Марксистская концепция происхождения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистская концепция происхождения государства



Согласно данной концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Экономика первична, а политика, религия, культура, психика и прочее является отражением экономических процессов. Не сознание определяет быт, а быт определяет сознание. Если экономики не нужды творцы и лидеры, то государство будет культивировать культ криминала, неучастия, показывать низменные человеческие пороки. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, но все же дана теория позволяет не только объяснять возникновение государств, но и делать прогнозы по их дальнейшему развитию, что делает ее, пожалуй, главной теорией, объясняющей происхождение государства.

Таким образом, по мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий»[85].

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественноисторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путем пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и внеправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определенное повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя. Религия же призвана отвлечь население от поиска экономических проблем, и направить на поиск духовных проблем.

По Ф. Энгельсу («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство.

Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги. Исторически люди будут иметь все меньше и меньше свобод при увеличении свободного времени и улучшении бытовых условий. Отчасти данное положение, по мнению автора магистерской диссертации, верно, сейчас нужно разрешение на оружие, на постройку дома, на хозяйственные постройки, данные разрешения еще сто лет назад не требовались. Хотя сейчас свободного времени, несомненно, больше и его можно качественнее провести, но жесткая эксплуатация сохраняется (отмена социальных гарантий, рост цен и т. д.)

Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство — органом дворянства для подавления иных, а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом. А в Новейшее временя, государство есть орудие бюрократии, буржуазии и силовиков против иных классов.

Кроме того, в большинстве известных в истории государств, предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего. В Афинах и Риме это определялось делением граждан на имущественные категории, в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размерами землевладения. В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном цензе при выборах в высшие государственные органы. В революционной Франции принципом добровольного комплектования армии (нацгвардия) за счет граждан, но только богатые категории могли позволить купить своим сыновьям обмундирование и оружие, а, следовательно, принцип комплектования и сама армия, были средством подавления неимущих — имущими.

В. И. Ленин называет антагонизм классов двигателем истории: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы»[86].

С. С. Алексеев и В. М. Корельский указывают, что нельзя считать возникновение классов единственной причиной его появления, поскольку имеются примеры зарождения и формирования государства в доклассовом обществе, а на процесс государственного образования влияют и другие, более общие факторы: запрет инцеста, психология и прочее[87].

В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Тем не менее, данная теория объяснила практически все положения развития государств, причины их гибели, что не только объясняло причину возникновения государств, но и вооружало теоретическими положениями, позволяющими предугадать и, самое главное, предупредить распад государств. Так, например, для государства более опасны внутренние враги, чем внешние, так как государство есть организация не для всего населения, а для господствующего слоя, то этот господствующий слой будет стараться перетянуть все экономические ресурсы общества в свои руки. Так как господствующий слой всегда представляет собою меньшинство, то в скором времени большинство населения разочаруются в государстве и при внешних опасностях перестанут его защищать, что соответствует тезису данного исследования: государства рушатся из-за сужения социальной базы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.004 с.)