Конституционное закрепление принципа равноправия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное закрепление принципа равноправия



 

Провозглашенное равенство в правах и свободах человека и гражданина дополняется положениями о том, что предусмотренные в самой конституции или в законодательстве права и обязанности одинаково принадлежат всем индивидам (гражданам), независимо от пола, расы, политических, религиозных и других убеждений, национального и социального происхождения, имущественного состояния или других подобных признаков.

Отраслевое законодательство в содержании ст. 1.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), названной «Принцип равенства перед законом», воспроизводит принцип равноправия граждан как основу правового регулирования применительно к соответствующим сферам правоотношений. Так, положения этой статьи уточняют применение конституционного принципа равноправия к должностным лицам, совершившим административные правонарушения, а также к лицам, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства: «1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом»[6].

Правоприменительная практика использования конституционного принципа равноправия содержится не только в статье 19 Конституции РФ 1993 года, но и в других статьях, указывающих на содержание принципа равенства применительно, к примеру, к налоговым отношениям, обозначенным в тексте Основного Закона РФ как «общие принципы налогообложения» (ч. 3 ст. 75)[7] без уточнения содержания этого понятия, расшифровка которого закреплена в Налоговом кодексе РФ. 

Специально стоит вновь остановиться на положении неоднозначности правового равенства между мужчиной и женщиной, закреплённых в ч. 3 ст. 19 Основного закона Российской Федерации. К примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона «О страховых пенсиях»[8] право на их получения до 2019 г. имеют женщины, достигшие 55 лет, а мужчины 60 лет. Предпринятая в 2019 году попытка Правительства РФ повысить возраст выхода на пенсию женщин до 60 лет, а мужчин до 65 лет была в 2020 году отменена в связи негативным отношением населения нашей страны на эту инициативу властей.  

Другим примером неоднозначности правового равенства между мужчиной и женщиной является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г.[9], согласно п. а), ч. 1 ст. 22 которого призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»[10] установлен запрет на женский труд в профессиях связанных с литейными, сварочными, котельными, холодноштамповочными, волочильными, давильными, кузнечно-прессовыми, металлопрокатными, монтажными, горными и др. видами работ (общее количество запрещённых работ для женщин составляет 456). Рассмотренные выше нормы носят дискриминационный, но справедливый характер в отношении мужчин, закрепляя привилегированное положение женщины в правовой системе Российской Федерации.

Вынесенные в отдельный абзац рассматриваемых статей положение о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации, по нашему мнению, вызывают определенные сомнения. Полагаем, что провозглашение равенства прав мужчины и женщины является неким архаизмом, калькой из предыдущих советских конституций и даже логически избыточно, так как ранее в этой же статье было сказано о равенстве всех перед законом и судом, о гарантированности прав и свобод, независимо, в том числе, и от пола.

 Глубокие связи между конституционным принципом равноправия и свободы прослеживаются давно. Развитие демократических начал, осуществление идеи народовластия невозможно без предоставления определенных свобод, ограниченных законом. Свобода является ключевым признаком жизнедеятельности индивида, в известной степени обеспечиваемой государством. Однако свобода индивида проявляется вне сферы связей между государством и гражданином.

В  общем значении свобода означает отсутствие каких-либо ограничений жизнедеятельности индивида. Но такой свободы в реальном общественном бытии не существует. Пределом свободы конкретного человека является свобода других людей и необходимость отвечать объективным требованиям, формирующимся в процессе функционирования общества. С целью обеспечения этих требований устанавливается правопорядок, который в то же самое время ориентирует государственную деятельность на защиту индивидуальной свободы[11].

Нельзя сказать, что этот принцип прямо нарушается на территории нашей страны, однако, в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве имеются ряд статей, закрепляющих более «льготное» положение женщин, совершивших преступление, а также женщин- потерпевших. Так, например, ст. 145 УК РФ[12] предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Принятие данной нормы берет свои начала, скорее всего, из демографической политики государства, которое желает повысить рождаемость и увеличить население нашей страны. Однако нельзя не упомянуть также и то, что для женщин есть отдельный состав преступления - убийство матерью новорожденного ребенка, так что о дискриминации в данном случае не приходится говорить, а все послабления вызваны лишь физиологическими особенностями, на которые законодатель не в силах повлиять[13].

Таким образом, конституционный принцип равноправия, понимаемый как основа юридического регулирования взаимоотношений государства с человеком и гражданином, что является определяющим признаком  любого демократического общества, основополагающей характеристикой конституционного статуса личности. Конкретизация общих положений конституционного принципа равноправия, изложенных в ст.19, осуществляется во многих разделах Конституции РФ 1993г., а также в отраслевом законодательстве, регулирующем правоприменительную практику в различных сферах общественной жизни. Такое соотношение Конституционного принципа равноправия (ст. 19) и его правоприменительная практика раскрывают особенности нормативного закрепления принципа равноправия в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, а также в отраслевом законодательстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.007 с.)