Урок 8. Чему мы научились (1 час). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 8. Чему мы научились (1 час).



Таким образом, путешествуя по Риму и Италии и любуясь сохранившимися достопримечательностями, каждый турист размышляет о том, почему такая сильная цивилизация прекратила свое существование. Упадок и крушение Римской империи, возможно, свести к одной причине, а в данном исследовании мы приведем еще и несколько следствий упадка римского государства[215]. Несомненно, главной причиной является сужение социальной базы государства из-за концентрации богатств в небольших привилегированных кругах, по причине биологического свойства человека неограниченно накапливать ресурсы с целью максимального удобства жизни и передачи потомству, как поступают и иные животные. Поэтому можно выделить главную причину упадка любых государств — сужение социальной базы, которую мы и рассмотрели на примере римской цивилизации, позже ученики попытаются доказать данный тезис на примере иных государств древности при создании своих проектов. Как писал советский поэт Б. Окуджава: «Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше». Все остальные причины являются не причинами, а следствиями сужения социальной базы государства, ведь наличие широкой социальной базы позволяло успешно преодолевать различные кризисы ранее. Сейчас мы рассмотрели важнейший принцип диалектики (причина-следствия), мы догматически выдвинули тезис, первопричину, докажем, что все остальные, так называемые, «причины» падения римского государства являются вовсе не причинами, а следствиями концентрации богатств и сужения социальной базы. Зачастую, гражданам навязывают борьбу не с причиной, а со следствиями (последствиями), например, фермеру выделяют грант на производство мясной продукции в экономической системе, где налоговая нагрузка призвана уничтожить всякое производство (в странах с высоким налогом на добавленную стоимость), естественно, грант не поможет наладить нормальное производство. Если бы государство боролось с причиной, создавало экономику производства, то никаких грантов фермеру не нужно было бы, он бы сам зарабатывал, сам развивался, мог сам производить и не просить подачек и льгот. Российскому школьнику нужно научиться выявлять причину, а не следствия, которые ему навязывают под соусом причин.

Рассмотрим следствия, которые зачастую именуются причинами, и докажем тезис, что все приведенные следствия связаны с главной причиной: сужением социальной базы государства из-за концентрации богатств.

Внешние враги. Одна из версий относит гибель Римской империи к 410 году нашей эры, когда на территорию Рима вторглись готские племена под предводительством Алариха. По второй версии, Рим был разрушен до основания позднее, в 476 году, вождем варварского германского племени герулов Одоакром, который вынуждает отречься от престола последнего императора Рима юного Ромула Августа[216]. Однако, по мнению многих исследователей, в частности, российского автора общеобразовательного учебника Н. В. Загладина, падение Рима началось гораздо раньше, и было вызвано не только такими очевидными причинами, как набеги внешних агрессоров. Начало кризисных явлений в Римской Империи отмечается еще в III веке, после того как глубоко изменилась политическая, экономическая, религиозная и культурная жизнь римлян. До тех пор, римляне успешно отражали набеги варваров, но в 476 году рядовые римляне не стали защищать город, они молились в храмах, а рабы открыли ворота Алариху. С чем это связано как не с заинтересованностью в защите своего государства? Известно, что ранее империю потрясали внутренние восстания, римляне просто не были заинтересованы в существовании своего государства, поэтому и не встали на его защиту. С убийством талантливого римского военачальника варварского происхождения Стилихона, не нашлось офицеров, способных вести легионы на защиту Рима, легионы просто не двинулись к защите столицы, следовательно, были не заинтересованы. По мнению российского исследователя Заборовского Я. Ю., сейчас историки называют более 210 причин падения Древнего Рима. Но все ли причины были причинами, а может они были следствиями главной причины: сужения социальной базы государства, приведшее к незаинтересованности населения в защите своего же государства, исследуем данный вопрос[217].

Отсутствие сильного лидера. В римской империи стала наблюдаться частая смена императоров, правителей областей и провинций, не обладавших политической силой, авторитетом и дальновидностью. Среди представителей власти все чаще появляются лица неримских национальностей, что тоже снижает авторитет и абсолютно уничтожает патриотическую идею. Римляне не были заинтересованы служить своему отечеству, так как все материальные богатства все равно доставались бы правящей группе, а кумовство мешало продвижению по карьерной лестнице: трудно было попасть в привилегированное меньшинство по причине зарезервирования мест для родственников правящей группы (страты). Таким образом, сужение социальной базы привело к снижению мотивации, что вылилось в отсутствие сильных лидеров, заинтересованных двигаться самим, так и двигать за собой массы. А варваризованные лидеры не находили поддержки не только у народа, но и у римской правящей группы. Так талантливого полководца Стилихона как раз и убили за варварское происхождение, скрыв это обвинением в попытке узурпации власти, что не соответствовало действительности. Римляне в лидеры не хотят, а ассимилированных варваров, служащих верой и правдой Риму, в лидеры не пускают, опасаясь связи с не ассимилированными соплеменниками. Отсутствие сильного лидера это не причина, а следствие экономического процесса концентрации богатств.

Варваризация. Значительную долю населения Рима в период упадка составляли представители варварских племен, не обладавших развитой культурой и идеологией. Из-за разницы в уровне развития общественных отношений ассимиляция представителей этих племен в римское общество происходит незначительно. Однако Рим вынужден поддерживать с варварами мирные отношения, так как значительная часть армии формировалась из их рядов, правителям легче и дешевле нанимать варваров в армию, чем римлян. Отсюда новый кризис. Сами римляне не хотели служить своему отечеству. Смысл служить, если постоянно растут налоги, богатства достаются правящему слою. Таким образом, сужение социальной базы государства привело к варваризации армии, римляне были не заинтересованы в военной службе, а правящий слой не хотел своим платить много, делиться материальным богатством, поэтому правящий слой набирал «мигрантов» в армию. Данное положение подводит нас к выводу, что раз накопив богатства, правящий слой не способен ими делиться, даже если сумма дележа незначительна и не сильно скажется на богатстве и социальной иерархии. Варваризация это не причина, а следствие экономического процесса концентрации богатств. Римляне не желали более служить власти, которая их обирает.

Кризис армии. Внешние враги, наступавшие со всех сторон малочисленными и многочисленными отрядами, не встречали отпора со стороны римской армии, ослабленной плохим содержанием и крайней эксплуатацией, не имевшей сильных руководителей и не вдохновленной патриотической идеей. Большую часть жалованья и довольствия солдат присваивали себе военачальники, поэтому низшие чины были крайне деморализованы, учащались случаи мародерства, направленные против соотечественников. Ряды вооруженных сил пополнялись незначительно по ряду причин: Упадок рождаемости; Нежелание владельцев земли отдавать в солдаты своих рабов и наемных работников и терять дешевую рабочую силу; Нежелание жителей городов вступать в ряды армии из-за низких заработков. Иногда эти явления связывают с таким движением, как пацифизм. Однако главная причина кризиса — разрушение профессиональной армии, утрата воинской дисциплины, увеличение количества солдат из числа плохо обученных рекрутов — бывших крестьян — и осевших на территории Римской империи варваров[218]. Кризис армии это не причина, а следствие экономического процесса концентрации богатств.

Рабовладельцы и рабы. Официальная версия школьных учебников: Рим погубил рабовладельческий строй[219]. Эксплуатация порождала возмущения и восстания рабов, вспыхивавшие регулярно. Восстания были разномасштабные: горели жилища землевладельцев, уничтожались орудия труда и домашние животные, рабы отказывались трудиться. Для подавления восстаний рабов требовалась помощь военных, но те еле успевали отражать нападения внешних врагов. Рабовладение привело к крайнему упадку сельского хозяйства, разрушению экономики страны. Крайняя степень концентрации богатств вызвала антагонизм между двумя группами (богатые становятся богаче, бедные становятся беднее). Противоречия между рабами и рабовладельцами это не причина, а следствие экономического процесса концентрации богатств.

Не всеобщность системы майората. Отсутствие обязательного «майората» или «минората» — старший или младший сын, наследует всю собственность. Правящий слой был заинтересован в таком порядке наследования, когда наследники делили собственность поровну. Это приводило к дроблению собственности и к отсутствию конкуренции богатым. Это облегчало концентрацию богатств, мелкие собственники разоряются легче и их земли проще купить богатым. Римская империя переживала период дробления на провинции, крупные владения при этом делились на малые, частично сдавались в аренду мелким землевладельцам и рабам. Стало преобладать натуральное хозяйство, сократилась доля перерабатывающих отраслей хозяйства, повысились цены на перевозку товаров. Чем меньше собственность, тем меньше товарность хозяйства. На маленьком участке можно прокормить себя, но сложно поставлять продукцию на рынок. Торговля переживает крайнюю степень упадка, окончательно прекращаются отношения между некоторыми провинциями. Государство повысило налоги, но платежеспособность населения резко упала, и налоги платить было нечем. За инфляцией последовало сокращение объема денег в стране. Мелкие земледельческие хозяйства стали объединяться в коммуны или просить защиты у крупных владельцев земли — начался процесс выделения крупных феодалов и окончательного разорения мелкого крестьянства. Отсутствие обязательного майората это не причина, а следствие экономического процесса концентрации богатств, упрощающего ограбление собственников по причине дробления владений при наследовании.

Демографический кризис. Упадок экономики и последовавшие друг за другом неурожайные годы вызвали голод в стране, волну инфекционных заболеваний. Повышается смертность, резко снижается рождаемость. Правительство издает несколько указов о поддержке семей с детьми, о льготах для детей варваров, однако в Риме неуклонно повышается число людей старшего и преклонного возраста, общество стареет. Демографический кризис это не причина, а следствие экономического процесса концентрации богатств, бедные не могут обеспечить здоровую выживаемость потомства.

Социальный кризис. Одновременно падает авторитет правящих кругов и возрастает авторитет капитала, самых богатых людей в стране. Увеличивается количество государственных служащих, растет бюрократический аппарат, усиливается коррупция. Средний класс постепенно разоряется, приходит в упадок городская культура, производство и торговля, возникают массовые беспорядки. Второй стороной является так называемая социальная апатия, разрушение духовности и патриотизма. Концентрация богатств приводит к падению заинтересованности большинства, уже неимущего, в защите своего государства.

Кризис духовности. Постепенно разрушен и забыт идеал гармонически развитого человека, гордого римлянина, который служит своему городу-государству, строит свою жизнь на основе общественных принципов. Наступает кризис искусства: литературы, архитектуры, скульптуры. Нравственное разложение населения зачастую связывают с расцветом пороков, разврата, гомосексуализма[220].

Христианство. Одной из следствий гибели Римской империи называют прекращение преследований христиан, которые были узаконены указом императора Константина в 313 году. Начиная с этого года христианство, было признано равноправным с языческой верой. Исторически христианство — религия бедных, Иисус был пастухом. Христианство возникло в I веке как ответ на рост бедности. Иисус призывал выгнать фарисеев (торговцев, а значит богатых) из храмов, к равенству людей независимо от богатств.  Известно, что за этим в конце IV века последовало разрушение и разграбление языческих храмов при императоре Феодосии Великом, которое проводилось толпой римских жителей под руководством монахов-христиан. Бедняки грабили богатые храмы под прикрытием того, что они были языческими. Бедных, а, следовательно, последователей христианства стало так много из-за концентрации богатств, что императоры вынуждены были признать христианскую религию. Еще более губительным было наличие внутри христианского учения разнообразных течений. Они вносили смуту и раздор, разъединяли народ, заставляли его сомневаться, разрушали цельность нации, ослабляли ее сопротивление внешним врагам.

Таким образом, распад Римской империи обусловлен совокупностью противоречий внутри государства, утратившего политическую, идеологическую, религиозную цельность из-за концентрации богатств в узких кругах, приведшее к сужению поддержки населения государства. Сама власть была виновата в крушении государства, нескончаемая гонка за богатствами, концентрация богатств в узких кругах, привело к тому, что государство для всех, стало государством для правящего слоя, обирающее население.

Находите главную причину всех несчастий и боритесь с ней, вам нарочно будут навязывать борьбу со следствиями, которые ни к чему не приведут.

За крах государства ответственна только правящая группа. Она пользует государство, от нее зависит, как народ будет относиться к государству.


§3. Календарно-тематическое планирование

Тема урока Кол-во часов Основное содержание по темам Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий) Дата план. Дата факт.

Лекционное занятие (1 ч)

1 Царский Рим, реформы Сервия Туллия 1 Сервий Туллий, противостояние Рима и последнего царя (509—495 до н. э.), царь («rex»), родовая и соседская община, куриатные комиции и комиции по центуриям, ценз. Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о структуре власти Царского Рима и причинах отказа от царской власти    

Семинарское занятие (1 ч)

2 Ранняя республика 1 Борьба Патрициев и Плебеев (494-287 гг. до н. э.). Сецессия Семинарское занятие, рассмотреть предпосылки, причины, формы борьбы, цели участников. Работа по группам: патриции, плебеи.    

Лекционное занятие (1 ч)

3 Итог борьбы патрициев и плебеев 1 Создание системы сдержек и противовесов (SPQR), патриции, плебеи, сенат, народный трибун, консул, нобилитет. Устанавливать причинно-следственные связи о значении компромисса между знатью и имущим народом    

Семинарские занятия (1 ч)

4 Реформы Гая Мария, усиление влияния армии, эпоха гражданских войн 1 Армия разрушает систему сдержек и противовесов, Гай Марий, Сулла, Союзническая война, Гражданская война 88-87 гг. до н. э. Гражданская война 49-45 гг. до н. э. Последствия усиления армии для Римской республики. Работа с источником-практикумом.    
5 Военная диктатура Юлия Цезаря 1 Армия берет власть, Гай Юлий, Марк Красс, Гней Помпей, Триумвират, популяры, оптиматы. Причины перехода к Военной диктатуре. Работа по группам: сенат, народ, армия, враги.    

Лекционные занятия (1 ч)

6 Ранняя Империя 1 Принципат (единоначалие), Октавиан Август Сущность системы управления «Принципат»    
7 Поздняя Империя 1 Доминат (самодержавие), Диоклетиан Причины перехода к Самодержавию, сущность системы «Доминат»    

Защита проектов (1 ч)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.015 с.)