III.  Монтаж, как творческий метод сценариста и режиссера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.  Монтаж, как творческий метод сценариста и режиссера.



Монтаж- это подбор и соединение отдельных художественных частей сценария (на основе их сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства. Метод монтажа стал одним из главных в практике театрализованных праздничных форм работы. Сама природа праздника, из-за отсутствия явного деления на сцену и на зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс и т.д., требует соединения очень далеких друг от друга в эстетическом плане явлений.  

 «… Монтаж не сугубо кинематографическое обстоятельство, а явление, встречающееся неизбежно во всех случаях, когда мы имеем дело с сопоставлением двух фактов, явлений, предметов». С.М. Эйзенштейн. Применительно к средствам выражения монтаж известен литературе, театру, музыке, живописи. Монтажный принцип в этом смысле является непременным свойством художественного сознания вообще. На нем основаны выразительные возможности всех искусств.

 Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия. Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя произведения искусства как «заготовки». Но взаимоотношение выразительных средств не сводиться в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария. В сценарии театрализованного представления «формы жизни» (документальный материал) и «формы искусства»(литературный материал) должны быть выстроены в ряд, в котором между ними бы возникали определенные взаимоотношения. Создать идейно-драматургическую основу целого из разных по содержанию материалов возможно тогда, когда добьешься их смыслового единства обусловленного целью художественно-педагогического воздействия. Такое единство достигается лишь в результате столкновения разных по смыслу «фактов жизни» и «фактов искусства». Например: человек+чемодан=пассажир, т.е. человек, отправившийся в дорогу. Прочитывая «неизображенное содержание» (пассажир) зритель приходит к этому выводу в результате самостоятельной деятельности.

Монтаж так же: подбор и соединение отдельных частей чего-либо (на основе их сравнения, сопоставления) с помощью различных приемов для создания единства, законченного произведения. Например, литературный монтаж, литературно-музыкальная композиция- драматургическое произведение эстрадного искусства (эстрадное представление), создаваемое на основе сочетания и синтеза поэтического слова, музыки,танца, пластики. В основе сценария лежит художественная а так же публицистическая и научная литература. Может быть использован местный документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.в литературно-музыкальной композиции композиционное построение смыкается творческим монтажом. В.Яхонтов подчеркивал, что искусство композиции подразумевает метод мышления, что композиция- это тяготение элементов друг к другу по содержанию, а не по фактуре и форме. Композиции могут быть двух типов: монокомпозиции, создаваемые по произведениям одного автора (писателя,композитора) и тематические композиции, в которых единая тема рассматривается путем использования в низ музыкальных и литературных произведений нескольких авторов.

В театрализованном представлении,массовом действе- сборка выразительных средств и документального материала в номер или игровой эпизод (внутриномерной монтаж)подборка и сборка номеров и тематических игровых эпизодов в смысловое целое. Монтаж- основной способов построения праздничного действия, театрализованного представления, увлекающий зрителя яркостью, неожиданностью, необычностью решения. Он выражается как в построении отдельных номеров, так и в их монтажном сцеплении в целостное представление. Сцепка – сценическое действие, связывающее сценические номера и эпизоды театрализованного представления

Монтаж номеров – создание единой органичной композиции по принципу внутреннего контраста тем с определенным построением и сочетанием эпизодов и номеров, создающих в целом сплав форм и художественных выразительных средств. Монтаж номеров – сплав разножанровых номеров, документального материала, специально написанных текстов и т.д. в результате которого рождается новое качество, создается произведение совершенно нового синтетического комплексного жанра. Используются как правило, имеющиеся в наличии в данном конкретном месте номера (актеров профессионалов и самодеятельных, детей, спортсменов, артистов цирка). Номера подвергаются переделке, доработке, переработке. Их сокращают, подгоняют под темпо-ритм, используют фрагменты, усиливаются те или иные акценты, менять аранжировку или одежду исполнителей, световое решение, укрупнять масштабность номера путем ввода в него дополнительных коллективов или исполнителей. Может быть объединение нескольких номеров в один сводный. Принцип «сбивания» номеров состоит в том, что несколько номеров разных исполнителей  с одной темой (или основанных на одной мелодии) при некотором сокращении кусков сбиваются в единую сценку (сюиту-номер). Этот принцип придает представлению яркую образную выразительность за счет обогащения номера элементами театрализации- сценическим действием с определенной сценической атмосферой. При этом должно сохраниться содержание номера, его замысел, «ход», «прием».

Существуют основные виды монтажа:

1. Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого. Чаще всего используется логика хронологической последовательности, но могут быть иные внутренние логические «связки»

2. Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие. Контрастность основана на сближении противоположных, контрастных по смыслу элементов художественного произведения. В сценарии театрализованного представления можно сопоставлять отдельные номера, эпизоды, заставляя зрителя сравнивать 2 факта, 2 явления, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.

3. Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся смысловые ряды («неразделимо», но «неслиянно»).Параллелизм – еще один свойственный именно сценарной драматургии прием монтажа, где два тематически не связанных действия соединены вместе и идут параллельно. Как частный случай параллелизма рассматривается монтажный прием основанный на принципе действования на нескольких сценических площадках параллельно или одновременно называется одновременность. Действие развивается параллельно в нескольких плоскостях. Часто используются полиэкраны- одно действие идет на сцене, другие разворачиваются на нескольких экранах одновременно.

4. Ассоциативный. Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты. такой монтаж активизирует зрителя, заставляет его думать, сопоставлять, делает его соучастником творческого процесса, а не только зрителем. Он иногда труден для неподготовленного зрителя, но интересен. Яхонтов называл его «монтаж взрыва», т.к. при столкновении событий рождается новое качество,новый художественный образ (А.Д. Силин «Театр выходит на площадь»)

5. Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.

6. Лейтмотив – (напоминание) – одна из особенностей драматургии театрализованного представления. Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают участие все средства художественной выразительности.

 

Функции монтажа:

1.Анализ синтез и конфликт фактов жизни и фактов искусства.

2.Средство воплощения сюжета.

3.Средство выражающее авторскую позицию.

4.Драматургический метод организации материала.

5.Средство художественной выразительности.

6.Формы организации зрительского восприятия.

7.Различная организация эпизодов.

8.Способ изменения жанра.

 

Приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы сценария, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы.

На заключительном этапе создания сценария сценарист, приступая к монтажу, должен учитывать все предыдущие позиции, включающие сверхзадачу, замысел, сюжет, сценарный ход.

   В сценарии театрализованного представления мы можем отбрасывать все промежуточное, все незначительное и оставлять лишь яркие, ударные пункты. На этой возможности и строится сущность впечатляющей силы монтажа как основного приема при создании сценария театрализованного представления.

 

Что такое монтаж?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.009 с.)