Понятие права и его признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие права и его признаки.



Правовые нормы: понятие, признаки, виды, структура.

Норма права – разновидность соц.норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Норма права– это установленное или санкционированное гос-вом правило поведения, регулирующее обществ.отношения. Норма права предоставляет уч-кам отношения опр.права и накладывает на этих же участников опр.юр.обяз-ти. Признаки: 1)норма права – это всегда общее правило поведения, адресованное не конкретному лицу, а достаточно широкому кругу лиц или всем гражданам данного гос-ва; 2)норма права – это гос-но-властное предписание; 3)за нормой права всегда стоит возм-ть применения гос.принуждения; 3)норма права содержится в том или ином норм-прав.акте; 4)норма права имеет свою структуру. Структура норм. В структуре пр.нормы выделяют след.составные части: гипотезу, диспозицию, санкцию.Гипотеза - это часть пр.нормы, указывающая на жизненные условия и обст-ва, при наличии кт вступает в действие правило поведения. Диспозиция – это часть пр.нормы, в кт сформ-но само правило поведения (права и обяз-ти субъектов отношения). Санкция – это часть пр.нормы, кт устанавливает юр.отв-ть, меры воздействия, кт будут применимы к нарушителю пр.нормы. Схема: если - то - иначе. “если” - гипотеза, “то” – диспозиция, “иначе” – санкция. Единство всех трех элементов образует норму права. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что выдаваемая за норму логическая или словесная конструкция юр.норму не представляет.

Три осн.способа изложения пр.норм в статьях норм.актов. 1)прямой, когда норма права и текст статьи закона совпадают; 2)ссылочный, когда часть пр.нормы содержится в др.ст. данного же норм.акта или в точно указанном другом нормативном акте; 3)отсылочный (бланкетный), когда часть пр.нормы необходимо искать в с-ме подзаконных актов.

Элементы структуры юр.нормы м.б. разл.видов. Гипотеза м.б. выражена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуистической) формах. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуистическая - частными, специальными. Если описание одного условия (действия, санкции) – это простые гипотезы (диспозиции, санкции). Если несколько условий (неск.действий, неск.санкций) – сложная гипотеза (диспозиция, санкция). Как и гипотеза, диспозиции подразделяются на казуальные и абстрактные. Первые предписывают конкретные действия, а вторые предусматривают опр.тип поведения. По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются на простые, описательные, ссылочные и бланкетные. Простая диспозиция содержит только указание на вид пр-ния (ст. 105 УК). Описательная диспозиция включает в себя не только наименование преступного деяния (кража), но и перечень его осн.признаков (тайное хищение чужого им-ва). Бланкетная диспозиция не определяет признаков пр-ния, а представляет их установление спец.органам. Санкции по степени своей определенности подразделяются на абсолютно определенные (императивные), относительно определенные, альтернативные и кумулятивные. Абс.опр-ой в теории называется санкция, кт имеет точно фиксированные выражения и не м.б. изменена гос.органом, ее применяющим. Отн.опр-ой явл.санкция, в кт установлена верхняя и нижняя границы (от 3х до 5). Альтер. санкции объединяют несколько видов разл.санкций и орган, применяющий право, м реализовать ее на выбор (ст. 177 УК), здесь используется разделительный союз (или-или). Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций разл.вида (ч. 3 ст. 174 УК). В тексте закона в данном случае используется соединительный союз (и), а в теории наказания этот вариант называют основными и дополнительными наказаниями.

Признаки правовых норм:

1)Системность - право предст.собой целостную с-му норм. Элементами с-мы явл.отрасли права, правовые институты, имеющие предмет и м-ды прав.рег-ния. Предмет руг-ния – часть обществ.отношений, кт похожи по содержанию. 3 метода рег-ния: императивный, диспозитивный, рекомендательно-регистрационный. Импер.м-д устанавливается там, где есть запреты, это уг.R, адм.R, т.е. это м-д жесткого законодат.рег-ния. Диспоз.м-д – кт предоставляет варианты поведения, это гражд.R, сем.R и т.д. Рекомен.-рег. – когда гос-во рекомендует участникам обществ.отношений регистрировать свои отношения, напр., сем.R (регистрация права), конституц.R, адм.R (регистрация по месту жит-ва или пребывания). 2)Общеобязательность - право общеобязательно для всех членов общества, все норм.акты должны распространяться без ограничений и привилегий, они одинаковы для всех, 3)Нормативность – определяется ч/з действие з-на в пространстве, во времени, по кругу лиц. 4)Признак формальной определенности – форма всегда обозначена при помощи букв, знаков, символов. Презумпция знания з-на. 5)Воля – все норм.акты выражают чью-то волю. Поэтому норм.акты выр-ют волю либо одного лица, либо группы лиц, либо всего населения. 6)Право в форме з-на исходит от гос-ва, гос-вом создается и гос-вом гарантируется, а все др.соц.нормы могут существовать спонтанно в сознании людей в виде убеждений. Право обеспечивается и защищается гос-вом 7) Право в форме з-на направлено на рег-ние обществ.от ношений (поведение людей). Гл.смысл правового рег-ния – это установление прав и обязанностей субъектов обществ.отношений, опр-ние меры их возможного или должного поведения.

Виды юридических норм. Юр.нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и дефинитивные. Рег.нормы непосредственно нормируют поведение (свободу) субъектов обществ.отношений, опосредуя принадлежащие им субъективные права и обяз-ти. Рег.нормы иногда называют правоустановительными. В свою очередь, рег.нормы делятся на запрещающие (их диспозиция содержит запрет, обязывающий воздерживаться от опр.рода действий), управомочивающие (их диспозиция содержит дозволение, т.е. право на совершение тех или иных действий) и обязывающие (их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным синтезом запрета и дозволения: субъект не только имеет право совершить предписанное, но и обязан сделать это; ему запрещено воздерживаться от того, на что он управомочен). Охр.нормы регулируют отношения юр.отв-ти, кт возникли вследствие нарушения норм регулятивных. Они направлены на защиту субъективных прав. Дефин.нормы прямо правил поведения не устанавливают, а дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юр.значение. Разновидностью правовых норм, близких к дефинитивным, явл.нормы декларативные, кт также правил поведения не устанавливают, а содержат нормы, лозунги, призывы, а иногда принципы и декларации.

По сфере действия выделяются общие нормы, применяющиеся ко всем отношениям данного рода; специальные нормы, кт регулируют опр.вид отношений данного рода; исключительные нормы, кт устанавливают изъятия из содержащихся в них правил (особые условия).

По степени обязательности выделяют нормы диспозитивные и императивные. Диспозитивные- кт действуют, если стороны своим договором не устанавливают др.правил. Импер.но рмы исключают возм-ть замены содержащихся в них предписаний иными требованиями, кт устанавливались бы самими участниками отношений, регулируемых императивными правилами поведения. Такими нормами явл.нормы уг.права, адм.права.

Особое место занимают поощрительные нормы, дающие право компетентным органам при наступлении опр.условий применить, к тем, кто заслуживает, поощрения (награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий). Имеют свои особенности и рекомендательные нормы, содержащие советы, предложения разл.органов рассмотреть тот или иной вопрос и принять по нему опр.решение.

Закон: понятие, виды.

Закон это норм-прав.акт, обладающий высшей юр.силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон-высшая форма выражения гос-ой воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Высшая юр.сила означ.,что никакой др.орган кроме высшего органа законод.власти не может аннул.или измен.закон. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деят-ти либо в рез-те непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в К-ции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов определяется регламентами соответствующих законод.органов. Закон регулирует только те обществ.отношения, кт хар-ся устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гр-на; определение форм правления, национально-государственного или адм-терр.устройства, методов осущ-ния гос.власти; фиксирование принципов орг-ции и деят-ти гос.органов, их структуры; определение общих начал уг.отв-ти; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Закон занимает особое место в системе норм-прав.актов в силу обладания высшей юр.силой. Все остальные акты должны исходить из зак она и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юр.силы. Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в порядке, определенном референдумом. С юр.точки зр, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.

Т.о., главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юр.сила, в связи с чем сами законы д.б. совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Виды законов

1)По значимости и юр.силе: а)К-ция; б)Конст.з-ны; в)текущие з-ны;

2)По терр.д-ю: а)федеральные; б)з-ны субъектов федерации;

3)По сфере рег-ния: а)общие; б)специальные;                                                                                                                         ?

4)По субъектам правотворчества: а)принятые в рез-те референдума; б)принятые органами власти;

5)По сроку действия: а)постоянные, б)временные;

6)По отраслевой принадлежности – содержат нормы разл.отраслей права;

7)По внешней форме выражения: к-ция, кодекс, постановлние, положение, регламент, з-н, др;

8)По кругу лиц: граждане, ин.лица, лица без гражданства.

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Определите правотворческие органы Федерального уровня власти.

Понятие права и его признаки.

В совр.правоведении выделяются в основном 2 подхода и 2 разл.опр-ния права. 1) позитивистский (нормативный)- ориентируется на неразрывную связь права и гос-ва, на то, что гос-во явл.единственным источником права. Право при этом опред-ся как с-ма общеобязательных, формально-определенных, гос-но-принудительных норм, выражающих возведенную в з-н волю соц.групп или волю народа и выступающих в качестве регулятора обществ.отношений. Право отождествляется с з-ном, а точнее, - с норм-прав.актами, исходящими от гос-ва. Наибольшее внимание такой подход уделяет форме права, а именно: созданию нормативных док-тов. 2) неопозитивистский (социологический) - право рассм-ся как соц.институт нормативного рег-ния обществ.отношений. Право не отожд-ся с законами и подзак.актами. З-н считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма. Осн.идея данного подхода в том, что право рождается внутри самого гр.общества. Основой такого права явл.сами обществ.отношения, кт сущ-ют независимо от гос-ва, поскольку субъекты вступают в отношения м/у собой незав-мо от воли гос-ва, поэтому эти отношения первичны. Задача гос-ва вовремя уловить эти общ.отношения, вовремя облечь их в законную форму – форму норм-прав.акта.

Право – это с-ма общеобязат.соц.норм (правил поведения), установленных или санкционированных гос-вом и обеспечиваемых принуд.силой.

По своему происхождению нормы права м.б. либо правилами поведения, сложившимися в обществе стихийно, но затем санкционированными гос-вом (так называемое обычное право – от слова “обычай”), либо непосредственно установленными компетентными законодат.органами (законодат.R). Как элемент надстройки право обусловлено базисом, экономическими общественными отношениями. Характерной чертой права, отличающей его от других социальных норм (традиций, обычаев, морали и т.д.), является их обеспеченность принудительной силой государства. Поэтому право выполняет не только регулятивную функцию (т.е. регулирует те или иные сферы общественных отношений), но и охранительную функцию (т.е. силой государственного принуждения охраняет установленные правила поведения и принуждает участников общественных отношений к определенному, должному поведению).

Признаки права: 1)Системность - право предст.собой целостную с-му норм. Сист-ть права позволяет рег-ть обществ.отношения. Элементами с-мы явл.отрасли права, правовые институты, имеющие предмет и м-ды прав.рег-ния. Предмет руг-ния – часть обществ.отношений, кт похожи по содержанию. 3 метода рег-ния: императивный, диспозитивный, рекомендательно-регистрационный. Импер.м-д устанавливается там, где есть запреты, это уг.R, адм.R, т.е. это м-д жесткого законодат.рег-ния. Диспоз.м-д – кт предоставляет варианты поведения, это гражд.R, сем.R и т.д. Рекомен.-рег. – когда гос-во рекомендует участникам обществ.отношений регистрировать свои отношения, напр., сем.R (регистрация права), конституц.R, адм.R (регистрация по месту жит-ва или пребывания). 2)Общеобязательность - право общеобязательно для всех членов общества, все норм.акты должны распространяться без ограничений и привилегий, они одинаковы для всех, тогда как др.нормы распр-ся на отд.соц.группы. Напр, нормы обществ.орг-ций распространяют свое действие только на членов этих организаций. 3)Нормативность – определяется ч/з действие з-на в пространстве, во времени, по кругу лиц. Время: время вступления норм.акта в силу, время действия и время прекращения. З-н вступает в силу со времени его опубликования (Рос.газета), с момента подписания президентом, с момента принятия гос.думой, с момента одобрения советом федерации. В каждом з-не м.б. 3 даты, 3 подписи. Обратная сила з-на: з-н обр.силы не имеет если это не указано в самом з-не. В уг.праве з-н имеет обр.силу всегда в 2-х случаях: 1-когда з-н декриминализирует деяние, 2-когда з-н улучшает положение лиц привлекаемых к отв-ти. Если не указано когда вступает в силу, то ч/з 10 дней после опубликования. Пространство: все норм.акты действуют на терр.того гос-ва для кт они предназначены, там где действует суверенитет. Преступник отвечает по законам той терр.на кт совершает пр-ние. Круг лиц: з-ны распр-ся на всех физ.и юр.лиц для кого они предназначены. Есть иммунитеты – неприкосновенность. Самым мощным иммунитетом обладают дипломаты. Главе прав-ва, послу, главе гос-ва и иным юр.лицам по договору. Посол обладает правами иммунитета только на терр.той страны где он посол. След.уровень неприкосн-ти – это депутаты во время исполнения своих служ.полномочий. Служебный иммунитет – для должн.лиц, напр., судьи. 4)Признак формальной определенности – форма всегда обозначена при помощи букв, знаков, символов. Презумпция знания з-на. 5)Воля – все норм.акты выражают чью-то волю. Поэтому норм.акты выр-ют волю либо одного лица, либо группы лиц, либо всего населения. Волеизъявление населения может проявляться непосредственно путем всеобщего принятия правил поведения (сход, референдум, голосование), а также путем опосредованного волеизъявления (выборы депутатов разл.уровней). 6)Право в форме з-на исходит от гос-ва, гос-вом создается и гос-вом гарантируется, а все др.соц.нормы могут существовать спонтанно в сознании людей в виде убеждений. Право обеспечивается и защищается гос-вом, а все иные соц.нормы могут лишь поддерживаться гос-вом, и то если они не противоречат праву. 7) Право в форме з-на направлено на рег-ние обществ.от ношений (поведение людей). Гл.смысл правового рег-ния – это установление прав и обязанностей субъектов обществ.отношений, опр-ние меры их возможного или должного поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.019 с.)