Факторы, влияющие на форму государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на форму государств



Категория «форма» в общефилософском смысле означает внешне оформленное состояние какого-либо явления, доступное для восприятия. Форма государства представляет собой его организацию и структуру, которая отражает внутренние характеристики данного государства, состояние общественных и политических процессов, расстановку политических сил, культуру и менталитет народа и пр. В этой связи необходимо привести слова известного русского ученого-правоведа и философа Ивана Александровича Ильина. Он отмечает, что «государственная форма есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народов, а строй жизни и живая организация народа». Также он отмечает, что каждому народу причитается своя, особая индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным.

Вениамин Евгеньевич Чиркин предлагает классифицировать формы государства на основании механизма реализации власти и выделяет:

1. Монократическую государственную форму, при которой государственная власть сконцентрирована в высочайшей степени в руках одного лица или государственного органа. Признаками такой формы обычно являются наличие обязательной идеологии и огосударствление экономики и жизни общества в целом. Монократическая форма может существовать в следующих видах: теократия (Саудовская Аравия, Оман); фашистская (Германия и Италия 1920 - 1940-х гг.); милитаристская (военные режимы); тоталитарный социализм (Китай, КНДР, Куба).

2. Сегментарную государственную форму, характеризующуюся определенным разделением властей, не имеющим, однако, четкого правового закрепления (Пакистан, Сирия и пр.). По мнению Чиркина, «данная форма государства предполагает известное разделение ролей по управлению между разными институтами государства. Всегда существует конституция и парламент, в республике - избираемый президент, в монархии - ограниченный в правах монарх. Устанавливается частичная автономия определенных административно-территориальных и иных единиц (обычно есть выборные местные органы, хотя выборы осуществляются под контролем назначенных государством должностных лиц). Однако при данной форме нет "баланса" властей, системы сдержек и противовесов». Сегментарная форма правления может быть либеральной (Марокко, Тунис) и авторитарной (Пакистан, Таиланд).

3. Поликратическая государственная форма, которая характеризуется наличием нескольких центров власти и эффективной системой сдержек и противовесов. Здесь преобладают демократические способы правления, политическая система основана на согласовании интересов различных слоев населения, развитом местном самоуправлении и т.д. Данная система характерна для развитых демократических стран Запада. Это, например, США, Великобритания, Германия.

Между тем в научной и учебной литературе недостаточно места уделяется понятию самой формы государства. Преимущественно форма государства определяется через ее элементы либо даются пространные и неконкретные определения. Например, Александр Геннадьевич Тищенко рассматривает форму государства в качестве «совокупности объективных характеристик, посредством которых осуществляется самоидентификация государства как политико-правовой организации общества» и отмечает, что «объективность формы государства предопределяет ее абстрагированность от изменений политико-правовой реальности и обусловленной этими изменениями трансформации образа государства». Николай Николаевич Арзамаскин определяет форму правления как «форму согласия, отношений и связей внутри социально-экономического дифференцированного общества». Владимир Иванович Червонюк отмечает, что «под формой государства принято понимать способ организации и осуществления государственной власти». Если форма правления и форма государственного устройства как составные элементы формы государства не вызывают вопросов относительно их включенности в содержание, то государственный (или политический) режим в ряду данных элементов понимается неоднозначно. Государственный (и тем более политический) режим соотносится более с содержанием государства, чем его формой. Некоторые западные ученые в связи с этим не включают государственный режим в число элементов формы государства. В то же время государственный режим устанавливается на законодательном уровне, прежде всего в конституциях, поэтому имеет и формальное значение для регулирования общественных отношений.

Таким образом форму государства следует определить как институционально и нормативно организованную систему государственной власти определенного государства. Институциональное оформление государственной власти составляет система высших органов государственной власти, органов власти субъектов федерации, а также система органов местного самоуправления. Нормативную систему государственной власти составляет, прежде всего, компетенция органов власти различного уровня и также выраженные в правовой форме средства и методы осуществления государственной власти. Нужно сказать, что исторически категория «форма государства» развивалась именно как тип государства по его формальным признакам, позволяющим группировать эти государства. Понятие режима как такового возникло значительно позже.

Древние мыслители при выделении тех или иных форм государства не применяли общепринятую в настоящее время «триаду» формы правления, государственного устройства и государственного режима. В диалоге «Политик» Платон выделил формы государства, основанные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. Примерно такую же классификацию приводит Аристотель, который к правильным государствам относит монархию, аристократию и политию; к неправильным - тиранию, олигархию и демократию. Согласно мнению другого мыслителя, Полибия, существуют шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Ш.-Л. Монтескье называл три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. При этом отмечается, что при последнем из них вне всяких законов и правил все движется волей и произволом одного лица. Здесь также деспотический образ правления (т.е. режим) называется наряду с формами правления. По наблюдению Марины Борисовны Лукашевич, ряд западных ученых (Ж.-П. Жаке, Ф. Ардан) придерживаются двухзвенной структуры, представляющей связь формы правления и формы государственного устройства. Соответственно можно говорить об условности разделения формы государства на форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим. В то же время нельзя отрицать справедливость выделения данных элементов, так как они имеют важнейшее значение в характеристике современного государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.006 с.)