I. Сценаристика как особый вид драматургии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Сценаристика как особый вид драматургии.



 

Приступая непосредственно к постановке представления режиссер должен иметь не только драматический материал, но и зафиксированное на описание того, что происходит на месте действия, где описывается и декорация и звукошумовое и световое оформление, описание действий для постановочной части театра. Этот документ, созданный на основе драматургического произведения, называется сценарий. В силу специфики профессии режиссера театрализованных праздников и представлений, режиссер, как правило, является сценаристом. Поэтому, наряду с изучением законов режиссуры, необходимы знания для написания сценария.

1.Сценарий- это  составная часть режиссерской документации, литературное произведение, описывающее содержание и форму действия, предназначенного для воплощения средствами кино или телеискусства, представления, массового праздника, определенных жизненных и политических акций. Сценарий - это драматургическая основа массового театрализованного действия, описание будущей постановки, определяющее се тему, масштабы и границы проведения, пути реализации сверхзадачи сценарного проекта и его образного решения. Литературный сценарий содержит также текст или изложение содержания реплики персонажей, ведущих, тексты стихотворений, песен, театральных отрывков, описание спортивных и хореографических эпизодов, тезисы выступлений реальных героев, точно указанные моменты появления динамической и статической проекций, а также их содержание. В сценарии включаются также режиссерские указания (ремарки, команды на построение и смену мизансцен, изменения в освещении и т. д.).

Собственно термин «сценарий» возник в средневековой Италии (итал. scenario, от лат. scaena - сцена) и означал, во-первых: сюжетную схему, по которой создаётся спектакль в театре. Такой сценарий представлял собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). В нём определены главные моменты действия, указаны выходы персонажей на сцену, обозначены вставные номера, буффонные сцены, лацци, песни и пр. Диалоги, монологи создавались самими актёрами во время репетиций представления. Сценарий опирается  на уже выработанные приёмы построения сценического действия, на существование постоянных, неизменных в своих основных чертах образов-масок. Определяя лишь канву спектакля, сценарий предоставлял актёрам свободу для проявления их таланта, изобретательности. На сценариях строились представления различных видов народного театра, развивавшихся на основе устного народного творчества. Наибольшее количество сценариев было создано в итальянской комедии делъ арте. В 17 веке сценарии комедии дель арте издавались в виде сборников. Первый сборник, составленный Ф. Скала (изд. 1611), содержал 50 сценариев. Среди сборников, вышедших впоследствии: Б. Лока-телли (179 С., изд. 1618-22), А. Бартоли (изд. 1880); на русском языке В. Н. Перетп "Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг." (изд. 1917). С развитием литературной драмы сценарий уступил место писанному тексту, в котором, наряду с ремарками, поясняющими действие, были выписаны монологи и диалоги.

В музыкальном театре (в опере) – сценарием является драматургический план- либретто (от итальянского libretto, буквально - книжечка). Это словесный текст вокального или музыкально-драматического произведения, преимущественно сценического: оперы, оперетты, реже -оратории. Либретто является литературной основой оперы. В музыкально –сценическом произведении важнейшее значение имеет идейная сущность либретто, правдивая обрисовка образов и ситуаций, возникающая на основе текста, качество литературного языка. Существует в музыкальном театре два типа либретто: для постановочной группы и исполнителей, в котором описано и действие и слова и музыкальная партитура, и для зрителей, в котором разъясняется действие, описывается фабула.

 Текст либретто, созданного для постановки, приобретает полную силу воздействия только в единстве с музыкой. Композитор обычно участвует вместе с либреттистом в детальной разработке оперного сценария и в окончательной отделке литературного текста.  Часто композитору принадлежит замысел оперного либретто и драматургический план (сценарий). Либретто может быть оригинальным сочинением ("Хованщина" Мусоргского), но чаще основывается на сюжете и образах драматического и другого литературного произведения -"Фауст" по Гёте, "Евгений Онегин" по Пушкину, "Тихий Дон" по Шолохову. Как правило, драма, служащая основой либретто, подвергается переработке иногда коренной; исключения очень редки: "Каменный гость" Даргомыжского на неизменённый текст Пушкина. Либретто обычно даёт новую трактовку темы, сюжета, образов -"Пиковая дама" Чайковского по Пушкину. Отдельные либреттисты во многом определяли замыслы композиторов. Талантливым сотрудником Моцарта был Л. Да Понте, автор либретто опер "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан". В оперной реформе Глюка большую роль сыграл Р. Калъцабиджи, автор либретто его опер "Орфей и Эвридика", "Альцеста" и др. Деятельное участие в создании "большой оперы" во Франции в 19 веке принимал Э. Скриб; по его либретто создали оперы Мейербер: "Гугеноты", "Роберт-Дьявол" и Обер "Немая из Портичи". Известными авторами либретто французской лирической оперы были П. Ж. Барбье (либретто оперы "Фауст" Гуно), А. Мельяк и Л. Галеви (либретто оперы "Кармен" Бизе, M. Kappe и др. Выдающиеся итальянские либреттисты 19 в. - Ф. Романи: "Норма", "Сомнамбула" Беллини, "Любовный напиток" и "Лукреция Борджиа" Доницетти, оперы Россини и др.), Ф. Пъяве (автор Л. 11 опер Верди, в т. ч. "Травиата" и "Риголетто"), С. Каммарано ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти, "Трубадур" и "Луиза Миллер" Верди и др.) и А. Бойто (Л. "Отелло", "Фальстаф" Верди, "Джоконда" Понкьелли и др.). Крупнейшие русские либреттисты- В. И. Бель ский (либретто опер "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок" Римского-Корсакова, и др.), М. И. Чайковский (либретто опер "Пиковая дама", "Иоланта" Чайковского, "Франческа да Римини" Рахманинова, "Дубровский" Направника, и др.). Обычно оперное либретто строится на драматургических принципах, общих для всех видов драматических произведений, но при этом оно отличается относительной замедленностью сценического действия, максимальной концентрацией и усилением эмоциональной стороны, особенно в ариях и ансамблях, большей лаконичностью текста, подчинённостью сценария и текста законам музыкальной композиции; возвращение музыкальных эпизодов, чередование вокальных, хореографических и симфонических номеров, наложение одного текста на другой в ансамблях и т. д. Художественная ценность либретто определяется органическим сочетанием естественности драматического развития с цельностью музыкальных форм.

В кинематографии – сценарий это драматургическое произведение, по которому ставится фильм. Сценарии пишутся также для цирковых пантомим, эстрадных программ, театрализованных концертов, театрализованных представлений, массовых праздников, спортивно-художественных представлений и т.п.

2. На современном этапе сценарием называется драматургическое произведение, в котором существует расширенное описание действия, включая описание действий актеров, звукооператоров, светооператоров, постановочных трюков, а при необходимости кино-видеооператоров, фейерверкеров и других вспомогательных служб.

В частности, сценарий праздника обычно создастся в совместной работе режиссера и драматурга, которые на основе знания законов массовых праздников предлагают в сценариях определенные праздничные игровые ситуации, зрелища, предугадывая реакцию и игровое поведение зрителей и всех участников.
Сценарийдает возможность оценки сугубо практических, организационных моментов, которые определяются конкретными задачами по воплощению творческого замысла. В этом смысле сценарий рассматривается не только как форма драматургического построения художественной акции, но и как официальный документ по его организации, который позволяет составить смету расходов по его проведению, перечень необходимых материалов, костюмов, бутафории и т. п.
Методы работы над сценарием: компиляция, инсценирование, собственно драматургический метод, монтаж.

Компиляция- это метод накопления выписок, собрание документов, составление сочинений на основе заимствования чужихисследований или чужих произведений - литературная компиляция, без самостоятельной обработки источников,т.е.собственных обобщений или интерпретаций);работа, составленное таким методом -это несамостоятельное произведение.

Инсценирование ( от лат. in-на и scaena - сцена) - это переработка

повествовательного - прозаического или поэтического произведения для театра. Имеет форму пьесы с логично построенным действием. Инсценируются, как правило, наиболее популярные, имеющие большой успех у читателя произведения. Инсценировка может быть сделана самим писателем. Однако чаще авторами инсценировки являются другие лица. В том случае, когда инсценировка значительно отличается от подлинника, она является самостоятельной пьесой, написанной "по мотивам" данного произведения. Бывают также произвольные модернизированные переделки, далёкие от литературного первоисточника.

 Инсценировкой в театрализованных сценических формах и на эстраде называется перевод в драматургическую форму повествовательного, поэтического, документального произведения, в котором рассказ сочетается с показом. Главное своеобразие работы над воплощением инсценировки состоит не столько в лаконичности выразительных средств,сколько в том, чтобы найти верное сочетание рассказа и показа, точного решения переходов от авторского текста к прямой речи и обратно. В массовом действе -это сложная, высоко организованная степень синтеза агитационно - пропагандистского материала со средствами художественной выразительности на основе близких аудитории общественно значимых событии истории (напр., «Свержение самодержавия», «Взятие Зимнего дворца», «День Бородина», «Сказ о Ермаке»), либо масштабных тем («Гимн освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Война войне», «Дары природы»), инсценировки, посвященные юбилеям городов. В зависимости от жанра инсценировка- это сочетание реальной исторической и символической ассоциативной образности, с использованием документального и художественного материала и может быть различным. При этом инсценировки неотделимы от реального места действия, либо от специально организованной документально подлинной пространственной среды, что способствует конденсации в выражении их в замысле, а затем и воплощении огромного идейно-патриотического потенциала.

Основными методами инсценирования является перевод описания природы, действия в диалоги и монологи. Например: фразу,написанную в произведении «К дому, опираясь на плечо брата, подходил Иван.» можно перевести в диалог персонажей:

1-й: Глянь-ка, Иван идет…хромает чего-то…

2-й: Действительно хромает. И на братика опирается.   

При этом важно отражать жанр и стилистику автора или необходимую по решению драматурга или сценариста.

Так-же это может быть монолог персонажа:

1-й: Ой,Иван!Хромает чего-то. А это кто? А, на брата опирается.

Также возможен вариант повествовательный, от автора. В данном случае изначальная фраза вкладывается в уста рассказчика или двух.

Драматургический метод - этоспособ обработки документального или жизненного материала - впечатлений, наблюдений, автором в различные формыижанрытеатрального искусства, в частности, театрализованного представления, с выработкой оригинального сюжета. Для реализации этого метода необходим сюжетный ход.

Сюжетный ход, драматургический ход, отображающий порядок построения эпизодов, логику развития действия массового представления. Задача сюжетного хода точно и ярко выразить тему и идею представления,  стать стержнем, на который нанизываются номера и эпизоды представления. (Не сюжет, а сюжетный ход!) порою не столько внешний сколько внутренний, ассоциативный, дающий возможность не только объединить сквозным действием отдельные номера представления, но и это главное - раскрыть его через действие - основное выразительное средство театра. Например, введя актерские задачи и мизансценирование даже в те номера, которые в силу жанра и традиций их не предполагают.
Сюжетный ход и сквозное действие представления находят свое зримое выражение в образном приеме, который дает возможность взаимосвязать все его эпизоды и создать из них неразрывную цепь последовательно развивающихся событий, действий. Один из таких приемов - это введение в его ткань одного или нескольких ведущих, которые, произнося специально написанный или подобранный текст, связывают эпизоды между собой необходимым информационным материалом. Для этой цели можно использовать специально подобранные кинокадры (диапозитивы, слайды), или песню, проходящую лейтмотивом, или специально поставленные пластические (пантомимические, хореографические) миниатюры- композиции, или «живые картины», или определенным образом подобранный звуко- шумовой ряд и т. п. Часто режиссеры представления связывают эпизоды не одним каким-либо приемом, а прибегая к ихсинтезу. Например, используя в сочетании с идущей фоном музыкой слово, или пантомимические миниатюры, либо живые картины («барельефы»), или сочетая это все вместе. В конечном счете, это зависит от образной формы, в которую «одето» представление. Существует два метода художественной организации материала; метод иллюстрации и метод театрализации.

Метод иллюстрации, это образная обработка художественного материала, при котором описание объекта совпадет с его изображением (напр., радостное настроение героя подчеркивается мажорной, бравурной музыкой или после рассказа о творчестве композитора звучит одно из его произведений). «Зерно» иллюстрирования- художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. Способ существования этого приема предельно просто подобранный художественно-иллюстративный материал (фрагмент стихов, песен. кинофильмов и т.п. монтируется в «стык» к соответствующим тезисам лекции, беседы, вступления участника или очевидца события. Метод иллюстрации используется в лекции-концерте, кинолекции, в вечере вопросов и ответов, дискотеках и т. п. формах работы клуба. Задача этого приема - дать определенный психологический и художественно- образный настрой восприятию содержания клубного мероприятия,дополнить это восприятие своеобразным художественным комментарием. В целом же иллюстративность лишает зрителя игры воображения,убивает рождающиеся в нем образы и ассоциации.В массовых театрализованных представлениях методу иллюстрации противостоит метод театрализации, который преобразует все выразительныесредствав художественно-образное действие.
Метод театрализации – это способ художественной, по законам театра,  организации содержанияпредставления и/или массового праздника и реальной и игровой деятельности его участников. Двойственность функции театрализации, синтезирующей реальную и художественную деятельность, обусловлена потребностью людей в особые моменты жизни осмыслить необыденное значение того или иного события,выразить и закрепить чувства по отношению к нему, стремлением к духовному общению, к массовому творческому самовыражению.
Театрализовать материал, выразить его средствами театра, значит выполнить два главных условия: 1) выразить сущность жизненного явления, праздничного события в зримом развитии драматургического конфликта,ареальное общение участников - в игровом художественном действии, включающем в себя синтез художественных выразительных средств: 2) создать художественный образ жизненного общения- превратить эмоциипо поводу события в зрелищечеловеческих чувств.По своему характеру можно определить три вида театрализации: компилятивную,оригинальную, смешанную, т. е. совмещающую предыдущие оба вида. В массовых театрализованных представлениях метод театрализации противостоит методу иллюстрации и широко использует аллегории, метафоры, символы, гротеск,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.012 с.)