Урок 1. Царский Рим, реформы Сервия Туллия (1 час) . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 1. Царский Рим, реформы Сервия Туллия (1 час) .



Рассмотрим эпоху развития Древнего Рима, известную как «царский Рим». Древний Рим в VII — VI вв. до н. э. представлял собою родовую общину. Родовая община: нет социального неравенства. Социальное устройство древнейшей римской общины выглядело следующим образом: патриции, плебеи, сенат (собрание патрициев), царь (военный вождь), куриантные комиции (собрание по кровному родству)[194]. Патриции были главами родов, в переводе с латинского «отцы». Всего патрициев было около 300, они возглавляли семьи, исконно проживавшие в римском полисе. Плебеи были чужеродными элементами внутри общины, но отнюдь не бедными, по сути, плебеи это люди, осевшие в Риме, служившие в армии, торговцы, ремесленники, но не римляне по происхождению. Наличие собственности и важное экономическое значение позволяло им успешно отстаивать свои права. К рубежу VI в. до н. э. Рим, являясь торговым пунктом этрусской цивилизации, ускоренно богатеет за счет торговли с южной Италией, греческими колониями Италии, например г. Тарент. Рим находился на юге Этрурии, представляя собою «ворота» в земли Этрусков. Исторически город закладывался не как торговый, а как военная крепость, но удачное географическое положение содействовало росту богатства города. Римом правили цари, по своей сути, бывшие военными вождями, о чем уже упоминалось в нашем исследовании, т. е. абсолютной властью они не обладали, были сродни русскому слову «воеводами» города (латинский термин «Rex»). Один из царей проводил реформы, знаменитые реформы царя Сервия Туллия, когда аристократия по рождению заменяется аристократией по богатству. Царь лишь приводил в соответствие политическую надстройку над экономической. Родовая община социального устройства из-за роста богатства, роста неравенства, сменяется соседской общиной: общиной, основанной на материальном неравенстве. Царь своевременно привел организацию власти в соответствие с экономическим развитием, чем заложил дальнейшее процветание римской общины, когда власть содействует росту частной собственности и власть имеют собственники. Патриции и плебеи были разделены на 5 классов по имущественному признаку. На каждый из классов возлагались военные обязанности по выставлению определенного количества центурий — сотен (пехотинцев или всадников), разграничение касалось и качества вооружений. Политическим результатом реформы стало вытеснение куриатных комиций, собраниям по родству — собранием по центуриям, по богатству, большинство в котором принадлежало представителям высших классов[195]. Сервий Туллий переориентировал римский полис с объединения для защиты родства, исходя из принципа землячества, на объединение, исходя из принципа богатства. Рим переживает разложение родоплеменного строя. Из-за борьбы за сохранение неравенства формируется власть в виде института римского полиса. Возникает легенда об убитом Ромулом Реме, как символа защиты собственников Рима от посягательств извне, невзирая даже на кровное родство.

Неимущие не входили ни в один из классов. Они получили название пролетариев (от лат. «имеющие детей»), этим подчеркивалось, что все их имущество состоит только в потомстве[196].

Таким образом, в VI в. до н. э. в Римском полисе возникло государство. Организация власти имущих над неимущими. Рим превратился с племенного объединения в классический город-государство, отстаивающий интересы богатых слоев общества. Уместно вспомнить теорию марксистскую теорию возникновения государства, тезис: государство есть орудие интересов, организация правящей группы как раз прослеживается на примере рождения римского полиса-государства. Государство формируется при появлении неравенства и служит защите неравенства, как главной, но не единственной, цели. Комплектование армии, введенной Сервием Туллием как раз приводило к тому, что наилучшее оружие, а значит и боеспособность, имели те страты общества, которые сами могли его приобрести, а, следовательно, они могли воевать не только с внешними врагами, но и с внутренними бедняками, бедняки же были небоеспособны, коих было большинство общества, к вооруженной борьбе в римской властью не только по причине отсутствия оружия надлежащего качества, но и по причине отсутствия свободного времени для военной подготовки. Бедность не способствует образованию свободного времени, а, следовательно, и росту знаний. Бедность есть экономический уклад, когда работающий вынужден только работать, не отвлекаясь на иные занятия, чтобы поддерживать свое существование. Таким образом, причина создания римского полиса-государства выразилась в защите интересов собственников, что согласуется с марксистским определением государства как организации, для защиты правящего класса, а, отнюдь, не всех членов общества, кто бы там себе чего не возомнил. Социальная структура римского полиса пирамидально сверху вниз имела следующий вид: царь (военный вождь, опирающийся на дружину), патриции (земельная аристократия, знатные и богатые), плебеи (не знатные, но богатые), рабы. Социальная база государства (кто пользовал государство и кого оно, следовательно, защищало): военные силы царя и патриции (см. прилож. табл. 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.005 с.)