Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 3. Детская и подростковая психиатрияСтр 1 из 11Следующая ⇒
Д.А. Клепинин Рецензент Рекомендовано научно-методическим советом РосНОУ
Пособие одобрено распределенной кафедрой психолого-педагогических дисциплин Российского нового университета. Протокол №4 от 18.12.2006
ПСИХИАТРИЯ Модуль 3. Детская и подростковая психиатрия
В модуле дается общее понятие о детских психиатрических расстройствах, обсуждаются проблемы психопатий, нарушений пищевого поведения, психопатологические синдромы детского возраста. Обсуждается специфика проявлений психиатрических расстройств у детей.
Для студентов Российского нового университета 00.0450
© Д.А. Клепинин, 2008 © РосНОУ, 2008 Содержание Содержание. 4 БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ.. 5 Модуль 3. Детская и подростковая психиатрия. 6 Частная микропсихиатрия. 12 Детско-материнская привязанность и ее нарушения, последствия материнской депривации. 12 Психические нарушения у детей раннего возраста. 25 Нарушения пищевого поведения. 27 расстройства сна. 29 Патологические привычные действия. 34 Последствия перинатальной наркозависимости. 38 Психопатии и акцентуации у детей и подростков. 42 Шизофрения у детей и подростков. 58 Олигофрения. 64 Литература. 79 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 95
Развитие учения о психических болезнях у детей (Сухарева Г.Е., Ковалев В.В., Личко А.Е.). Детско-материнская привязанность и ее нарушения, последствия материнской депривации. Психические нарушения у детей раннего возраста. Нарушения пищевого поведения, расстройства сна, патологические привычные действия, нарушения предречевого развития. Последствия перинатальной наркозависимости. Психопатологические синдромы детского возраста (невропатия, гипердинамический синдром, ранний детский аутизм, уходы и бродяжничество, синдром страхов, синдром патологического фантазирования). Психопатологические синдромы пубертатного возраста (гебоидный синдром, дисморфофобия, односторонние сверхценные увлечения и интересы). Психогенные заболевания (общие и системные неврозы). Непсихотические расстройства экзогенно-органической природы. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции,патологическое формирование личности. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. Шизофрения у детей и подростков. Олигофрения (общие вопросы).Дифференцированные формы олигофрений. Пограничная интеллектуальная недостаточность. Психогигиена детей и подростков.
Модуль 3. Детская и подростковая психиатрия Частная микропсихиатрия Расстройства сна Расстройства сна у малышей весьма разнообразны. Распространенность их составляет 25% в возрасте 1—5 лет. Наиболее часто у детей выявляются Парасомнии (различные феномены, возникающие в процессе сна) и Инсомнии (расстройства инициации и поддержания сна). Наиболее интересны и чаще встречаются парасомнии. Причем мальчики подвержены таким расстройствам больше девочек. Сноговорение Это тот случай, когда ребенок разговаривает во сне. Представляет собой произнесение слов или звуков во время сна в отсутствие субъективного осознания эпизода. Эпизоды сноговорения имеют место в любой стадии сна, чаще во время неглубокого медленного сна (1 и 2 стадии). Известно, что они представляют собой доброкачественный феномен, встречается у большинства людей в течение жизни, однако в детском возрасте значительно чаще, чем во взрослом, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Так, в категории «часто или каждую ночь» сноговорение имело место у 5—20% детей и у 1—5% взрослых в общей популяции. Специальное лечение не проводится.
Бруксизм Бруксизмом называют эпизоды скрежетания зубами во время сна. Скрежетание зубами обычно происходит один раз в секунду и продолжается 5 сек. или дольше. Затем эти эпизоды повторяются в течение ночи. Они могут иметь место в любой стадии сна. Причины скрежетания зубами неизвестны. Отмечается семейный характер наследования этого расстройства — 18% родственников пациентов имели в детстве или имеют в настоящее время подобные эпизоды. Как и в случае сноговорений чаще этот феномен отмечался у мальчиков. Так же прослеживается и ассоциация учащения эпизодов скрежетания зубами с дневными насыщенными эмоциями ситуациями. Не было отмечено связи бруксизма и наличия глистной инвазии у ребёнка (распространённый миф). У детей бруксизм очень редко приводит к повреждению (стиранию зубов), поэтому специальное лечение обычно не проводится. Используются ноотропные и седативные средства. Иногда приходится подбирать специальную шину.
Ночной энурез Расстройство, характеризующееся частыми (для мальчиков после 5 лет более 2-х, для девочек — 1-го эпизода в месяц) случаями непроизвольного мочеиспускания во время сна. Распространенность ночного энуреза в возрасте 12 лет достигает 3%, чаще это мальчики. У детей с этим расстройством часто имеется очень глубокий сон (увеличен дельта-сон), однако эпизоды ночного энуреза случаются во всех стадиях. Выделяют первичную (энурез с рождения без «светлых промежутков») и вторичную (прерывался на 3—6 мес.) формы заболевания. Предполагается, что в развитии этого состояния большую роль играет врожденная или приобретенная дисфункция вегетативных аппаратов, управляющих мочевым пузырем. Отмечается достаточно тесная наследственная предрасположенность. Выделены гены семейных форм ночного энуреза. В лечении используются поведенческие методики (ограничение приема жидкости, поощрение, тренировка мочевого пузыря), психотерапия, физиотерапия, ноотропные средства, антидепрессанты (мелипрамин) и гормоны гипофиза (адиуретин).
Снохождение Снохождением называют серию эпизодов комплексного поведения, возникающих во время сна и проявляющихся выполнением различных действий, чаще всего — хождением. Во время подобных эпизодов ребёнок может встать с кровати и совершать какие-либо действия. Чаще всего это просто «поход» в коридор, на кухню или в спальню родителей. Могут осуществляться и более сложные двигательные акты, имитирующие привычные действия: поиск игрушек, попытка открыть ключом дверь. Действия совершаются с открытыми глазами, с ничего не выражающим взглядом. На обращённые к нему вопросы ребёнок не реагирует. Подобный эпизод длится от нескольких секунд до нескольких минут, в среднем — около 6 мин. Характерным является амнезия случившегося эпизода наутро. Распространённость снохождений у детей — 10—30%. Наиболее часто они случаются в первой трети ночи. Наследственность по этим парасомниям отмечена у 20% больных. В план лечебных мероприятий входит проведение беседы с родителями по организации режима сна и поведению во время приступа, курсы седативной и ноотропной терапии, психотерапии. По данным литературы 5—7% случаев снохождения носит эпилептический характер, однако, скорее всего, эти данные сильно завышены.
Ночные страхи К ним относят эпизоды пробуждений с громким криком и поведенческими и вегетативными проявлениями испуга. Внимание родителей может быть привлечено криком ребёнка, подойдя они обнаруживают его сидящим в постели с выражением страха или растерянности на лице. Дыхание и сердцебиение учащены, может отмечаться обильное потение. При этом ребёнок не реагирует на обращённые к нему слова, а попытки успокоить могут привести к усилению страха или сопротивлению. Наутро наблюдается амнезия происходившего. Ночные страхи встречаются реже, чем снохождения, распространённость их у детей составляет 1—4%, достигая пика в возрасте 4—12 лет. Чаще встречаются у мальчиков. Провоцировать эти эпизоды могут дневные эмоциональные ситуации, лихорадочное состояние и длительное недосыпание. Полисомнографическое исследование не выявляет специфической патологии. К лечебным мероприятиям относится психотерапия, ноотропная и седативная терапия.
Кошмары Кошмарами называют сновидения устрашающего характера. Содержание сновидений пугает ребёнка, ему снится, что ему угрожают, причиняют боль, преследуют или нападают. От этого он просыпается в возбуждении, плачет или зовёт родителей. В отличие от ночных страхов кошмары чаще случаются под утро и приурочены к фазе быстрого сна. От ночных страхов кошмары отличаются тем, что ночное пробуждение является полным, ребёнок доступен контакту, рассказывает, что его испугало и наутро продолжает помнить об этом. Распространённость кошмаров у детей — 5—30%. Появление кошмарных сновидений у ребёнка может быть спровоцировано стрессовыми ситуациями, лихорадочными состояниями, приёмом психотропных препаратов. Учащение кошмаров может быть свидетельством неблагополучия в психоэмоциональной сфере ребёнка, проявлением имеющегося у него внутреннего конфликта. Среди лечебных мероприятий главенствующую роль играет психотерапия с возможным добавлением седативных и ноотропных средств.
Кататоническая форма В отдельных случаях характеризуется нарастающей замкнутостью, отрешенностью от окружающей действительности и депрессией, но чаще при ней отмечаются кататоническое возбуждение, переходящее в ступор, сильное напряжение мышц, застывание в причудливых позах, неподвижность, негативизм и отказ от пищи и речевого контакта. Эта форма шизофрении часто проявляется в остром виде, обычно на фоне нормального до этого развития психики. Больной находится в состоянии то полной обездвиженности, то резкого двигательного возбуждения с импульсивными и агрессивными поступками. Сначала у ребенка появляются стереотипные движения, отмечаются однообразные манипуляции с игрушками и другими предметами, размахивание руками. Потом наступает застывание в однообразных позах, ребенок может забиваться в угол, не реагировать на окружающих и не отвечать на их вопросы. Для этого состояния характерны неоднократные чередования ступора с застывшими позами и возбуждения, прерываемые продолжительными ремиссиями, причем этот переходы совершаются внезапно для окружающих. В случаях острого течения болезнь ограничивается несколькими приступами ступора и возбуждения и наступает выздоровление. При хроническом течении шизофрении у больного нарастают явления вялости и заторможенности с редкими продолжительными ремиссиями, наступают выраженные изменения психики в виде аффективного опустошения и нарастающего слабоумия. Таким образом, при данной форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.
Простая форма шизофрении Начинается в любом возрасте, но чаще встречается в детские годы и реже – в юношеские. Ведущими признаками болезни являются прогрессирующая утрата интересов, нарастающая вялость, эмоциональное безразличие, замкнутость и снижение показателей, связанных с интеллектом. Эпизодически возникают галлюцинации и параноидное состояние, сопровождающиеся злобной агрессивностью по отношению к родным и близким людям, которые обычно настойчиво требуют, чтобы ребенок посещал школу. Больные уходят из дому, проводят время в бесцельных скитаниях по улицам, вовлекаются в антиобщественные поступки. Близкие начинают отмечать болезненное состояние только тогда, когда оно достигает значительного развития, проявляясь аффективной тупостью, немотивированным упрямством и нелепыми рассуждениями. Течение заболевания может быть различным, но чем моложе возраст, в котором начался шизофренический процесс, тем более значительный интеллектуальный ущерб будет нанесен. В лучшем случае больной приспосабливается к несложным трудовым процессам, пользуясь репутацией неполноценного. В большинстве случаев болезнь прогрессирует, приводя к оскудению психики, апатическому слабоумию. Привитая форма шизофрении Наблюдается у детей и подростков, которые в прошлом перенесли какое-либо органическое поражение головного мозга, вызвавшее задержку в психическом развитии, преимущественно олигофрению. До начала заболевания для личности ребенка характерны были следующие особенности: капризное упрямство, замкнутость, взрывы раздражительности, перенесенные заболевания необъяснимой этиологии, диатез, интоксикации, черепно-мозговые травмы и т.д. Таким образом, шизофрения прививается уже на биологически измененную почву, что значительно усложняет течение патологического процесса и приводит, особенно при возникновении заболевания в раннем детском возрасте, к остановке в умственном развитии. Течение и исход этих форм шизофрении могут заканчиваться выздоровлением, длительной ремиссией, апатическим слабоумием. Олигофрения Эпидемиология. Основными признаками для распознавания расстройства наряду с началом в раннем возрасте являются задержка собственно интеллектуального развития, а также сопутствующие нарушения социального функционирования. Введение диагностического критерия адаптивности поведения снизило показатели распространенности расстройства в популяции индустриально развитых стран до 1%. В 1,5—2 раза преобладают больные мужского пола; Легкая форма расстройства выявляется в 4—6 случаях на 1000 населения, более тяжелые — в 3—4 на 1000. На 100 случаев умственной отсталости приходится 85 пациентов с легкой, 10 — умеренной, 4 — тяжелой и 1 — глубокой формой расстройства.
Морбидность зависит от возраста. Чем более выражено расстройство, тем раньше оно обращает на себя внимание. Выявление резко усиливается с началом обучения в школе, достигая пика в 10—15 лет, после чего постепенно снижается до 1% популяции. Такая динамика обусловлена ожиданиями к интеллектуальной продуктивности и социальной адаптации в школьной ситуации, а также высоким уровнем отслеживания неуспешности в обеих сферах. Последующий спад диагностики связан с улучшением навыков адаптации, в некоторых случаях — с компенсацией временной задержки интеллектуального развития (например, из-за семейно-бытовой запущенности) и с менее интенсивным отслеживанием когнитивного дефицита. Умеренные и более тяжелые формы расстройства равномерно представлены во всех социальных слоях общества, тогда как легкие формы значимо доминируют в малообеспеченных семьях, где число таких детей достигает 10—30%. При социо-культурально обусловленной семейно-бытовой запущенности, недостаточности питания и соблюдения санитарно-гигиенических норм выявляемость расстройства повышается настолько, насколько это оказывается возможным вопреки высокой детской смертности, обычно присущей такой ситуации. Коморбидность с судорожным синдромом, признаками церебрального паралича и сенсорного дефицита высока и прямо пропорциональна тяжести расстройства. Средняя продолжительность жизни составляет около 50 лет для легкой и умеренной форм, около 40 для тяжелой; больные с глубокой формой обычно не доживают до 20 лет. Этиология. Существенным в структуре расстройства является не какой-то отдельный дефицит когнитивного процесса, а дезорганизация комплексной системы характеристик интеллектуального функционирования. Это в той или иной степени снижает способность к самообучению, что нарушает развитие личности и не позволяет достичь оптимально возможного уровня. Расстройство возникает в результате различных дисфункций ЦНС на ранних этапах развития (обычно до 3 лет), которые могут иметь разные причины. В большинстве случаев, за исключением явных перинатальных вредностей, специфические этиологические факторы остаются неизвестными, в связи с чем их называют идиопатическими. Это относится главным образом к легким формам, представляющим собой наиболее распространенный вариант умственной отсталости и диагностируемым обычно не ранее школьного возраста. Типично их обнаружение в семьях умственно отсталых родителей, отчего идиопатический вариант обозначается еще как «семейный». Предполагается, что дефицит интеллекта и социальной компетенции первично обусловлен полигенным механизмом. В процессе развития решающую роль играет патогенное влияние социальных и ситуативных факторов (бедность, интеркуррентные соматические заболевания, недостаточное медицинское обслуживание, педагогическая запущенность, психосоциальная депривация и т. д.). Все это может способствовать передаче легкой степени умственной отсталости из поколения в поколение Относительно внешних этиологических факторов расстройства существует теория стимуляции, предполагающая, что умственная отсталость может быть следствием социальной депривации, и теория расстройства, рассматривающая в качестве причины неспособность семьи в достаточной мере защитить ребенка от стресса или гиперстимуляции в критические для процессов социального научения периоды развития. Специфические навыки прививаются по разному, в зависимости от того, находится ли ребенок в соответствующем для этого возрасте. При задержке или опережении времени обучения навыки развиваются медленнее или их усвоение оказывается невозможным. Недавно приобретенные навыки могут быть утрачены при попадании ребенка в затяжные стрессовые ситуации или при отсутствии дальнейшего подкрепления; в ходе последующего развития они могут не восстановиться даже если ребенок находится в удовлетворительной ситуации поскольку период, благоприятный для обучения оказывается уже позади. В четверти всех случаев расстройства удается идентифицировать специфические этиологические факторы, они составляют 60-80% всех пациентов с умеренными и тяжелыми формами умственной отсталости и выявляются в раннем возрасте. В 90% здесь решающим является действие пренатальных этиологических факторов, связанных с генетическими дефектами и другими (включая постнатальные) нарушениями процесса развития нервной системы. Сюда относятся физические травмы (пре-, пери- и постнатальные), передача доминантных дефицитарных генов, рецессивных дефицитов метаболизма, эмбриональных хромосомных аберраций, действие перенесенных матерью инфекционных, вирусных и других заболеваний (неконтролируемый диабет, анемия, эмфизема, гипертония), резус-конфликтов, постнатальных инфекций, интоксикаций, облучения и алиментарного дефицита. Патогенную роль могут играть экстремально преждевременные роды (вынашивание менее 28 недель, вес при рождении менее 1500 г.). В последнее время меньшее этиологическое значение придается перинатальной гипоксии, с которой связывают преимущественно временные задержки развития и нарушения моторики, стирающиеся к 7 годам. Клиника. В случаях умеренной и тяжелой выраженности задержки умственного развития, имеющих специфическую этиологию, клиническая картина нередко соответственно укладывается в тот или иной характерный синдром. Идентифицировано свыше 200 синдромов, связанных с умственной отсталостью, затрагивающих практически любое звено биохимии и физиологии мозгового функционирования В силу невозможности осветить все из них, мы приводим в качестве иллюстрации лишь некоторые из наиболее распространенных таких нарушений. Наиболее частым и хорошо описанным хромосомным этиологическим фактором является трисомия 21 хромосомы (синдром Дауна). 21 хромосома содержит ген для церебрального протеина бета-амилоида. Нейрохимическая патология включает утрату ацетил-холина нейронов базального ядра и соматостатина корковых отделов. Неврологические и гистологические изменения сходны с таковыми при болезни Альцгеймера. Существенную роль в этиологии играет возраст матери (распространенность составляет 1 случай на 700 новорожденных в популяции и 1 на 100 новорожденных при возрасте матери свыше 32 лет и 1 на 20 у женщин старше 45 лет). Из-за характерного внешнего вида (раскосые глаза, широкая, уплощенная переносица) пациентов с этим расстройством называют также монголоидами. В поведении характерна пассивность, отсутствие агрессивности, хотя в подростковом возрасте могут возникнуть эмоциональные проблемы и поведенческие нарушения. Диагноз у новорожденных весьма труден, характерными признаками являются: общая гипотония, кожные складки на шее, уменьшенного размера плоский череп, маленькие, прижатые к черепу уши, выступающие скуловые дуги, готическое нёбо, высовывающийся язык, широкие и толстые ладони с единой "поперечной («обезьяньей») бороздой, укороченные пальцы, 5-й палец искривлен внутрь. В половине случаев отмечается гипоплазия половых органов, эндокринные нарушения. Средняя продолжительность жизни 12 лет, и даже при профилактике интеркуррентных инфекций они обычно не доживают до 40 в связи с прогрессирующими проявлениями слабоумия. Интересно отметить, что у выживших после 40 лет нередко отмечаются клинические и патоморфологические признаки болезни Альцгеймера. Синдром хрупкой X хромосомы встречается в 40% случаев умеренной и тяжелой умственной отсталости пациентов мужского пола. Характерными признаками являются макроорхидизм (в 85% случаев), удлиненное и диспластичное лицо, большая окружность черепа, пролапс митрального клапана (в 80% случаев), чрезмерная подвижность в суставах. Среди типичных поведенческих проявлений – гиперактивность, агрессивность, стереотипии, тенденции к саморазрушающему поведению, речевые нарушения, трудности артикуляции, снижение абстрактного мышления. У пациентов мужского пола в 20—40% отмечается аутистическое расстройство, в трети случаев — сопутствующие нейроэндокринные отклонения. Для пациенток характерна повышенная плодовитость и высокий процент рождаемых близнецов. Наиболее распространенным синдромом, связанным с наследуемым по аутосомно-рецессивному типу обменным дефицитом, является фенилкетонурия, морбидность составляет здесь 1 на 10—15 тысяч новорожденных в популяции. В первые недели и месяцы жизни обнаруживается отставание в развитии и полиморфные эпилептические приступы. Для поведения детей характерны вспышки ярости, причудливые торсионные движения туловища и верхних конечностей, гиперактивность и хаотичность, затрудняющая уход за ними. Нарушена речь, координация и перцепция. Дети обычно белокурые, с голубыми глазами и светлой, кожей (нарушен синтез меланина). Но следует отметить что ранняя диагностика и строгая диета (резкое ограничение животных белков) обеспечивают нормальное развитие детей. В том же, что касается большинства случаев легкой и умеренной тяжести расстройства, следует подчеркнуть, что клинически они не представляют собой гомогенной группы. Избирательность задержки развития отдельных функций в особенности заметна у небольшого количества больных, демонстрирующих когнитивные навыки, превосходящие иногда таковые не только у других больных, но и у здоровых. Такие случаи обозначаются старым французским термином idiot savant (ученый идиот); обычно они наблюдаются в группах со слабой и умеренной степенью выраженности расстройства. Дезадаптивное поведение больных может быть в большей степени обусловлено не собственно задержкой умственного развития, а жизненной ситуацией и опытом. Эмоциональные реакции качественно не отличаются от таковых у нормальных детей. Так, агрессивность, вопреки распространенному заблуждению, является не непосредственным проявлением неврологических отклонений, а вообще характерной поведенческой чертой данного контингента больных. Частота появления и выраженность неврологической симптоматики обычно обратно пропорциональны степени умственной отсталости. Органичность может проявляться скорее в моторной гиперактивности и снижении концентрации внимания. С когнитивным дефицитом, в частности, со снижением абстрактного мышления связано то, что навыки конкретного характера, особенно связанные с непосредственными интересами ребенка, оказываются на первом месте. Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам ведет к частой перегрузке внешними импульсами, что вызывает избегание новой информации и переработку ее на низком уровне интенсивности. Низкая фрустрационная толерантность заставляет бояться новизны, малейших изменений окружающей обстановки. Затруднена экспрессия эмоций, распознавания их у себя и окружающих, а также значения мимических сигналов. Пассивность, повышенная подчиняемость и отсутствие инициативы поощряются как потворствующей гиперопекой родителей, так и обезличивающим, дегуманизированным стилем обращения во многих учреждениях опеки, и поэтому являются скорее больничным артефактом, а не истинной характеристикой поведения этих лип. Повышенная внушаемость и подчиняемость людей с умственной отсталостью имеет чрезвычайно важным следствием то, что они часто становятся жертвами злоупотреблений и агрессии со стороны окружающих. Задержка в развитии вербальных навыков вынуждает матерей прибегать к директивному и контролирующему стилю отношений, который в свою очередь замедляет развитие. Артефактом может быть и агрессивность, вызванная окружающими и представляющая иногда единственный доступный способ преодолеть всеобщее безразличное отношение и обратить на себя внимание. Этому способствует также задержка развития вербальных навыков, снижающая дифференцированность выражения отрицательных эмоций, сужая его до импульсивных вспышек дисфории и, в случаях крайней выраженности, до агрессивного и деструктивного поведения. Наиболее характерной личностной чертой пациентов является сниженная самооценка, В школьном возрасте они хорошо уже сознают свое отличие и отставание от сверстников, несоответствие ожиданиям родителей и общества. Связанный с этим постоянный стресс вынуждает их уже в детском и подростковом возрастах прибегать к приемам психологической защиты, большинство из которых является дезадаптивными в силу незрелости личности. Затянувшаяся и повышенная зависимость от опекающих затрудняет формирование самостоятельности и восприятия себя как отдельной от других и ответственной за свое поведение личности. Низкий уровень навыков общения повышает уязвимость к негативному отношению сверстников и ранимость самооценки. В 40—75% случаев отмечается коморбидность с другими психическими и поведенческими расстройствами. Помимо типичных для детского возраста, это прежде всего адаптационные расстройства, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ и психотические эпизоды. Часто наблюдающийся по мере взросления все более постоянный суб-депрессивный и дисфорический аффективный фон объясняет то, что окружающим люди с умственной отсталостью представляются скучными, заторможенными, индифферентными. Вне зависимости от степени тяжести, течение расстройства определяется взаимодействием между возможностями и препятствиями окружающей среды, ее компенсирующими или дезадаптирующими влияниями. Действие биологических и психосоциальных факторов различно, но сдвигается в пользу последних по мере снижения тяжести расстройства. Для всех степеней тяжести расстройства, как идиопатического, так и при известной этиологии, справедлива тенденция отставленного, но не девиантного развития. При этом в целом соблюдаются основные закономерности нормального психологического развития, ограничиваемого замедленным темпом и пределом возможного результата В легких и умеренных случаях когнитивное и интеллектуальное снижение не является глобальным, обнаруживая чрезвычайный разброс относительно сохранных способностей и навыков. При благоприятных социальных условиях и доступности медико-реабилитационного обслуживания 2/3 пациентов удается снять диагноз во взрослом возрасте по мере общего повышения уровня социальной компетенции. Предиктором плохого прогноза в грудном возрасте является комбинация заторможенности, общей гипотонии и повышенной реакции на внешние воздействия. У более старших детей этими признаками являются гиперактивность, повышенная отвлекаемость и низкая фрустрационная толерантность. Условные разграничения по степени тяжести расстройства опираются прежде всего на градации достигаемого больными уровня социального приспособления. При легкой степени расстройства (дебильность), несмотря на видимую задержку развития, больные в дошкольном возрасте часто неотличимы от здоровых, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу 5—6 классов обычной школы, в дальнейшем они могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Низкая социальная компетенция серьезно затрудняет создание собственной семьи и резко ограничивает социальный ролевой репертуар. При умеренной степени (имбецильность), речевые и навыки самообслуживания в развитии никогда не достигают среднего уровня. Заметное отставание социального интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение. Школьное обучение даже в минимальном объеме маловероятно. Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным или несложным трудом в специализированных условиях Ситуации даже незначительного социального стресса делают необходимым наблюдение и руководство со стороны При тяжелой форме (тяжелая олигофрения), развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение автономности существования на резко сниженном уровне. При глубокой умственной отсталости (идиотия), минимальное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навыков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянный уход за больными. Большинство пациентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне. Признаки, по которым распознаются отдельные этиологически идентифицируемые формы олигофрении и используемые при этом диагностические процедуры, многообразны и сложны, их полное описание выходит за пределы задач настоящего руководства. Мы ограничиваемся единым алгоритмом диагностической стратегии, который может использоваться во всех случаях. В ходе тщательного и, по возможности, объективированного сбора анамнеза собираются сведения о наследственности (случаи умственной отсталости, врожденных аномалий), протекании беременности (перенесенные матерью инфекции, лихорадочные и стрессовые состояния, принимавшиеся лекарства, размер плода), протекании родов (отклонения от нормального хода, аспирация мекония, асфиксия), характер развития и перенесенные в детстве заболевания. При выявлении в анамнезе очевидного фактора, который мог бы объяснить расстройство, проводятся обследования по выявлению врожденной аномалии. При положительных результатах обследования генетическая дисморфия подвергается дальнейшему уточнению, при отрицательных –проводится детальное изучение обменных процессов и полный комплекс радиографических исследований. Диагноз. Выраженная зависимость когнитивного функционирования и социальной компетенции от социокультурных воздействий делает невозможным установление детализированных клинических критериев степеней умственной отсталости в международном масштабе. Поэтому в МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для наиболее адекватной оценки состояния больных. Легкая степень расстройства (F70) диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50—69, что в целом соответствует психическому развитию ребенка 9—12 лет. Умеренная степень (F71) диагностируется при IQ в пределах 35—49 (6—9 лет), тяжелая степень (F72) — при IQ в пределах 20—34 (3—6 лет), глубокая (F73) — при IQ ниже 20 (ребенок до 3 лет). Психологическая диагностика является рутинным методом обследования детей с задержкой умственного развития. Для оценки уровня интеллекта чаще всего используются адаптированные для детей версии тестов: Wechsler Intelligence Scale и Stanford-Binet IQ. Их справедливо критикуют за ненадежность. Однако, в сочетании с инструментами для оценки социальной компетенции, при уровне IQ ниже 50, недостаточной чувствительности к выявлению парциальных сильных сторон интеллекта и индивидуальных творческих ответов, они в состоянии дать достаточно надежную глобальную картину интеллектуального развития. Для выявления органических поражений мозга чаще всего используются Bender- Gestalt и Bentori Visual Retention Test Наиболее широко используемым (и рекомендуемым МКБ-10 для европейской и северо-американской социо-культуральной среды) тестом для оценки уровня социального приспособления является Vineland Adaptive Behavior Scale (Sparrow S.S., Bella D.A, Cicchetti D.V. Vineland Adaptive Behavior Scales, Circle Pines, MN, American Guidance Service, 1984), дающий многомерную картину адаптации в пяти сферах; общение, навыки повседневной жизни, социализация, моторика и дезадаптивное поведение. Данные получаются в ходе полуструктурированного интервью с родителями или опекающими лицами. Тест опирается на средние уровни социального функционирования, установленные для лиц с разной степенью задержки умственного развития в возрасте от младенчества до 18 лет. Лечение. Оптимальным является профилактический подход. Мерами первичной профилактики являются семейные и генетические консультации, имеющие целью влияние на планирование рождения детей в семьях с наследственной отягощенностью олигофренией, а также программы специального пре- и постнатального медицинского обслуживания малообеспеченных семей. При обнаружении заболевания должны приниматься меры по снижению длительности и интенсивности его проявлений (вторичная профилактика) и по предотвращению его инвалидизирующих последствий (третичная профилактика). Выявление индивидуального профиля предпочтительных механизмов психологической защиты, самооценки, уровня фрустрационной толерантности и контроля побуждений является основой для построения комплексной программы лечебно-реабилитационных мероприятий. Она должна быть адресована ко всем нуждам больного, направляясь не только к его дезадаптивному поведению. Она должна также быть конкретной, формулируя определенные мишени и ожидаемые результаты воздействия. Главным компонентом психосоциальной программы являются разнообразные программы тренинга самообслуживания, социального поведения, моторики, речевых и элементарных трудовых навыков. Для мягких форм, при наличии достаточной способности к вербальному общению, показано использование индивидуальной, групповой (в особенности в подростковом возрасте) и семейной психотерапии. Ее направленность должна составлять не столько повышение интеллектуального развития, сколько коррекцию механизмов дезадаптивной психологической защиты, обусловливающих обученную беспомощность и низкую самооценку больных. Основными ее приемами являются ориентированные на повседневность когнитивные техники, поведенческое моделирование социальных ролей. Решающим для результативности является постоянство наблюдения и осуществление кризисного вмешательства в стрессовых ситуациях.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.039 с.) |