Понятие конституционног4о принципа равноправия в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конституционног4о принципа равноправия в Российской Федерации



     Содержание конституционного принципа равноправия раскрывается в статье 19 Конституции РФ, принятой в 1993 году. 1. Равенство всех граждан РФ перед законом и судом.;
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.[1]

Принцип равноправия  является ключевым среди многочисленных других, закрепленных в Конституции РФ. Именно он является прочной основой юридического регулирования взаимоотношений государства с человеком и гражданином, что является определяющим признаком  любого демократического общества, основополагающей характеристикой конституционного статуса личности.

Конституационный принцип равноправия соответствует международно-правовым нормам, включая ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 14 и ч. 2 ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

В статье 1 Конституции РФ провозглашается, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Следовательно, исходя из толкования данной формулировки, вся власть в стране принадлежит народу, каждый человек (гражданин РФ) имеет равный доступ к участию в управлении государства. Все ограничения прав и свобод граждан могут вводиться только на основании федеральных законов и только в целях сохранения конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов граждан страны, сохранения духовно-нравственных основ ее культуры.

Принцип равноправия закреплен в статье 19 Конституции РФ. Первая часть этой статьи регламентирует равенство всех граждан РФ перед законом и судом. Равенство перед законом означает, что все без исключения субъекты правовых отношений несут одинаковую обязанность соблюдать закон, и к нарушителям одних и тех же норм должно быть равное отношение со стороны правоохранительных органов. Помимо этого, для всех лиц должен существовать равный доступ к правовой системе и к механизмам защиты их нарушенных прав[2].

Вторая часть данной статьи довольно сложна для толкования в связи с тем, что в ней перечислены те нормы правоотношений, на основании которых возможно осуществление конституционного принципа равноправия в Российской Федерации. Речь в данном случае идет о том, что государством обеспечивается гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, пола, расы, языка, имущественного и должностного положения, происхождения и места жительства, отношения к религии, убеждений. Одновременно с перечислением разрешительных, гарантируемых государством, норм обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина РФ, во второй части статьи 19 Конституции РФ закреплено проблемное поле запретительных норм, применяемых к правоохранительной деятельности, обеспечивающей сохранение конституционного принципа равноправия человека гражданина РФ, т.е. речь идет о запрещении любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

И здесь, на мой взгляд, применительно к границам возможностей использования разрешительных или запретительных норм, непосредственно связанных с реальной практикой обеспечения прав и свобод человека, в конкретных ситуациях, в частности, сегодняшнего дня, нередко возникают две проблемы. 

Во-первых,    перечень разрешительных и запретительных норм является закрытым. Однако ускорение темпов общественного развития, виртуализация современного социального пространства порождают все новые и новые тенденции в развитии общественных процессов, что естественно ведет к появлению все новых и новых оснований для использования в правоприменительной практике определенных мер дискриминационного характера, нарушающих статью 19 Конституции РФ. Особенно актуальным в рассматриваемом контексте на данный момент является правовая оценка приверженности отдельных групп населения или индивида тем или иным политическим взглядам, а также вопросам брака, семьи и половой ориентации. Отступление от положения статьи 19 Конституции РФ допустимо только в целях сохранения конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов граждан страны, сохранения духовно-нравственных основ ее культуры. Эти отступления прописаны в статьях Конституции РФ и ряде других документов, регулирующих правовые отношения с учетом отраслевой конкретизации (см. параграф 1.2).

Реализация статьи 19 Конституции РФ распространяется на всю систему правового регулирования, на все отрасли права, что определяет необходимость его отраслевой конкретизации, благодаря чему конституционный принцип приобретает определенное нормативное содержание. К примеру, требование всеобщего равного избирательного права, а также равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными теле- или радиоканалами, или равного доступа граждан к государственной службе и т.д.

Требование равенства прослеживается в каждом в отдельности праве, выступающем в качестве критерия свободы, что отражено практически во всех статьях гл. 2 Конституции РФ – «равные возможности …» (ст.20), "равный доступ..." (ч. 4 ст. 32), "равное право и обязанность..." (ч. 2 ст. 38), "каждому гарантируется..." (ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 44), "каждый имеет право..." (ч. 1 ст. 40, ст. 41) и др.[3]

Во-вторых, в статье 19 отдельно подчеркивается, что запрещается ограничение прав только граждан РФ. Отсюда возникает вопрос - что делать с иностранными гражданами и апатридами. Их права государство может не гарантировать и ограничивать вне зависимости от чего-либо по своему усмотрению. Правильно ли это с точки зрения международно-правовых обязательств, которые были взяты Российской Федерацией в рамках ратифицированных международных договоров? Этот перечень признаков следует расширить, а слово «граждан» было бы логично заменить на слово «человек», либо упомянуть также иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конструкцию рассматриваемой статьи для реализации конституционного принципа равноправия можно было бы дополнить ценными и весьма актуальными положениями. К примеру, в Конституции Республики Башкирии закреплен запрет на дискриминацию в отношении лиц с инвалидностью. На наш взгляд, вызывает сожаление то, что в Конституции РФ данного уточнения нет.[4]

Вернемся, однако, к первому пункту ст. 19., в котором говорится о равенстве граждан перед судом. Поскольку суд – это главный правоприменитель в нашей стране, а также единственный вершитель правосудия, то довольно странно отдельно упоминать о равенстве перед судом, если равенство граждан во всех сферах жизни априори закреплено Конституцией РФ - законом, имеющим высшую юридическую силу. Для корректности высказывания тогда необходимо перечислить все государственные органы, при обращении в которые граждане имеют право быть равными своим соотечественникам, иначе - данная конструкция является лишенной смысла. Более того, конкретизация данного положения реализуется в ст.123 Конституции РФ - «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Также нормативно закреплен и принцип презумпции невиновности, раскрывающийся в ст. 49, согласно которой - «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»[5].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие в нашем законодательстве нормы, закрепляющей принцип равенства, проблемы в его реализации требуют уточнения и конкретизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.017 с.)