Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие Римского государства
Таблица 1
Составлено по материалам магистерской диссертации, Глава II. Развитие государств Древнего мира. §6. Развитие государств Средиземноморья, Рим.
Тестирование за элективный курс по всеобщей истории для 10-ых классов по теме: «Возникновение и развитие государств Древнего мира, историко-сравнительный анализ на примере Древнего Рима» Образец, таблица 2 ФИО:__________________________________________ 1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании сословной структуры римского общества эпохи поздней империи?
принципат; колонат; плебеи; латифундисты; доминат. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. 2. К основной причине свержения царской власти относят 1) гибель Тарквиний Городого 2) слабость царской власти 3) претензии на имущество патрициев 4) унижение чести плебейки Лукреции 3. Выберите определение, соответствующее понятию «пролетарии» в римском обществе 1) богатый крупный землевладелец 2) человек, богатство которого только в детях 3) категория пленных рабов 4) категория сельскохозяйственного населения 4. Верны ли следующие суждения о социальной базе государства? А. Под социальной базой понимают слои общества, которые управляют государством и, следовательно, которым государство служит, государство по определению не может служить всем слоям общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 5. В своем реферате ученик провел сравнительный анализ социального положения плебеев и патрициев эпохи Царского Рима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) имели всю полноту прав: политические и экономические 2) были крупными собственниками 3) вооружались за свой собственный счет 4) не имели политически прав
6. Запишите слово, пропущенное в таблице. Определение терминологии
7. Дайте определения следующим терминам:
1) Сецессия - ______________________________________________________________________________ 2) Народный трибун - _______________________________________________________________________ 8. Дайте определения следующим терминам: 1) Сенат - _________________________________________________________________________________ 2) Колонат - _______________________________________________________________________________ 9. Напишите, в каких основных положениях заключаются отличия принципата и домината как способов организации власти в Древнеримском государстве __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Гонорий служит в армии ранней республики, имеет большой земельный участок, периодически заседает в Сенате. В каком социальном слое ранней республики находится Гонорий, свой ответ запишите __________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания и ответы по тестированию за элективный курс по всеобщей истории для 10-ых классов по теме: «Возникновение и развитие государств Древнего мира, историко-сравнительный анализ на примере Древнего Рима» Образец, таблица 3
Выполнение каждого задания оценивается в один балл. Критерии оценивания: 0-39% оценка «2» (не выполнено или выполено до трех заданий); 40-69% оценка «3» (от четырех до шести заданий выполнено верно); 70-89% оценка «4» (от семи до восьми заданий выполнено верно); 90-100% оценка «5» (девять или десять заданий выполнено верно).
(рис. 1) Социальная структура и социальная база римского государства Царской эпохи Пояснения (рис. 1). Царь и патриции были меньшинством общества. Рабство в эпоху Царского Рима не играло важную роль в экономике, именно поэтому, плебеи доминировали в обществе, социальной структуре Царского Рима. Зеленым цветом, для наглядности, выделены слои, использующие государство (см. прилож. табл. 1). (рис. 2) Социальная структура и социальная база римского государства эпохи Ранней республики Пояснения (рис. 2). Последний римский царь Тарквиний Гордый стал ущемлять интересы не только плебеев, но и патрициев. За это они свергли царя. Формальный повод: Тарквиний посягал на честь плебейской девушки Лукреции. Патриции воспользовались недовольством плебса. Царскую власть заменили консульской властью, но оба консула являлись выходцами из патрициев. Плебеи прав не подучили. Именно борьба двух слоев: патрициев и плебеев характеризует историю Ранней римской республики (см. прилож. табл. 1).
(рис. 3) Социальная структура и социальная база римского государства эпохи Поздней республики Пояснения (рис. 3). Плебеи получили равные права с патрициями, что привело к объединению их в один господствующий слой «нобилитета». Гай Марий, чтобы преобразовать армию в массовую, вынужден был привлечь на службу бедняков-неграждан, с целью противостояния многочисленным врагам республики. Генералы могли манипулировать армией в своих интересах, формирование военного сословия характеризует историю поздней республики. Рим расширялся и стал включать иные слои общества, не жителей города Рима (Италики). Италики, в ходе многочисленных гражданских войн завоевали себе гражданство и также стали социальной базой Поздней римской республики. История Рима Поздней республики это история преодоления полисной структуры (кризис полисной организации) и преобразование Рима в полноценное государство (см. прилож. табл. 1). (рис. 4) Социальная структура и социальная база римского государства эпохи Ранней империи Пояснение (рис. 4). Юлий Цезарь и Октавиан Август окончательно закрепляют привилегированное положение армии. Выходцы из нобилитета, т. е. богатые слои общества, являются опорой армии. Республиканские институты не исчезают. Император является первым среди равных, императору подчиняются легионы. Сочетание республиканских и монархических черт в управлении именуется системой принципата, что характеризует историю Ранней империи (см. прилож. табл. 1). Рис. 5 Социальная структура и социальная база римского государства эпохи Поздней империи Пояснение (рис. 5). История Поздней Империи представляет собою полную концентрацию собственности в руках правящего класса. Граждане перестают быть социальной базой государства. Огромный рост налогов фактически нивелировал все политические права граждан. Гражданство, подразумевающее экономические и политические права, стало подразумевать только политические права, без экономических прав граждане были незаинтересованны в своем государстве. Рост могущества государства (но не благосостояния населения) привел к возникновению чиновнического сословия, всесилие которых приводило к злоупотреблениям и коррупции. Крупные нобили образовали сословие латифундистов, крупных земельных собственников, что приводило к закреплению крестьян (колоны), формированию зависимого населения. В целом, концентрация собственности привела к росту неравенства, что привело к упадку гражданских институтов, и, в конечном счете, к сужению социальной базы. Римское государство являлось выгодно подавляющему меньшинству. Внешние враги поняли слабость империи и атаковали. Империя пала. Причина: сужение социальной базы, а внешние враги и климатические изменения выступили катализатором распада.
Подпись учителя: _________________ (подпись) _________________ (фамилия, инициалы) Заключение В данной магистерской выпускной квалификационной работе исследовано возникновение и развитие государств древности. Под развитием понимаются процессы расцвета и процессы упадка государств, вследствие расширения или сужения социальной базы государства. Проведен историко-сравнительный анализ государств древности. В соответствии с поставленной целью, исследованы закономерности и особенности возникновения и развития государств Древнего мира, проведен их историко-сравнительный анализ, доказано, что падение государств связано, исключительно, с сужением поддержки населения, сужением социальной базы, а внешние враги и климатические изменения лишь следствия этого процесса, но никак не причины. В соответствии с целью исследования решены следующие задачи: Исследованы теории возникновения государств Древнего мира. Марксистская теория возникновения государства единственная теория, претендующая на универсальность, она не только применима к особенностям возникновения любой государственной организации, но и позволяет выполнять прогностические функции. Так, например, государство это продукт развития социального неравенства, со временем социальное неравенство будет возрастать из-за необходимости обслуживать все увеличивающуюся численность государственного аппарата и правящих слоев, что приведет к тому, что государство будет выгодно привилегированному меньшинству, будет нестабильно, разрушится из-за незаинтересованности большинства в его защите или обретет величие из-за создания системы сдержек и противовесов, системы разделения властей, выгодной и правящим слоям и большинству других слоев. Изучены особенности развития государств Древнего мира. Так, инки практически не имели торговли, государство использовало институт натурального обмена, социальное неравенство выражалось не в денежном эквиваленте, не в земельном, а в количестве изъятых излишков у крестьян. Проведен историко-сравнительный анализ государств Древнего мира. Все государства создавались сословиями воинов и жрецов, затем, в связи с усилением государств появляются сословия чиновничества, которые, затем, занимают доминирующее положение в государственной машине. Сужение социальной базы не только воздействует на народ, крестьян, но и на самих представителей правящих слоев, чиновники начинают отлучать от власти жреческий аппарат, жрецы борются с чиновниками и т. п. Зачастую, падение государства связано с тем, что проигравшие представители правящих слоев в сговоре с народом, борются с победившими представителями правящих слоев. Для всех государств характерно долговременное существование при широкой социальной базе, когда государство защищается большинством населения. Наоборот, в государствах, где узкая социальная база, большинство не защищает государство, государство характеризуется кратковременностью существования. Для всех государств, даже, с наиболее возможной социальной базой, характерно использование рабского труда, что позволяет выдвинуть тезис: государство всегда эксплуатирует определенные слои, главное, чтобы эксплуатации не подвергалось большинство населения.
На основе полученных знаний разработан элективный курс на примере развития римского государства, рассчитанный для преподавания в учебных заведениях Российской Федерации в качестве углубленного базиса, в рамках дополнительной внеурочной деятельности учащихся. Элективный курс имеет богатый методический материал: образцы тестирования за курс, графики, схемы, диаграммы, табличные средства наглядности. Решена научная проблема магистерской исследовательской работы, заключающаяся в опровержении мифа, что государства рушатся, исключительно, из-за внешних причин, будь-то враги или изменение климата. Внутренние враги государства гораздо опаснее внешних и этим внутренним врагом народа являются не деятели вражеского государства, а сами представители господствующего класса, грабящие свой народ. Стабильное развитие государство может быть связано только с ограничением разрастания социального неравенства. Таким образом, контроль не только властью — народа, но и народа — властью, способен создать систему сдержек и противовесов, ограничивающую рост социального неравенства, предотвращающую сужение социальной базы государства с целью стабильного государственного развития, которое приведет к богатому базису (экономике) и развитию надстройки (культуры). Культуры, оставшейся в веках и служащей примером для потомков.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.026 с.) |