Политики предприятия для целей налогового учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политики предприятия для целей налогового учета



С начала 2002 года в силу вступила 25 глава Налогового Кодекса, регламентирующая такие важнейшие понятия, как классификация доходов и расходов, метод начисления налогов, налоговая база, налоговая ставка и прочее. Это положило начало необходимости ведения на предприятии отдельного налогового учета, так как в связи с введением этой главы данные бухгалтерского и налогового учета стали существенно различаться [3, ст. 313].

В статье НК РФ «Налоговый учет. Общие положения» дается определение налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом[3, ст. 313]. На данный момент существует два способа ведения налогового учета на предприятии [52, c. 129]:

1. Ведение налогового учета отдельно от бухгалтерского. Этим может заниматься как бухгалтер, что несомненно увеличивает трудоемкость его работы, так и отдельный, специально созданный для этих целей аппарат предприятия, что приводит к увеличению затрат на ведение учета, так как одна операция будет отражаться как в бухгалтерском, так  и в налоговом учете.

2. Ведение налогового учета на основании данных бухгалтерского с применением аналитических регистров налогового учета и корректировок. Как правило, эта работа возлагается на бухгалтера, она менее трудоемка, нежели ведение отдельного учета и относительно него менее затратна.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм, создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

В статье «Налоговый учет. Общие положения» НК РФ указано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового  учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно[3, ст. 313].

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается совокупность выбранных предприятием способов и методов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов. Согласно НК РФ «Момент определения налоговой базы», принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации [3, ст. 167].

Учетная политика должна быть установлена на длительный срок, как минимум на год. Закон допускает случаи, при которых утвержденная учетная политика может быть изменена [3, ст. 313].

В первом случае изменения можно применять лишь с начала нового налогового периода, т.е. со следующего календарного года.

Во втором случае дополнения к учетной политики, касающиеся осуществления нового вида деятельности, возможно принять с момента начала такого осуществления.

В третьем случае - с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве[33]. Все изменения должны найти отражение в соответствующем организационно-распорядительном документе организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации и является обязательной для всех обособленных подразделений организации [3, ст. 313].

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. В учетной политике для целей налогообложения следует предусмотреть и отразить ряд важных вопросов, связанных с формированием налоговой базы по ряду основных налогов[36].

Элементы, которые необходимо отразить в учетной политике, можно также разбить на несколько блоков. При определении общих вопросов налогообложения следует обратить внимание на два ключевых момента: во-первых, подразделение, осуществляющее исчисление налогов – это может быть как бухгалтерия, так и специально организованная на предприятии налоговая служба.

Во-вторых – это разработка аналитических регистров налогового учета. Согласно НК РФ, аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета [3, ст. 314].

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся.

Налоговые органы не могут устанавливать обязательные формы налоговых регистров, предприятие разрабатывает их самостоятельно, однако регистры должны содержать обязательные реквизиты (этими же реквизитами дополняются и данные бухгалтерского учета, если налоговый учет ведется, исходя из них)

Аналитические регистры налогового учета играют большую роль в организации налогового учета на предприятии и являются неотъемлемым элементом учетной политики для целей налогообложения.

Рассмотрим подробнее порядок разработки раздельного учета НДС. Согласно НК РФ, если организации, осуществляющей как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость операции, предъявляется сумма налога на добавленную стоимость.

Порядок ведения раздельного учета законодательно не установлен, поэтому каждая организация исходя из специфики своей деятельности должна разработать систему ведения раздельного учета затрат на производство и реализацию продукции, облагаемой и не облагаемой НДС.

Такой учет можно организовать, открыв дополнительные аналитические субсчета к счетам затрат 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы, 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

В учетной политике для целей налогообложения организации следует разработать порядок отражения информации о формировании налоговой базы по налогу на прибыль[3]. Организация вправе выбрать один из методов определения доходов и расходов. Это может быть метод начисления или кассовый метод[3, ст. 271-273].

Учетная политика должна также содержать выбранный предприятием метод оценки размера материальных расходов при списании сырья и материалов. Методы налогового учета в этом вопросе аналогичны методам бухгалтерского учета.

В учетной политике также необходимо предусмотреть порядок создания и использования различных резервов на предприятии. Налоговый Кодекс РФ предоставляет организации-налогоплательщику возможность выбора целого ряда резервов, список которых аналогичен списку резервов в бухгалтерском учете, за исключением резерва под снижение стоимости материальных ценностей [39]. В учетной политике также необходимо предусмотреть порядок создания и использования различных резервов на предприятии. Налоговый Кодекс РФ предоставляет организации-налогоплательщику возможность выбора целого ряда резервов, список которых аналогичен списку резервов в бухгалтерском учете, за исключением резерва под снижение стоимости материальных ценностей [39]

Тем не менее, на наш взгляд, при разработке и рассмотрении учетной политики в целях налогообложения на следующий отчетный год, необходимо принимать во внимание те виды деятельности, которыми на данный момент организация не занимается, однако планирует в ближайшем будущем их возникновение. Такие виды деятельности, как правило, предусмотрены заранее и отражены в ее уставе. Основная идея заключается в том, что предприятию, в случае предполагаемого расширения сферы своей деятельности, следует не только рассчитать совокупный экономический эффект данного явления, но и продумать возможные нюансы, связанные с налоговым учетом и налогообложением нового вида деятельности.

 Подготовив заранее свою учетную политику, предприятие сможет изменить не только те элементы, которые будут связаны с новыми направлениями деятельности (и которые можно принять с момента их возникновения), но и привести в гармонию с ними элементы учетной политики по уже ведущейся деятельности.

При разработке соответствующей учетной политики необходимо одновременное достижение трех целей:

1.Постановка максимально выгодной для предприятия системы налогового учета, основанной на особенностях деятельности предприятия;

.2. Закрепление в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили законодательству. Достижение данной цели невозможно без должной квалификации кадров бухгалтерского аппарата.

3.Принятие по возможности положений, сближающий порядок ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии. На современном этапе развития государства многие предприятия осуществляют свою деятельность, находясь на упрощенной системе налогообложения (далее –УСН).

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Поэтому не маловажен тот факт, что организации, перешедшие на УСН, могут не вести бухгалтерский учет, но, тем не менее, формировать бухгалтерскую учетную политику им все-таки нужно в разрезе элементов учетной политики по учету основных средств и учету нематериальных активов [40, c. 148].

Для организаций, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход (далее –ЕНВД), каких исключений законодательством не предусмотрено. Они должны вести бухгалтерский учет, а также составлять и применять учетную политику для целей бухгалтерского учета на общих основаниях.

В заключение следует заметить, что учетная политика для целей налогообложения является одним из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации и налогового планирования. При разработке учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета организации зачастую стоят перед выбором между тремя целями: минимизировать доходы и прибыли и, следовательно, налоги, максимизировать финансовые результаты для повышения инвестиционной привлекательности, уменьшить трудозатраты и на раздельное ведение бухгалтерского и налогового учета

Порядок формирования учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на примере ИП Нурзат Анатолий Кыргысович г. Кызыла, рассмотрен во второй главе бакалаврской работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.011 с.)