Что такое фабула и каково ее значение для драматургии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое фабула и каково ее значение для драматургии.



 

X. Сюжетосложение.

 

 Наибольшее преимущество драма имеет тогда, когда она максимально использует возможность пробудить эмоции зрителей. Зритель приходит к нам холодный, как собачий нос, загруженный проблемами. Мы должны вырубить его из его мира и погрузить в наш. Для этого нам надо возбудить в нем эмоции, поддерживать эмоции и развивать эмоции до максимальной степени.

И первое, что должен создать драматург, а в нашем случае сценарист- это фабула, на основе которой и рождается сюжет.

 

1. Фабула в художественном произведении цепь основных событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В изложении фабула различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Часто фабулу называют сюжетом. Единица фабулы - с о б ы т и е. К одному и тому же событийному рядумогутобращаться художники разных времен, народов, поколений и разного места жительства (напр., библейские легенды или события Великой отечественной войны). Однако на одной и той же событийной основе создается принципиально новый художественный мир, в котором известная фабульная канва обретает новый смысл и значение. Таким образом, фабула возникает в конкретном сюжете как продукт творчества художника. В тех видах и жанрахискусства, которые обращены к предметно-событийному аспекту отображаемой действительности (эпос, драма, теле- и кинофильм, историческая живопись, опера, сюжетные театрализованные представления и пр.), фабула выполняет организующую функцию, объединяя все детали сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому восприятию художественного произведения. В бестекстовой музыке, лирике, натюрморте, пейзаже и т. п. фабула отступает на второй план, утрачивает организующую функцию; развитие сюжета осуществляется на основе движения эмоций, переживаний, настроений. Возможны бесфабульные произведения искусства (арабеска, некоторые лирические произведения).На современном этапе фабула- это краткое, как правило устное изложение событий произведения в их обязательной временной последовательности, в отличии от сюжета- развернутого отображения или описания действия при необязательной временной последовательностью и, как правило формируется в одном предложении, например: «Два лучших семейства Вероны враждовали друг с другом, но, однажды, юноша и девушка из этих семейств влюбились друг в друга и, презрев вражду, решили убежать, но погибли, а встретившиеся над их трупами семейства помирились и тем самым доказали, что любовь сильнее вражды.» Фабула от сюжета отличается еще и тем, что в фабуле семь элементов композиции; исходная ситуация- экспозиция-завязка-развитие действия-кульминация-развязка –финал, а в сюжете пять элементов:экспозиция-завязка-развитие действия- кульминация-развязка.

2. Сюжет- термин произошелот французского слова буквально переводящийся как предмет. В театре, кино- это совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения, динамический аспект произведения искусства: развертывание действия во всей его полноте, развитие характеров, человеческих переживаний, взаимоотношений, поступков и т. п.; взаимодействие персонажей и обстоятельств; внутреннее смысловое сцепление образов. Сюжет органически связан с идеей произведения, является способом ее развития и обнаружения. Одновременно сюжет - это способ существования фабулы. Сюжет и фабуласоставляют единый конструктивный элемент произведения, проявляющийся как фабула на предметно-познавательном уровне, как сюжет - на уровне ценностно -аксиологическом. Единицей сюжета является д е т а л ь. Сам же сюжет в этом плане есть динамика взаимодействующих деталей, жестов,движенийи т. п., объединенных идейно- тематически. В основе сюжета лежит конфликт, который содержит в себе предпосылки развития действия, совершающегося через ряд перипетий (соотнесений, торможений, повторений и т. п.). С этой точки зрения сюжет есть движущая коллизия, которая проходит несколько этапов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

 

3. Исходная ситуация.
Прежде, чем приступать к формированию фабулы, нужно понять что-же её создаёт? Для этого нужно открыто и пытливо наблюдать за жизнью во всех ее проявлениях, со всеми ее проблемами, треволнениями, коллизиями и перипетиями. Какой-нибудь случай обязательно не оставит вас равнодушным. Это и может стать исходной ситуацией (ИС), дающей понятие о наличии эпического конфликта - отправной точкой для начала драматического творчества. Исходная ситуация, сформированная, как поступок героев, является внешним проявлением эпического конфликта, проявлением того несоответствия нравственных человеческих норм, считающимся, тем не менее, общепринятой нормой поведения. Например, решение Раневской и Гаева продать родовое поместье вместе с вишневым садом, невзирая на то, что этим рушится весь жизненный уклад близких им людей, живущих в этом поместье. С этого начинается история разрушения жизни в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Можно себе представить, что Гаев проиграл большую сумму в бильярд, Раневская вначале снимала для всех слишком приличное жилье, не последнюю роль сыграл их слуга Яшка, и,в следствии ряда причин, им перестало хватать тех средств, которые им посылали из дома. Они могли вернуться и попытаться как-то наладить свою жизнь в кругу тех, кто их любит, но нет. Слишком им нравится та богемная жизнь, которую они ведут за границей. Конечно, сама исходная ситуация лежит за пределами пьесы, но именно в ней и формируется эпический конфликт произведения, который мы можем назвать, к примеру, в «Вишневом саде», как равнодушие или даже предательство близких людей и вместе с тем всей истории и прекрасных традиций их рода, а в широком смысле и России. Вполне возможно, что исходная ситуация в «Вишневом саде» проявилась еще тогда, когда Раневская собралась уехать из родного гнезда в Европу. Сути эпического конфликта это особенно не изменяет.     

Надо сказать, что в исходной ситуации проявляется не только эпический конфликт, но и жанр самой истории, в зависимости от положения героя к обстоятельствам, порождающих эту ситуацию, и побуждающих его к поступку. Положение героя под гнетом обстоятельств, при невозможности их преодолеть, порождает трагедию. Положение героя в борьбе с обстоятельствами и преодоление их при проявлении силы характера, рождает драматическую ситуацию. Ситуация - же где присутствует комедийный узел, где герой находится над обстоятельствами, рождает комедию. Формирование фабулы без понимания исходной ситуации приводит к рыхлости, аморфности событий и не дает зрителю точного порядка и сути поступков героев и приводит к неясности, а порой и к их противоречивости. Без исходной ситуации не понятна сама причина эпического конфликта и,тем более, дальнейшее, в финале его видоизменение, вызванное победой героя-представителя личностного конфликта. 

Далее следуют элементы драматургической композиции, формирующие собственно сюжет.

4.  Экспозиция. Обстоятельства, порождающие героя. Исходная ситуация, как правило, лежит за пределами пьесы. Пьеса- же или сценарий начинается с отображения крайней стадии проявления эпического конфликта в его самой яркой, болезненной форме в экспозиции. Отражение - же действенности конфликта- в предлагаемых читателю обстоятельствах, в которых действуют герои. Существуют три круга обстоятельств- большой, средний и малый. Большой круг обстоятельств предполагает весь кругозор автора пьесы или сценария. Средний- это обстоятельства произведения. Малый- это обстоятельства, в которых действует сейчас и здесь герой. Надо сказать, что и обстоятельства содержат три уровня; большой круг обстоятельств несет в себе духовный, эпический уровень, средний круг обстоятельств – чувственный, драматический уровень, и малый круг обстоятельств – уровень внешний и, в силу сиюсекундности,- лирический. Внешне эти обстоятельства реализуются через, как минимум три обстоятельства: места, времени и образа действия, в каждом из которых присутствуют все три круга обстоятельств. Обстоятельство места, времени и образа действия должны отражать по большому кругу – эпический конфликт, по среднему- драматический и по малому кругу- лирический. Например: в пьесе «Ромео и Джульетта» в экспозиции антогонисты встречаются на площади перед  костелом в праздничный, судя по затеянному маскараду день, и начинают провоцировать,а затем и совершают убийство, что говорит о таком накале конфликта, что христианские заповеди для них уже не имеют значения, а Шекспир эти обстоятельства еще больше обостряет через обстоятельства места, времени и образа действия.

5. Завязка. В данном случае завязка рассматривается, как первое активное выступление героя против устоявшихся в обществе норм поведения  устаревшей морали, как правило не соответствующим общечеловеческим нормам поведения. В завязке заявляется собственно тема произведения, суть которой и является конфликтной по отношению к эпическому конфликту т. е. возникает личностный конфликт. Как правило- это перипетия, рожденная страхом. Герой не может дальше жить из страха потерять себя, как личность, а его антогонисты из страха потерять свое положение.

6. Развитие действия. В данном случае, с точки зрения представленной триады, в процессе развития, действие обнаруживает в себе, как минимум, еще две перипетии (ДКФ), вскрывающие противоречия на нравственном уровне- уровне страстей, и, далее, на духовном уровне- уровне совести. В этом процессе последовательно вскрываются все три круга обстоятельств, обнажая духовную суть антагонистов. Перипетия, оканчивающая развитие действия в своем высшем проявлении отображает поступок героев, в котором уже нет надежды на спасение, но есть невозможность предания идеалов, совести и чревато катастрофой. Например: решение инсценировать самоубийство влюбленных в «Ромео и Джульетте». Но в ней должен проявиться и спрогнозироваться драматургом сверхзадача главного героя, его духовное кредо, то ради чего он боролся.

7. Кульминация. Здесь трактуется, как ложная победа контрсквозного действия, как кажущаяся победа отрицательных героев. С этой точки зрения- это самая мощная перипетия в пьесе, сценарии. Это торжество антигероев, в котором выражается их духовная низость и это-то и должно вызывать наивысший всплеск сочувствия, сопереживания у читателя или зрителя. Например: в «Ромео и Джульетте» это встреча двух семейств над бездыханными телами детей, причем в груди у Джульетты кинжал Ромео. Ситуация чревата взрывом. Но тут появляется опоздавший монах Лоренцо.

8. Развязка. Трактуется как окончание борьбы по сквозному действию, т.е. в кульминации возникает какое-то обстоятельство или факт или поступок героя, который внезапно, и это важно, изменяет положение героев. Например: речь Лоренцо. То есть кульминация и развязка-это две перипетии следующих сразу одна за другой. В отличии от предложенной формулы, созданной на основе триады Гегеля, где отрицательные герои осознают всю разыгравшуюся по их вине беду, духовно меняются, существует, в частности,   формула Фрейтага, в которой в кульминации разрешающего факта не случается и для героев наступает развязка как катастрофа. В этом случае очень важно отношение к этому читателя или зрителя, потому что именно здесь окончательно формируется идея произведения. Итак, история, казалось бы закончилась. Драматург, как правило ставит точку и пишет слово «Занавес», но не закончилась фабула, не понятно как эта история повлияла на общественный уклад, как она изменила мораль. Для отображения этого служит финал, собственно и заканчивающий сценарий или спектакль.

9. Финал. Финал, в общепринятом смысле, - этозавершение, конец, заключительная часть чего-либо, например, заключительная встреча в спортивных соревнованиях, выявляющая победителей. В музыке -заключительная часть цикличных музыкальных произведений, заключительная сцена оперы,оперетты, балета, заключительная часть праздника, театрализованного представления,концерта. В сценарии-же финал отображает изменение эпического конфликта, произошедшее после всей истории героев и, как правило, сочиняется не драматургом, хотя им прогнозируется, а сценаристом, режиссером. В финале проявляется заключительная часть фабулы и должна отображать сверхзадачу не столько героя, а сколько разрешение духовных проблем стоящих перед данным, конкретным зрителем, читателем. Финал отражает философское осмысление жизненных перипетий, описываемых в пьесе. Финал должен резонировать с чувствами зрителей или участников праздника, для того чтобы закрепить его педагогическую составляющую, понуждающую зрителя к определенному поступку в схожих обстоятельствах. Не зря его называют главным событием.Дело в трм, что именно здесь окончательно, зримо, в виде художественного образа выражается сверхзадача, мотивируя зрителя на поступок.

Что такое сюжет?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.011 с.)