Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие основы детской психиатрии
О сновные отличительные свойства ранней психопатологии можно объединить в несколько признаков. Это спаянность с неврологическими нарушениями и нарушениями развития нервно-психических функций, соответствие клинической картины возрасту ребенка или степени зрелости пораженной морфофункциональной системы, совмещение негативных расстройств (симптомов выпадения в виде задержки формирования или регресса функции) с позитивными нарушениями, а также транзиторность и рудиментарность клинических проявлений.
Если психиатрия детского возраста сложилась как самостоятельная дисциплина в 20-х - 30-х годах, то психиатрия раннего детства ("Микропсихиатрия") является порождением последних нескольких десятилетий. Причины столь позднего выделения этого направления в психиатрии по-видимому связаны как с социальными факторами, так и с уровнем зрелости психологии детства как науки. Смена исторических эпох, социо-культурная эволюция общества сопровождались существенными изменениями в отношении к личности, в представлении об индивидуальности. Существенную трансформацию претерпевала и концепция детства, образ ребенка сложившийся в массовом сознании. Как отмечает И.С.Кон (1988), лишь в конце Х1Х в начале ХХ века ребенка начали воспринимать как личность. Душевный мир младенца стал предметом серьезных исследований еще позже: лишь в последние 2-3 десятилетия. Соответственно менялись и представления о психической патологии детского возраста. Как известно, большинство экспериментальных фактов, относящихся к раннему детству были получены в последние несколько десятилетий.
В психиатрии долгое время бытовал взгляд, что психический аппарат младенца настолько незрел, что большинство известных психопатологических синдромов и психических заболеваний или не наблюдаются совсем или проявляются в виде сомато-вегетативной симптоматики. Исключение делалось лишь для небольшого перечня тяжелых психических заболеваний: шизофрении, эпилепсии, раннего детского аутизма и олигофрении (Ковалев В.В.,1995, Башина В.М.,1980). Пожалуй, самой ранней и долгое время единственной монографией, посвященной психопатологии раннего возраста является работа Симпсон Т.П. (1929). Уже тогда автор высказывала мнение, что психиатрия раннего возраста ("микропсихиатрия" в ее терминологии) настолько своеобразна, что "...было бы самым правильным забыть на время классификацию психиатрии взрослых и строить группировки и производить подразделения, исходя из своеобразия младенческого материала" (Симсон Т.П.,1929,стр.4). К сожалению это направление исследований получило продолжение в отечественно психиатрии лишь много десятилетий спустя в работах Козловской с соавторами (1984,1995). В отечественной психиатрии возобладали иные тенденции. Признавая на словах атипизм, своеобразие психического реагирования детей раннего возраста, на деле большинство психиатров подходило к оценке их психической жизнедеятельности с мерками взрослой психиатрии или психиатрии "зрелого детства". Все психические неблагополучия специфичные для раннего детства до настоящего времени именуются неопределенным термином "невропатия". Подобное положение дел в детской психиатрии не только затрудняло решение диагностических вопросов, но и существенно тормозило изучение психопатологии раннего возраста и решение проблемы психопрофилактики в раннем возрасте. В Международных классификациях психических болезней 7-го,8-го, и 9-го пересмотра отсутствовали рубрики для расстройств, свойственных раннему детству. Лишь в МКБ-10 (ICD-10), принятой за рубежом в 1992. и в 1994 г. в России, впервые таковые рубрики появились: "эмоциональные расстройства, специфичные для детского возраста", "расстройсства социального функционирования с началом, специфичным для детского возраста" и "нарушения психологического развития".
В связи со всем вышесказанным следует считать чрезвычайно важным событием в мировой психиатрии появление классификации психических расстройств раннего детства, созданной большим коллективом ведущих клиницистов и ученых европейских стран, Канады и США. Классификация была разработана в рамках программы Арлингтонского Национального Центра клинических программ по раннему детству "ОТ НУЛЯ ДО 3-Х". По сути дела ее появление означает, что сложилось новое направление в психиатрии - "микропсихиатрия". Авторы классификации полагают, что состояние и поведение младенца невозможно до конца понять и квалифицировать вне того социально-психологического контекста (прежде всего, внутрисемейного), в котором он находится. Во главу угла ставится синдромальный диагноз, что представляется уместным и вполне объяснимым: диагноз нозологический в этом возрасте установить в большинстве случаев невозможно или крайне трудно. Однако, не менее важное значение авторы придают и функциональному диагнозу, отражающему уровень психо-моторной зрелости ребенка и его адаптивные возможности. Без учета этих последних обстоятельств пожалуй трудно дифференцировать патологические или условно патологические феномены от физиологических, естественных и закономерных для данного этапа психомоторного развития и уровня зрелости. В связи с этим обстоятельством значительное место в диагностическом описании ребенка занимает патопсихологическая его характеристика. Вместить столь обширную и разноплановую информацию в единую категориальную систему трудно. Поэтому обсуждаемая классификация является мультиаксиальной и включает 5 осей. Каждая из них образует отдельную категориальную плоскость, не пересекающуюся с остальными 4-мя: 1. Ось первичного диагноза, 2. Ось характеристики психо-социальных взаимосвязей младенца и семьи, 3. Ось сопутствующих психических или психо-речевых расстройств развития, соматических или неврологических расстройств, которые представлены в международной классификации ICD-10 и других существующих классификациях. Ось 4 предназначена для характеристики ведущего психо-социального стрессора, если он имеет значение в происхождении психопатологического расстройства. Ось 5 представляет функциональный диагноз, характеризующий уровень адаптации и психоэмоциональной зрелости ребенка.
Частная микропсихиатрия
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.008 с.) |