств, с помощью которых оно реализует свои задачи и функ­ции». В качестве таковых средств большинство авторов называют государственные органы и должностных лиц.

Более правильной и аргументированной представляется точка зрения Морозовой Л.А., Раянова Ф.М., Тихомирова Ю.А., которые отстаивают широкий подход к пониманию механизма государства, выводя его далеко за пределы только государственного аппарата. Так, по мнению Ф.М. Раянова, кроме «государственного аппа­рата» в механизм государства (то есть в систему средств, с помощью которых государство реализовывает свои функции) входят и государ­ственные предприятия, государственная казна, выпуск государст­венных облигаций, золотой запас и т.д. Последних никак нельзя отнести к государственным органам. Ю.А. Тихомиров дополняет и такие компоненты, как публичные службы и корпорации, процедуры принятия государственных решений, ресурсное обеспечение.

Практически аналогичная точка зрения высказана Л.А. Морозовой, которая к механизму государства относит государственные органы и организации, публичные службы, корпорации (армия, полиция, почта, ЕЭС, Газпром), собственно процедуры принятия государственных решений и материальные ресурсы, обеспечивающие реализацию задач государства. Данный подход более правильно отражает сам государственный процесс, в рамках которого государственный аппарат выступает лишь одним из элементов механизма государства, хотя и ведущим, наиболее значимым.

В качестве особенностей механизма государства Радько Т.Н. называет следующие: это целостная сложная многообразная иерархическая система государственных органов и организаций с едиными принципами, первичными её элементами выступают собственно государственные органы и организации, механизм служит средством осуществления целей и задач, для которого использует орудия принуждения.

Отход только лишь от институционной интерпретации механизма государства характерен и для Сырых В.М., которые обозначает его как «сложное системное образование, состоящее не только из государственных органов, но и их связей». Эффективность его функционирования зависит исключительно от наличия того или иного способа согласования элементов государственного механизма: 1) сосредоточение всей полноты вла­сти в руках одного лица; 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) организацию органов государства, основанную на принципах демократического централизма.

Таким образом, механизм государства можно определить как целостную, взаимосвязанную систему отдельных элементов, государственных органов, учреждений и организаций, обладающую рядом параметров и принципов, которая нацелена на обеспечение нормального и эффективного функционирования государства, на реализацию поставленных целей и задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.005 с.)