Классификация функций государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация функций государства



Функции государства многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, либо направлены на решение вполне определенной временной задачи: подготовка к олимпийским играм); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные. К основным функциям относятся важнейшие, существенно значимые направления деятельности государства. Именно в них находят реализацию главные (приоритетные) цели и задачи государства, проявляется его сущность и роль в политической системе общества. Как правило, основные функции наиболее устойчивы и стабильны. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние. Отдельные авторы обращают внимание, что деление функций на внутренние и внешние в последнее время утратило свою актуальность и носит условный характер. Более продуктивно классифицировать функции в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, культура, экология и т.д.).

К базовым, основным функциям государства следует отнести:

- политическую, которая заключается в осуществлении государственной власти, управления обществом. Функция реализуется посредством создания государственно-властного механизма, отдельные звенья которого - государственные органы наделены определенными отраслевыми полномочиями. Через систему таких органов государственно-властные решения реализуются в фактических отношениях граждан и их объединений;

- функцию поддержания общественного порядка. Общественный порядок - это желаемая модель организации общественного взаимодействия в соответствии с правовыми предписаниями, исходящими от государственной власти, поэтому поддержание общественного порядка является важнейшей функцией. Действия, нарушающие правовые нормы, посягают в первую очередь на установленный в государстве правопорядок, и для защиты желаемой модели организации общественных связей создаются специальные органы (полиция, прокуратура и пр.);

- экономическую функцию. Основой государства, в особенности государства современного европейского типа, являются материальные и финансовые ресурсы. Рациональное использование, накопление и распределение материально-финансовых ресурсов являются важнейшей функцией государства с момента его образования. Деньги и иные экономические средства имеют ряд важнейших задач в обществе: а) инструмент управления государством общественными процессами; б) накопление государственно-общественных ресурсов; в) средство самоорганизации граждан в экономических взаимоотношениях и некоторые другие;

- функцию защиты от внешних угроз. Для реализации этой функции в государстве создаются вооруженные силы, состоящие из специально обученных для ведения военных действий лиц и комплекса технических средств (вооружения, машин и т.п.). Внешние угрозы представляют опасность для существования данного государства и господства публичной власти на определенной территории, поэтому указанная функция присуща любому государству. В последнее время в некоторых государствах появляются такие внутренние угрозы, для борьбы с которыми приходится применять вооружённые силы.

Обозначенные выше функции характерны для государства как института и сохраняют свою значимость в государствах любых исторических периодов и типов. Степень реализации базовых функций может различаться, однако без реализации данных функций государство немыслимо.

В дополнение к базовым функциям существуют типовые функции, т.е. функции, характерные для того или иного типа государств. Например, функция защиты прав человека и основных свобод характерна для государств современного демократического типа и не характерна для восточных деспотических государств. Называемые в литературе также социальная, культурно-воспитательная, экологическая и некоторые другие подобные функции характерны для современных демократических государств и не могут характеризовать все типы государств.

Функции конкретного государства на определенный момент времени. В состав функций конкретного государства включаются базовые и типовые функции, а также функции, свойственные только данному государству, т.е. специфические функции. Для того чтобы назвать перечень этих функций, необходимо проанализировать важнейшие задачи и интересы данного конкретного государства. Именно специфические функции определяют в совокупности с иными характеристиками особенности государств. На состав данных функций влияют такие факторы, как географическое положение, национальный состав населения, запасы недр, климат и т.п.

Если определенные государственные задачи имеют большое значение, то они переходят в разряд функций. Например, в современной России такими функциями, которые проистекают из задач, можно назвать борьбу с коррупцией; модернизацию; борьбу с пьянством, алкоголизмом, табакокурением и пр. То есть масштаб проблем вынуждает рассматривать данные аспекты не как часть социальной, экономической или иных функций, а как отдельные направления деятельности конкретного государства.

На функции государства оказывают влияние самые разнообразные факторы и процессы объективной действительности. Традиционно отмечалось значительное воздействие процессов информатизации, научно-технического прогресса, появление глобальных проблем и т.д. В настоящее время повышенное внимание уделяется глобализации, как новому этапу интеграции народов, обществ и государств. Глобализация самым непосредственным образом влияет на политику современных государств, а, следовательно, на содержание функций государства.

В первую очередь, как уже отмечалось, происходит стирание границ между внутренними и внешними функциями. Основное число внутренних функций под влиянием интернационализации претерпевает серьезные изменения. Это воздействие касается, прежде всего, политической (всестороннее развитие институтов демократии и демократического управления обществом согласно международным стандартам), экономической (интернационализация рынков, материального производства), социальной функции (углубления международного разделения труда). Экологическая функция также находится под влиянием глобализации. С одной стороны, экологические проблемы не ограничиваются пределами одного государства, но с другой – особую роль в их решении должны играть промышленно развитые страны, на долю которых приходятся значительные загрязнения окружающей среды.

Внешние функции государства также претерпели существенное изменение под воздействием глобализации. Государства активно сотрудничают в вопросах поддержания мирового правопорядка, создания институтов обороны и коллективной безопасности. При этом, однако, сохраняется приоритетность национальных интересов государств (благополучие населения, эффективность законодательства, стабильность внутреннего развития).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.006 с.)